Interested Article - Гожева, Наталья Анатольевна

Наталья Анатольевна Гожева ( урождённая Мальцева ) ( 23 августа 1949 года , Ташкент , Узбекская ССР , СССР ) — советский и российский искусствовед - востоковед , историк , специалист по культуре Юго-Восточной Азии . Кандидат искусствоведения. Одна из авторов « Большой Российской энциклопедии ».

Биография

Родилась в Ташкенте в семье инженеров: отец Анатолий Георгиевич Мальцев — специалист по нефтяному оборудованию, мать — Изабелла Михайловна Мальцева (Давидович) — инженер-технолог. В 1952 г. семья переехала в Самарскую область. В 1966 г. Наталья Анатольевна окончила среднюю общеобразовательную школу с серебряной медалью и одновременно детскую музыкальную школу по классу скрипки в г. Новокуйбышевске (Самарская область). В 1970 г. окончила с красным дипломом по специальности струнные инструменты, педагог по классу скрипки. В 1971—1976 гг. — студентка исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова , который окончила по специальности «история и теория искусства, искусствовед». В 2005 г. в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств РАХ защитила диссертацию на учёное звание кандидата искусствоведения «Буддийский канон в традиционном искусстве Лаоса » .

Начала трудовую деятельность во время учебы в 1968 г. как преподаватель по классу скрипки сначала в г. Новокуйбышевске, а затем в московском Дворце культуры Московского нефтеперерабатывающего завода . С 1974 г. работает в Государственном музее Востока , сначала экскурсоводом, затем научным сотрудником отдела (позже сектора) Юго-Восточной Азии, возглавляла его с 1996 по 2013 г., в настоящее время — главный научный сотрудник отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании. Гожева Наталья Анатольевна — эксперт Министерства культуры РФ по культурным ценностям Юго-Восточной Азии . В 1992—2000 гг. преподавала (по совместительству) в московской общеобразовательной школе № 1158 мировую художественную культуру. Как преподавателю этой дисциплины Н. А. Гожевой присвоена в 1998 г. Московским комитетом по образованию высшая квалификационная категория.

Творческая и научная деятельность

В Государственном музее Востока Н. А. Гожева является хранителем постоянных экспозиций искусства Юго-Восточной Азии, Японии и Кореи (более 1000 музейных предметов), проводит большую работу по пополнению коллекций, является опытным экспозиционером, куратором и участником около 50 выставок, в том числе таких крупных как «Традиционное искусство Лаоса» (1987), «Буддийские реликвии Мьянмы» (1990), «Мифы и легенды в искусстве Юго-Восточной Азии» (1990—1992, ГМВ, Калининград, Одесса, Измаил), «Волшебный мир узоров» (2005), «Продолжая традиции собирательства» (2010 — ГМВ, 2012—2013 — Красноярск, Новокузнецк, Кемерово, Новосибирск), «Магия узоров» (2012—2014 — Майкоп, Тимашевск, Калуга), «Лаосская мозаика» (2015), «Десять цветов искусств» (2017), «Легенды Востока» (2017) и др. .

Н. А. Гожева принимала участие в ряде научных конференций, сессий и заседаний, которые проводились как в Музее Востока, так и в других российских и зарубежных культурных учреждениях. Ежегодно читает лекции по искусству стран Юго-Восточной Азии. С 2000 г. — член Редакционно-издательского совета ГМВ, была редактором трех сборников «Научные сообщения ГМВ» (XXIII, XXIV, XXV), альбомов «Восток: Искусство быта и бытия», «Продолжая традиции собирательства», а также более 20 других опубликованных работ музейных сотрудников . Член правления Общества дружбы и сотрудничества с Республикой Союз Мьянма .

Награды

Основные труды

Монографии

  • Мифы и легенды в искусстве стран Юго-Восточной Азии. М.: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1990, 112 с. (совместно с М. Б. Кохан, Г. М. Сорокиной, Н. П. Чукиной ).
  • Традиционное искусство Юго-Восточной Азии в собрании Государственного музея Востока (=The traditional South-East Asian art collection of the State museum of oriental art). Оформление П. А. Маслова . М.: Всероссийский банк развития регионов, 2001, 175 с. ISBN 5-89036-078-7 (совместно с Г. М. Сорокиной).
  • Волшебный мир узоров. Энциклопедия орнаментальных мотивов Юго-Восточной Азии. М.: Print House, 2003, 198 с ISBN 5-94930-007-6 (совместно с Г. М. Сорокиной, Н. П. Чукиной ).
  • Золотой Будда Лаоса. М.: ГМВ, 2016, 164 с. ISBN 978-5-903417-86-5 .
  • Камбоджа. Таиланд. Мьянма // Люди Моря. Этнографическая коллекция Юго-Восточной Азии. Калининград: Музей мирового океана, 2018, с. 181—264 (совместно с др.). ISBN 978-5-6041088-0-2 .

Статьи

  • Гусь в Древней Индии // « Природа », 1978, № 3, с. 157—160.
  • Малайзийские батики // « Азия и Африка сегодня », 1979, № 8, с. 64.
  • Бирма — далекая и близкая // « Советская женщина », 1979, № 5, с. 34-35 (на кит. яз.).
  • Город «Золотого Будды» // « Советская женщина », 1980, № 6, с. 4-5 (на кит. яз.).
  • Художественные ремесла Бирмы // « Азия и Африка сегодня », 1980, № 2, с. 64-65.
  • К вопросу об изучении тайской бронзовой скульптуры в собрании ГМИНВ // Научные сообщения ГМИНВ. Вып. XVI. М., 1982., с. 31-46.
  • Традиционное текстильное искусство Лаоса // Научные сообщения ГМИНВ. Вып. XVII. М., 1984, с. 27-57.
  • Образ Родины в советском изобразительном искусстве (по материалам выставки в Музее изящных искусств в Ханое) // «Вьен бао танг май тюат», 1986, № 4, с. 101—105 (на вьетн. языке).
  • Резьба по дереву в системе архитектурного декора средневековых храмов Луангпхабанга // Научные сообщения ГМИНВ. Вып. XIX. М., 1988, с. 37-56.
  • Традиционная скульптура Лаоса (По материалам выставки «Искусство Лаоса», 1982 г.) // Научные сообщения ГМИНВ. Вып. XIX. М., 1988, с. 57-66.
  • Художественные произведения Лаоса в собрании ГМВ // Научные сообщения ГМВ. Вып. XXI. М., 1992, с. 45-61.
  • Произведения буддийского искусства Таиланда в собрании Госу¬дарственного музея Востока. // Научные сообщения ГМИНВ. Вып. XXII. М., 1996, с. 3-23.
  • «Корабль мертвых», или Вселенная на индонезийских тканях (совместно с Г. М. Сорокиной) // «Мир музея», 2000, № 6, с. 24-29, 37.
  • История появления и развития буддийского художественного канона в Лаосе // Научные сообщения ГМВ. Искусство Восточной и Юго-Восточной Азии. Проблемы канона и атрибуции. Вып. XXIV. М., 2001, с. 3-39.
  • Гора будд. // «ГЕО» (GEO) , № 8, 2001, с. 29-34.
  • Сема и ограда лаосского вата // Научные сообщения ГМВ. Вып. XXV. М., 2002, с. 49-63 (0,9 а.л.).
  • Клинки Мьянмы. Легенды и история // «Прорез», 2003, № 1, с.10-16.
  • Театральные представления Индонезии (совместно с Г. М. Сорокиной) // «World Art Музей» (WAM), 2003, № 5, с. 121—142.
  • Костюм. // Восток: Искусство быта и Бытия. М., 2003, с. 64-67, (аннотации совместно с Г. М. Сорокиной — с. 112—123, 130—135, 164—165) ISBN 5-93-221-042-7 ).
  • Лаковое искусство Мьянмы // «Антиквариат», 2004, № 9 (20), с. 78-87.
  • Сакральные мотивы в индонезийском ткачестве (совместно с Г. М. Сорокиной) // Антиквариат, 2005, № 3 (25), с. 118—125.
  • «Опиумные» гирьки Мьянмы // «Антиквариат», 2006, № 1-2 (34), с. 78-83.
  • Религиозно-мифологическая основа тради¬ционного оружия Мьянмы. К расшифровке надписей на клинках бирманских мечей в собрании ГМВ (совместно с А. Е. Кириченко) // Научные сообщения ГМВ. Вып. XXVI. М., 2006, с. 238—261.
  • Каноническое и фольклорное в традиционной живописи Лаоса // Народное творчество стран Востока: структура, художественные особенности, дефиниции. М., 2007, с. 41-62.
  • Спускающийся с небес: иконография Будды в Индокитае // «Антиквариат», 2007, № 12 (53), с. 10-24.
  • Жизнь на полу, или особенности тайского интерьера // «Resort Property», 2008, № 2, с. 8-12.
  • О религиозно-мифологических, ритуальных и эстетических особенностях иконографии Будды в тхераваде на примере культового искусства Лаоса и Таиланда // Юго-Восточная Азия: историческая память, культурно-этническая идентичность и политическая реальность. Губеровские чтения. Вып. 1. М., 2009, с. 100—118.
  • Великая жизнь, или предпоследнее рождение Будды в лаосской живописи // «Антиквариат», 2010, № 1-2 (73), с. 28-43.
  • Драгоценные металлы и камни в искусстве Мьянмы // «Горный журнал». Специальный выпуск, 2010, с. 91-100.
  • Искусство Юго-Восточной Азии. // Продолжая традиции собирательства. Каталог выставки / Под общей редакцией А. В. Седова. М.: ГМВ, 2010, с. 17-20, 117—134.
  • Шанские лаки Мьянмы // «Антиквариат», 2010, № 10 (80), с. 70-85.
  • Gozheva N. Buddhist Temples in Laos and the Problem of its Classification (Буддийские храмы Лаоса и проблема их классификации) // Southeast Asia. Studies in Art, Cultural Heritage and Artistic Relation with Europe / Ed. by Izabela Kopania. Warsaw-Torun, 2013, pp. 55-62.
  • Чудесная реликвия Ашоки // « Восточная коллекция ». 2014, № 2 (57), с. 39-56.
  • «Коронованный» Будда в искусстве Индокитая // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XXVIII. М.: ИВРАН, 2015, с. 195—160.
  • Иконографические циклы в искусстве тхеравады // Научные сообщения Государственного музея Востока. Выпуск XXVII. М.: Государственный музей Востока, 2016, с. 180—205.
  • Буддийская иконография и ее интерпретации в современном искусстве Индокитая // Научные сообщения Государственного музея Востока. Выпуск XXVII. М.: Государственный музей Востока, 2016, с. 206—253.
Большая Российская энциклопедия

Каталоги и путеводители

  • Искусство Бирмы. Каталог выставки. Составители Н. И. Ожегова, Н. А. Мальцева. М., 1978.
  • Лаки Бирмы. Каталог выставки (совместно с Т. Е. Шустовой). М., 1982.
  • Пути развития современного изобразительного искусства Вьетнама (совместно с Г. М. Сорокиной) // « Искусство », 1986, № 9, с. 101—105.
  • Традиционное искусство Лаоса. М. 1987.
  • Буддийские реликвии Мьянмы. М., 1990.
  • Искусство Индокитая (совместно с Г. М. Сорокиной, Т. Е. Шустовой). М., 1991.
  • Искусство (совместно с С. С. Ожеговым) // Лаос. Справочник. М., 1994, с. 232—244.
  • Сиам — Таиланд: предметы коллекционирования. К 60-летию восшествия на престол короля Таиланда Пхумипона Адульядета Рамы IX. М., 2006.
  • Продолжая традиции собирательства. Каталог выставки / Под общей редакцией А. В. Седова. М.: ГМВ, 2010—248 с. (с. 17-20, 117—134)
  • Год змеи. Образ змеи в Южной и Юго-Восточной Азии // 2013. Год змеи. Из собрания Государственного музея Востока (календарь). М.: ГМВ, 2012 (совместно с Е. М. Карловой).
  • Искусство Мьянмы, Лаоса и Таиланда // Государственный музей Востока. Путеводитель. М.: ГМВ, 2012, с. 70-77; 81-87.
  • Магия узоров. М.: ГМВ, 2013.
  • Десять цветов искусств. Каталог выставки. М.: ГМВ, 2017.
  • Искусство Юго-Восточной Азии. Путеводитель по постоянной экспозиции и коллекции ГМВ (совместно с А. С. Легостаевой и Г. М. Сорокиной). М.: ГМВ, 2018.
  • Под пение цикад. Живопись Елены Ненастиной. М.: Государственный музей Востока, 2018.

Примечания

  1. Гожева, Наталья Анатольевна. Буддийский канон в традиционном искусстве Лаоса : автореферат дис. … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств. — Москва, 2006. — 29 с.
  2. . Дата обращения: 5 апреля 2018. Архивировано из 5 сентября 2018 года.
  3. Войтов В. Е. Материалы по истории Государственного музея Востока. 1971—1990. Люди. Вещи. Дела. М.: ГМВ, 2015, с. 104, 143, 212, 213, 239, 246, 247, 265, 267—269, 281, 382, 415, 498, 505, 523—525, 528, 529, 535, 536, 539, 541, 613
  4. Отчет Государственного музея Востока 2008. М.: ГМВ, 2009, c 2, 66; Отчет Государственного музея Востока 2009. М.: ГМВ, 2010, с. 15-17, 100, 104; Отчет Государственного музея Востока 2010. М.: ГМВ, 2011, с. 2, 28-29, 91; Отчет Государственного музея Востока 2011. М.: ГМВ, 2012, с. 2, 75-76, 108, 110, 115
  5. Члены правления — Лица — Общество дружбы и сотрудничества с Республикой Союз Мьянма от 5 мая 2018 на Wayback Machine
Источник —

Same as Гожева, Наталья Анатольевна