Протокол передачи данных
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ключ без права передачи» — художественный фильм 1976 года , снятый режиссёром Динарой Асановой на студии Ленфильм (СССР).
В одной из обычных ленинградских школ сложилась странная ситуация: ученики 10-го «Б» класса плохо ладят с родителями и учителями, но очень дружны между собой и со своей молодой классной руководительницей Мариной Максимовной. Они вместе проводят выходные дни, обсуждают насущные современные проблемы и учителей с их консервативными, устаревшими по их мнению взглядами.
Коллеги неодобрительно высказываются о методах классного руководителя, которой выросшие дети, по образному выражению одной из учительниц, вручили «ключ» от сердца класса, без права передачи кому-либо другому. Молодая учительница вполне осознаёт свой педагогический дар, видит значительную разницу в интеллекте и духовном развитии между собой и коллегами-неудачниками, и на этом основании ведёт себя с ними гордо и вызывающе. Свои дерзкие, откровенные высказывания ребята записали на портативный магнитофон , записали также и отзыв Марины Максимовны о коллегах. Запись попадает в руки матери десятиклассницы Юли. Она приносит магнитофон с кассетой в школу, требуя от администрации школы разбирательства.
Новый директор школы, в прошлом кадровый армейский офицер, который поначалу кажется и , пытается найти достойный выход из сложной ситуации, а прогрессивные взгляды молодой учительницы оказываются на поверку не столь заслуживающими восхищения.
|
10 «Б»
|
Поэты |
…Милое, глупое лицо в кудрявом парике. <…> Смотрит так обезоруживающе — тупо школьная учительница, что просто невозможно на неё обижаться. Никто, в сущности, и не обижается, потому что таких эмм павловн столько в нашей школе, что начни обижаться, школы закрывать надо. А так, какую-никакую, но формулу хотя бы воды она на доске нарисует. Лучезарно глупая Эмма… Абсолютно невиноватая Эмма… Просто так сложилась жизнь. Попала в школу. <…>
Тогда эта роль Шукшиной — яркая, выбивающаяся из её амплуа, запомнилась, мелькнув, но «имидж» не затмила. Она казалась скорее забавной случайностью в её судьбе. Русская красавица. Мадонна, можно сказать, шалит… Показывает нам, шутя-играючи, какую способна выкинуть штучку.
Я очень нервничал. Помню, что мне очень хотелось угодить, соответствовать. Я напридумывал множество различных вариантов песен к этому фильму. Почему я нервничал? Ведь у меня был порядочный опыт подобной работы. Всё пока что получалось как будто бы удачно. Моё положение в литературе и уже некоторая известность и уверенность в собственных силах, казалось бы, должны были избавить меня от излишней вибрации, но я нервничал. Так, нервничая, я спел, приехав в Ленинград, одну песню, вторую, и, наконец, ещё одну, не совсем, правда, удачную, но так, на всякий случай. Динара слушала моё испуганное, напряжённое пение, подперев кулачком подбородок. Кстати, та — третья песня — никакого отношения к сюжету фильма не имела. Динара, по каким-то одной ей ведомым признакам, отобрала именно её. Я думал, будет оркестр, но звучала жалкая гитара: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»
Ретроспективы
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
На страницах сборника «Кинематограф молодых» (1979) киновед А. В. Караганов констатировал, что фильм «получил признание зрителей и критики» . Кинорежиссёр и педагог И. В. Таланкин отмечал «изысканно выстроенные мизансцены, как, скажем, эпизоды с днём рождения при свечах или звукового „письма к потомкам“» .
Кинокритик Т. Мамаладзе в журнале « Искусство кино » написала: «Авторы фильма „Ключ без права передачи“ не выставляют оценки своим героям, они как бы выносят действие за пределы ленты, выводят его в русло жизни» . Она также отмечала «безошибочность актёрского выбора» .
Высоко оценивалась роль Елены Прокловой. Кинокритик отмечала, что «актрисе, кажется, безразлично, осознанно или стихийно ведёт свой нравственный поиск её героиня — она отстаивает право на счастье этой одарённой, яркой женщины».
Может быть, она слишком нетерпима к своим менее удачливым, менее талантливым коллегам? Возможно. Но право на эту нетерпимость дало актрисе уважение к профессии педагога, твёрдое убеждение в том, что в работе надо быть требовательным до конца, что за дело, которое делаешь, надо нести полную и абсолютную ответственность — особенно тогда, когда речь идёт о душе человеческой» .
Зрители могут то оправдывать, то осуждать её, но «психологическая глубина актёрского исследования чрезвычайно сложного, противоречивого характера была признана всеми — и безоговорочно» .
Режиссёр фильма призналась, что для неё стало неожиданностью значение, которое обрёл персонаж директора школы Кирилла Алексеевича в исполнении А. Петренко. По её словам, актёр «возвысился над ожидаемым содержанием роли» . Кинокритик Е. Громов отмечал «неожиданную» роль учительницы химии Эммы Павловны, которая «неприятна в своём доктринёрстве и узости» и не в состоянии найти общий язык с акселератами из класса Марины Максимовны, что провоцирует конфликт .
Е. Громов выделял «Ключ без права передачи» среди школьных фильмов: «Это не только по настоящему интересный фильм, но в своём роде и определённая модель юношеского кинематографа 70-х годов » . Вместе с тем он считал, что фильм «показателен как своими бесспорными достоинствами, так и некоторыми просчётами и слабостями». «Одарённая учительница Марина Максимовна, ориентируясь только на способных ребят, — отмечал Е. Громов, — волей-неволей воспитывает в них высокомерие, которого и сама не лишена» . Киновед уточнял, что «критика и зрители невольно задаются вопросами: а куда дели тех, кто не талантлив» и «как вообще удалось милейшей Марине Максимовне превратить обычный ленинградский класс в малое подобие царскосельского лицея?»
В отличие от Натальи Зеленко, Евгений Громов считал неприемлемым максимализм Марины Максимовны с её убеждением, что «в школе имеют право работать лишь талантливые, богом отмеченные люди». Он назвал убедительной работу А. Петренко в роли директора школы, который «встаёт на иную точку зрения». При этом критик сомневался, что «зритель, в особенности молодой, понял и принял педагогическую и нравственную правоту директора школы» . Он также отметил, что образы педагогов получились интереснее («есть о чём говорить и спорить»), чем их воспитанников: «Ребята даны в одном ключе, они, в сущности, одинаково хорошие» .
Очень критически оценивала фильм Л. Аркус :
Что-то мешает сегодня воспринимать фильм как живой и современный — что-то на первый взгляд неуловимое, что трудно сразу подцепить. И это «что-то» — как ни странно, неправда. Все старшеклассники сплошь уникальны… <…> Красавица, талант и поэт также их учительница Марина Максимовна… Но просвещённая словесница как-то удивительно неприятна в своём ригоризме, а от эпизодов возвышенных камланий старшеклассников с их кумиром остаётся ощущение какой-то неестественности .
Иной оценки придерживались составители сборника «Ноев ковчег русского кино» (2012). Они назвали картину одной из наиболее ярких в жанре «школьного фильма» . Рецензент этого фильма О. Жук назвала фильм «историей из жизни моего поколения» . Она написала, что представители этого поколения были разными, в том числе и такими романтиками, идеалистами, максималистами, интеллектуалами.