Interested Article - Гозенпуд, Абрам Акимович

Абрам Акимович Гозенпуд ( 10 [23] июня 1908 , Киев 2 июня 2004 , Санкт-Петербург ) — советский и российский литературовед , критик, переводчик и музыковед, педагог. Кандидат искусствоведения (1946), доктор филологических наук (1963). Автор около 500 разнообразных исследований в области музыки и литературы, в том числе — классическая семитомная история русского оперного театра . Брат композитора Матвея Акимовича Гозенпуда (1903—1961).

Биография

Родился в 1908 году в Киеве в купеческой семье черниговского еврея Акивы Зискиндова Гозенпуда, мать - Ривка Лейбовна, урождённая Бедер.

В 1930 окончил литературный факультет Киевского института народного образования .

С 1934 года преподавал в высших учебных заведениях Киева и занимался литературными переводами — большей частью, на украинский язык. С началом войны, в 1941 году, пешком ушёл из Киева, опасаясь прихода фашистских войск. Сразу после войны, в 1946 — преподаватель в учебных заведениях Киева и Свердловска. В 1946 году защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению («Шекспир и музыка»). Постоянно выступал в периодической печати как театральный критик. Вскоре перебрался в Москву.

1948—1949 гг. — заведовал литературной частью московского Малого театра и кабинетом музыкальных театров ВТО .

После войны началась кампания борьбы с космополитизмом. Пришлось скрываться. А собственные труды скрывать за псевдонимом Акимов.

Несколько лет ему пришлось жить фактически на полулегальном положении в Москве, где его приютили и защищали от произвола великие Москвин и Качалов , затем — после очередного доноса — вновь очутился в Киеве, откуда под угрозой скорого ареста сумел бежать в Ленинград. Там он преподавал в Театральном институте, занимался исследованиями в архивах и библиотеках, в том числе, в Пушкинском доме , где защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук .

С 1953 г. — старший научный сотрудник сектора музыки научно-исследовательского отдела в ЛГИТМиКе (с 1979 профессор-консультант) . В 1963 году защитил докторскую диссертацию на тему «Музыкальный театр в России».

Был знаком с А. А. Ахматовой , Д. Д. Шостаковичем и многими другими деятелями культуры Ленинграда .

Умер 2 июня 2004 года в Санкт-Петербург , похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Научная деятельность

Абрам Акимович Гозенпуд — автор работ по истории русского и зарубежного театра и музыки, переводов на русский и украинский языки произведений Шекспира, Шиллера, Китса, Байрона, Гауптмана, Хольберга и др., либретто комической оперы «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина . В его творческом наследии — десятки монографий, в том числе — семитомная история русского оперного театра. Его перу принадлежат огромное количество рецензий и различных публикаций в СМИ, труды о русской и зарубежной драматургии, монографические работы о воплощении музыки в произведениях Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, биографии великих певцов Ивана Ершова и Федора Шаляпина .

В 1958 году в Ленинграде была издана книга Конрада Фердинанда Мейера, составленная и отредактированная Гозенпудом, — в ней отыскались и несколько его поэтических переводов (в довоенные годы Гозенпуд тоже много переводил, но, в основном, на украинский язык) .

Сочинения

  • Оперная драматургия Чайковского. Очерки (на украинском языке). Киев, 1940;
  • Лермонтов и искусство (на украинском языке). Киев, 1941;
  • Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура. М., 1954;
  • Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. М., 1957;
  • Поэтические переводы классической поэзии (см. Конрада Фердинанда Мейера )
  • Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. — Л. : Музгиз, 1959. — 784 с. — 3000 экз.
  • Русский советский оперный театр (1917-1941).Очерк истории. — Л. : Музгиз, 1963. — 440 с. — 3000 экз.
  • Оперный словарь. — М. — Л.: "Музыка", 1965. — 480 с. — 40 000 экз.
  • Пути и перепутья. Английская и французская драматургия XX века. Л.: Искусство, 1967. 327 с.
  • Русский оперный театр XIX века (1836-1856). — Л. : "Музыка" Ленингр. отд., 1969. — 464 с. — 4790 экз.
  • Предисловие // С.Ю.Левик . Четверть века в опере. — М. : "Искусство", 1970. — С. 3—13. — 536 с. — 23 000 экз.
  • Русский оперный театр XIX века (1857—1872). Л., 1971. 335 с.
  • Избранные статьи. — Л.-М.: Советский композитор, 1971. — 240 с. — 3240 экз.
  • Достоевский и музыка. — Л.: Музыка, 1971. — 176 с. — 10000 экз.
  • Русский оперный театр XIX века (1873-1889). — Л. : "Музыка" Ленингр. отд., 1973. — 328 с. — 4790 экз.
  • Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф.И. Шаляпин (1890-1904). — Л. : "Музыка" Ленингр.отд., 1974. — 263 с. — 10 000 экз.
  • Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. — Л. : "Музыка" Ленингр.отд., 1975. — 367 с. — 11 000 экз.
  • Достоевский и музыкально-театральное искусство. Л.: Советский композитор, 1981. — 224 с.
  • Иван Ершов: Жизнь и сценическая деятельность. Советский композитор, 1986. 302 с. (второе издание, дополненное — 1999)
  • Краткий Оперный словарь. Киев: 1989. 296 с.
  • Дом Энгельгардта. Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века.. — СПб. : Советский композитор , 1992. — 246 с. — 5000 экз. ISBN 5-85285-223-6 .
  • И. С. Тургенев и музыка: исследование. СПб. Композитор, 1994. 180 с.
  • Леош Яначек и русская культура. Л.: Советский композитор, 1984. 200 с.
  • Рихард Вагнер и русская культура. Л.: Советский композитор, 1990. 288 с.

Из последнего интервью:

Да, у меня есть давно написанные, но не изданные произведения. О Михаиле Чехове, о Давыдове, воспоминания о Тарханове. Лежит машинописная работа о Булгакове. Готов труд «Пушкин и Моцарт». Издадут ли?

Родственники

Братья:

  • Матвей Акимович Гозенпуд (1903—1961) — советский композитор и пианист.
  • Наум Акимович Гозенпуд (~1899 — после 1960) — советский химик-технолог, специалист технике и технологии трикотажного производства (в частности, по производству искусственного шёлка ).

Интересные факты

В интервью Абрам Акимович рассказывал, что его отец обратился с вопросом к самому Л. Н. Толстому о воспитании детей:

Отец обратился с письмом к Толстому в 1910 году, за три месяца до кончины Льва Николаевича. Мне было два года. Речь шла не обо мне, а о моих старших братьях. Один из них стал впоследствии инженером-химиком, а другой (он, кстати, открыл мне путь к музыке) — пианистом и композитором, профессором Киевской консерватории.

Отец спрашивал о высшем образовании детей, ведь для евреев существовала процентная норма . Конечно, он мог бы отвезти нас за границу, но это казалось ему невозможным. Толстой ответил очень своеобразно: высшее образование есть не что иное, как средство эксплуатации трудящихся, рабочих. Поэтому лучше обучить детей ремеслу, а ещё лучше, чтобы они стали крестьянами — это евреи-то! Письмо было напечатано через много лет после смерти Толстого .

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 октября 2009. 20 ноября 2008 года.
  2. . Дата обращения: 11 октября 2009. Архивировано из [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/balet_encicl/page-22-balet_encicl.html оригинала] 4 марта 2016 года.
  3. (недоступная ссылка)
  4. Дата обращения: 11 октября 2009. 24 декабря 2008 года.
  5. . Дата обращения: 11 октября 2009. 24 декабря 2008 года.

Литература

  • Театр и литература: сборник статей к 95-летию А. А. Гозенпуда / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом), Рос. ин-т истории искусств; [Отв. ред.-сост. В. П. Старк ]. — СПб. : Наука , 2003. — 719 с., [9] л. ил. — ISBN 5-02-027103-9 : 1000

Ссылки

  • [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/balet_encicl/page-22-balet_encicl.html Театральная энциклопедия]
Источник —

Same as Гозенпуд, Абрам Акимович