Interested Article - Варламов, Константин Александрович
- 2020-04-11
- 1
Константи́н Алекса́ндрович Варла́мов ( 11 ( 23 ) мая 1848 , Санкт-Петербург — 2 ( 15 ) августа 1915 , Павловск ) — русский актёр, заслуженный артист Императорских театров . Сын А. Е. Варламова .
Биография
Константин Александрович Варламов родился 11 (23) мая 1848 года в семье композитора Александра Варламова , умершего в тот же год. После смерти отца семью ждала нищета: назначенная матери пенсия не превышала 18 рублей в месяц — так что Варламов не смог получить приличного образования, тем более актёрского.
В юности он стал участвовать в любительских спектаклях. В 1867 поступил в театр в Кронштадте. Она, а также актриса А. И. Шуберт , ученица М. С. Щепкина , оказали большое влияние на формирование таланта Варламова. В течение 8 лет Варламов работал в провинции (Вильно, Гельсингфорс, Саратов, Казань, Нижний Новгород и др.), выступал в драмах, комедиях, водевилях, опереттах в комическом амплуа простака. В 1874 году занял положение премьера в театре в Нижнем Новгороде, одном из лучших провинциальных театров того времени.
В 1875 году благодаря А. А. Нильскому и Н. Ф. Сазонову он поступает в Александринский театр , став одним из ярких водевильных актёров труппы. Играл в спектаклях самых разных жанров, в том числе опереттах, балетах, дивертисментах. Для игры Варламова были характерны оптимизм, жизнерадостность, стихийный комизм, подчёркнутая театральность и одновременно достоверность. Критики называли его «царём русского смеха».
Варламов начинает как чисто комедийный актёр в традициях Я. Д. Шумского , А. Г. Ожогина , В. И. Живокини и др. В его игре смелая буффонада, злободневные выпады сочетались с психологически глубокой разработкой характеров, мастерством речевой характеристики образа, тонким лиризмом. Варламов был и настоящим мастером импровизации: он позволял себе во время спектакля беседовать со зрителями, придумывал свои шутки, («отсебятины»), исполнял куплеты собственного сочинения.
Критики обвиняли Варламова во «всеядности»: он соглашался на любые роли, в его репертуаре много классических русских пьес и пьес «лёгкого» жанра: оперетт, водевилей, фарсов. Всего на сцене Александринского театра Варламов сыграл более 1000 ролей, в том числе оперных и балетных партий. В «Ежегоднике Императорских Театров» 1900 года перечислено 640 только главных его ролей. В числе лучших — Варравин («Дело» А. В. Сухово-Кобылина), Яичница («Женитьба» Н. В. Гоголя), Большов и Юсов («Свои люди — сочтёмся» и «Доходное место» А. Н. Островского), Сганарель («Дон-Жуан» Мольера в постановке Мейерхольда) и др.
Популярность Варламова была необыкновенно велика: зрители ценили его необыкновенный голос, богатство интонации, мимики. На спектаклях с его участием зал был полон.
«Псковский городской листок» о гастролях Варламова в Пскове в 1906 году:
«Публика принимала высокопоставленного артиста восторженно. Эти два вечера, которые он гостил у нас, превратились в сплошной триумф по его адресу. Чуть ли не каждый выход и уход сопровождались громом аплодисментов всего зала»
Об артисте рассказывали многочисленные байки и анекдоты. В Петербурге даже были выпущены папиросы «Дядя Костя» с его портретом. [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-301-theatre_encicl.html Театральная энциклопедия] отмечала, что на весь Петербург славились так называемые «Варламовские капустники » — весёлые вечера с представлениями в доме актёра К. А. Варламова для друзей и знакомых .
В 1880-е годы К. А. Варламов тяжело заболел слоновой болезнью , утратив способность передвигаться. Однако до конца жизни он продолжал участвовать в театральных постановках, играя преимущественно сидя, и оставался любимцем публики.
Портрет Варламова был на коробках папирос «Дядя Костя». В 1914 году петербургские газеты писали, что Дядя Костя участвовал в благотворительных сборах табака для солдат. Писали, что он руками перегораживал Невский и призывал жертвовать.
Константин Варламов скончался в Павловске 2 (15) августа 1915 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище . В 1916 году было сделано надгробие в виде гранитной неоклассической часовни (архитектор В. И. Дубенецкий , скульптор Б. О. Фредман-Клюзель ).
Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде
- 1880-е—1905 — Набережная реки Фонтанки , 82 — переулок Джамбула, 1;
- 1905—1908 — Загородный проспект , 21-23;
- 1908—1915 — Загородный проспект, 13 — улица Ломоносова , 13. На доме висит мемориальная доска.
Роли в театре
Александринский театр
- 1875 — « Волки и овцы » А. Н. Островского — Чугунов
- 1875 , 1881 , 1887 — « Ревизор » Н. В. Гоголя — Ляпкин-Тяпкин и Осип; Земляника; Городничий
- 1876 — « Правда хорошо, а счастье лучше » А. Н. Островского — Грознов
- 1877 — « » Ж. Оффенбаха — царь Менелай
- 1877 , 1892 , 1893 — « Мёртвые души » Н. В. Гоголя — Чичиков; генерал Бетрищев; Собакевич
- 1882 — « Дело » А. В. Сухово-Кобылина — Варравин
- 1884 , 1886 — « Женитьба » Н. В. Гоголя — Кочкарев, Яичница
- 1889 — « Иванов » А. П. Чехова , режиссёр Ф. А. Фёдоров-Юровский — Лебедев
- 1891 — « » В. И. Немировича-Данченко — Столбцев
- 1892 — « Доходное место » А. Н. Островского — Юсов
- 1896 — « Чайка » А. П. Чехова — Шамраев
- 1897 — « Венецианский купец » У. Шекспира — старик Гоббо
- 1901 — « На всякого мудреца довольно простоты » А. Н. Островского — Крутицкий
- 1902 — « Свадьба Кречинского » А. В. Сухово-Кобылина — Муромский
- 1902 — «Свадьба» А. П. Чехова — Ревунов-Караулов
- 1904 — « Не в свои сани не садись » А. Н. Островского — Русаков
- 1904 — « Горячее сердце » А. Н. Островского — Курослепов
- 1905 — « Не всё коту масленица » А. Н. Островского — Ахов
- 1910 — « Дон-Жуан » Мольера , режиссёр В. Э. Мейерхольд — Сганарель
- « Лес » А. Н. Островского — Карп
- « Свои люди — сочтёмся » А. Н. Островского — Большов
- 1900 — « Снегурочка » А. Н. Островского — царь Берендей
- «Много шуму из пустяков», водевиль А. А. Яблочкина — Клюков
- « Горе от ума » А. С. Грибоедова — Скалозуб и Горич
- « Месяц в деревне » И. С. Тургенева — Большинцов
- « Вишнёвый сад » А. П. Чехова — Симеонов-Пищик
- « Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем » Н. В. Гоголя — Городничий
Признание и награды
Литература
- Кара С. С. Варламов.— Л., 1969.— 206 с., 16 л. ил.: ил.
- Карцев Ал . «Дядя Костя» // Новое русское слово .— Нью-Йорк, 1965.— 31 июля (№ 19136).— С. 4.
- Крыжицкий Г. Константин Александрович Варламов, 1848—1915.— М.; Л., 1946.— 61 с., 3 л. портр.
- Леонидов Л. Д . К. А. Варламов: Глава из вышедшей недавно в Париже книги «Рампа и жизнь» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1955.— 31 октября (№ 15465).— С. 2; 1 ноября (№ 15466).— С. 2—3.
- Старк Э . Царь русского смеха К. А. Варламов.— П., 1916
- Яблоновский С . К. А. Варламов // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1954.— 16 мая (№ 15359).— С. 2.
Примечания
- ↑ .
- цит. по от 20 августа 2008 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 15 июля 2009. Архивировано из [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-301-theatre_encicl.html оригинала] 6 декабря 2009 года.
Ссылки
- Театральная энциклопедия
- 2020-04-11
- 1