Советский писатель
- 1 year ago
- 0
- 0
Сове́тский наро́д — гражданская идентичность в СССР . С. Т. Калтахчян в Большой советской энциклопедии определял эту общность так : «историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное и общую цель — построение коммунизма ; возникла … в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоёв, всех наций и народностей».
После распада СССР эта сложившаяся наднациональная идентичность была постепенно утрачена, замены ей на территории Российской Федерации к 2010-м годам не создано .
Термин «советский народ» начал использоваться для обозначения населения СССР уже в 1920-е годы .
В 1961 году, выступая на XXII съезде КПСС , Н. С. Хрущёв в докладе о новой программе КПСС провозгласил:
В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты,— советский народ. Они имеют общую социалистическую Родину — СССР, общую экономическую базу — социалистическое хозяйство, общую социально-классовую структуру, общее мировоззрение — марксизм-ленинизм, общую цель — построение коммунизма, много общих черт в духовном облике, в психологии.
— Н. С. Хрущёв
С. Г. Кара-Мурза в своем труде « Советская цивилизация » фиксирует понятие советский народ с 1966 года, понимая под ним полиэтническую гражданскую нацию СССР. Постановлением XXIV съезда КПСС от 1971 года советский народ был провозглашён результатом прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей , заселяющих территорию СССР .
Понятие советского народа как общности подпитывалось такими совместными достижениями, как победа в Великой Отечественной войне и освоение космоса .
Для всех советских людей было установлено единое союзное гражданство, общим языком межнационального общения в СССР являлся русский язык .
В конце 1980-х годов, когда под влиянием Перестройки усилились сепаратистские тенденции, основания общности оказались поколеблены. Процент ассоциировавших себя с советским народом вначале снижался медленно и иногда даже повышался: по данным Е. Н. Даниловой , в 1992—1998 годах в РФ чувство близости с советским народом высказывали от 39 % опрошенных (в 1993 году) до 54 % (в 1997 году).
В последующие годы процесс ускорился. Исследование Института социологии РАН в 2007 году показало лишь 15 % россиян, которые по-прежнему идентифицировали себя с советским народом, а число людей, которые «никогда» не ассоциировали себя с советским народом, выросло между 1992 и 2007 годами с 18 % до 43 % .
По итогам переписи населения 2010 года в РФ около 27 тысяч человек определили свою национальность как «советскую», то есть идентифицировали себя как советский народ .
В отличие от советской политики национальной идентичности, декларировавшей советский народ как интернациональную и наднациональную общность, Конституция РФ говорит о «многонациональном народе Российской Федерации»; с самого начала идея российской нации как сообщества всех граждан РФ встретила оппозицию .
В декабре 2010 года президент РФ Д. А. Медведев обозначил отсутствие общероссийской объединяющей идеи как проблему во время обсуждения в Государственном Совете , предложив «общероссийский патриотизм» как замену идеи «советского народа» .
Оценки успешности создания новой общности расходятся. С одной стороны, этнолог В. А. Тишков и другие историки считают, что «при всех социально-политических деформациях советский народ представлял собой гражданскую нацию» . Философ и социолог Б. А. Грушин отмечал, что социология в СССР «зафиксировала уникальный исторический тип общества, который уже ушёл в небытие». В то же время, как считает социолог Т. Н. Заславская , она «не решила главной задачи, связанной с типологической идентификацией советского общества» .
В 2011 году президент России Д. А. Медведев в интервью телеканалу « Евроньюс » напомнил об использовании термина «советский народ» как «единой общности» в СССР, добавив при этом, что «во многом эти построения оказались теоретическими» .
Российские исследователи уделили также внимание теме формирования и функционирования сознания советского народа .