Александр Ленский (Вервициотти) родился
1
(13) октября
1847 года
в
Кишинёве
. Внебрачный сын князя
и певицы
. С
1858 года
, после смерти своих родителей жил в семье актёра
Малого театра
К. Н. Полтавцева
, который был женат на единокровной сестре Ленского
.
Ленский постоянно посещал Малый театр, участвовал в любительских спектаклях и так постепенно приобрёл большой интерес к театральному искусству
.
В 1876 году Ленский связал свою жизнь со сценой Малого театра. Работал он там до конца жизни, играл роли, ставил спектакли как режиссёр
. Два сезона, в 1882—1884 году Ленский играл на сцене
Александринского театра
.
Ленский перевоплощался на сцене в своих героев, достиг в этом большого мастерства, утверждал принципы психологической правды в искусстве
.
В 1898 году, когда наметился кризис академической театральной стилистики, А. П. Ленский возглавил филиал, созданный при Московской императорской труппе и получивший название
Новый театр
. Там он занимался педагогической деятельностью и экспериментаторскими постановками; многие актёры работали одновременно на обеих сценах: и в стационарном помещении Малого театра, и в Новом. А. П. Ленский перенёс в Новый театр для исполнения начинающими артистам со сцены Малого театра 14 своих постановок
. Однако этот филиал долго не просуществовал, и вскоре Ленский ушёл оттуда, а ещё через пару лет, в 1907 году Новый театр был окончательно упразднён.
31 августа 1899,
НОВЫЙ ТЕАТР
— «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»
А. Н. Островского
. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (1-е д., 1 и 2-я к. 2-е д.) и И. Ф. Савицкого (2-я к. 3-е д. и 5-е д.). Пост. реж. А. П. Ленского.
5 октября 1899,
НОВЫЙ ТЕАТР
— «Сон в летнюю ночь». Ком. в 5 д. В. Шекспира. Пер. с англ.
Н. М. Сатина
. Музыка
Ф. Мендельсона-Бартольди
. Танцы поставлены М. П. Станиславской и
В. Д. Тихомировым
. Новые декорации И. Н. Феоктистова (5-е д.) и Ф. А. Лавдовского (2-е д.). Машины В. С. Хмелевского. Пост. реж. А. П. Ленского.
26 ноября 1899,
НОВЫЙ ТЕАТР
— «Хрущевские помещики»
А. Ф. Федотова
.
7 декабря 1899,
НОВЫЙ ТЕАТР
— «
Игроки
» Н. В. Гоголя.
8 сентября
1900
,
НОВЫЙ ТЕАТР
— «
Снегурочка
». Весенняя сказка в 4 действиях с прологом
А. Н. Островского
. Музыка
П. И. Чайковского
. Танцы поставлены
Н. Ф. Манохиным
. Новые декорации И. М. Смирнова (пролог и 4-е д.), Ф. А. Лавдовского (1-е и 2-е д.), П. П. Сергеева (3-е д.). Машины В. С. Хмелевского
18 октября 1900, среда — «
Ромео и Джульетта
» В. Шекспира. Пер.
А. Л. Соколовского
. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (сад), И. Ф. Савицкого (остальные картины). Перемены декораций на поворотной сцене
К. Ф. Вальца
.
10 сентября 1901,
НОВЫЙ ТЕАТР
— «Разрыв-трава»
Е. П. Гославского
. Музыка
А. Н. Шефера
. Новые декорации И. Ф. Савицкого (1-е д.— дворцовый сад царя Хамка), И. М. Смирнова (2-е и 5-е д.— двор царя Зензевея), П. П. Сергеева (3-е д.— лес),
К. Ф. Вальца
(4-е д. — речная заводь). Машины В. С. Хмелевского.
21 февраля 1901 — СПЕКТАКЛЬ В ПАМЯТЬ Н. В. ГОГОЛЯ: «Утро делового человека». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя. «Отрывок». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя. «Разговор двух дам» Сцены из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; «Лакейская». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя; «Тяжба». Ком. в 1 д. Н. В. Гоголя; «Апофеоз». Пост. реж. А. П. Ленского и
А. М. Кондратьева
.
2 сентября 1902 — «Школа злословия»
Р.-Б. Шеридана
. Пер. с англ. А. Погожевой.
6 сентября 1902,
НОВЫЙ ТЕАТР
— «Мертвые души». Переработка из поэмы Н. В. Гоголя
А. А. Потехина
и
В. А. Крылова
. Декорации А. Е. Цетельмана.
1 сентября 1908 — «Франческа да Римини»
Г. д’Аннунцио
. Пер. с итальянск. размерами подлинника
В. Я. Брюсова
и
Вяч. И. Иванова
. Декорации Ф. А. Лавдовского (1-е и 2-е д.), Б. О. Гейкблюма (3-е, 4-е и 5-е д.). Костюмы по рисункам В. Я. Бушиной.
Примечания
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 3 октября 2010. Архивировано из
30 апреля 2014 года.
↑
Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 3 — М.: Советская энциклопедия, Кетчер — Нежданова, 1964, 1086 стб. с илл., 7 л. илл. (стб. 486—490)
(неопр.)
. Дата обращения: 8 октября 2010. Архивировано из
24 июня 2013 года.