Interested Article - Рыкалова, Надежда Васильевна
- 2021-03-02
- 1
Наде́жда Васи́льевна Рыка́лова ( 10 ( 22 ) июля 1824 , Москва — 3 ( 16 ) января 1914 , там же) — драматическая актриса, дочь В. В. и А. Г. Рыкаловых , племянница П. Г. Степанова .
Биография
Родители, поженившись, жили с семьей Степановых, а после смерти отца мать, Аграфена Гавриловна, с детьми продолжала жить с братом Петром Гавриловичем . В дом постоянно приходили артисты, и Надежда Васильевна с детства оказалось в их среде. Тем не менее она не сразу решила сама пойти на сцену продолжать семейные традиции.
Выдержав экзамен при Московском университете (у профессоров Г. Н. Грановского и И. И. Давыдова ), получила звание домашней учительницы и работала гувернанткой.
В 1845 году, подготовив под руководством своего дяди — актёра П. Г. Степанова — роли Елены Глинской (одноимённая пьеса Полевого ), Марины Мнишек («Смерть Ляпунова» Гедеонова ), Каролины («Отцовское проклятие», перевод с франц.), дебютировала на сцене Кусковского театра Шереметевых.
Влияние на неё оказывал не только родной дядя, но и многочисленные гости семьи, в том числе великий трагик М. С. Щепкин .
С 1846 года — актриса Малого театра . Начала с исполнения ролей молодых героинь, постепенно перешла на характерные роли пожилых женщин. Современники называют её лучшей ролью — Атуева (« Свадьба Кречинского », 1855).
Театральная энциклопедия отмечает:
Р. обладала большой сценич. культурой, вкусом, тонким пониманием особенностей быта, характеров персонажей .
А. Н. Островский создал для Рыкаловой роль Кабанихи в пьесе «Гроза» (1859). Она много играла и в других его пьесах: Анфиса Карповна («Старый друг лучше новых двух», 1860), Бальзаминова («Свои собаки грызутся, чужая не приставай», 1861; « За чем пойдёшь, то и найдёшь », 1863), Уланбекова («Воспитанница», 1863), Барабошева (« Правда хорошо, а счастье лучше », 1876), Манефа (« На всякого мудреца довольно простоты », 1890/91) и др. Кроме того исполняла роли: Наталья Дмитриевна, Хлёстова, Графиня-бабушка (« Горе от ума »), Дарья Ивановна («Провинциалка» Тургенева ), Марфа Собакина и Домна Сабурова («Царская невеста» Мея ), Авдотья («Татьяна Репина» Суворина ), Офелия, Дездемона в трагедиях Шекспира; Луиза и Леди Мильфорд ( «Коварство и любовь» , 1846 и 1848), Эсфирь («Уриэль Акоста» Гуцкова), Мирандолина (одноимённая пьеса, перевод с немецкого, 1846) и др.
После ухода из Малого театра в 1891 году играла на частных сценах — (московский Театр Корша и др.).
Последний раз выступила около 1904 года.
Жила в 1880-х гг. на Чистых прудах и в Дмитровском переулке, 3, затем на Большой Дмитровке , 4 .
Скончалась Рыкалова в Москве 3 января 1914 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище (16 уч.) .
Из Иллюстрированного журнала « Искры » от 12 января 1914 года:
Кончина Н. В. Рыкаловой . 3-го января скончалась старейшая артистка русской сцены Н. В. Рыкалова, современница Щепкина и Мочалова. Она происходит из знаменитой артистической семьи Рыкаловых. По требованию своей матери, не желавшей её поступления на сцену, Н. В. стала готовиться к сдаче экзамена при университете. В 1840 году она выдержала у профессоров Т. Н. Грановского и И. И. Давыдова экзамен из пяти предметов на звание домашней учительницы и поступила гувернанткой в богатую московскую семью Мельгуновых. Чувствуя постоянное влечение к сцене, она стала готовить роли для дебюта. 28 марта 1846 года в присутствии Гедеонова, Верстовского и режиссёра Беккера ей было устроено испытание в «Елене Глинской». После удачного дебюта с ней был заключен контракт на 500 руб. в год — самый большой оклад того времени. Н. В. переиграла весь репертуар А. Н. Островского и имела выдающийся успех в созданной ею роли Кабанихи. В 1890 г. Н. В. принуждена была покинуть Императорскую сцену, не дослужив пяти лет до полувекового юбилея, который она отпраздновала в театре Корша. После этого она ни разу больше не появлялась на сцене. За всю артистическую деятельность она сыграла свыше 400 ролей. Скончалась Н. В. на 90-м году жизни. В лице Н. В. русская сцена потеряла одну из наиболее уважаемых представительниц славного прошлого нашего Малого театра. На её похороны пришло всего пять-шесть артистов, бывших сослуживцев. .
Примечания
- [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-553-theatre_encicl.html Театральная энциклопедия]
- Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт ; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия , 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3 .
- Артамонов М. Д. Ваганьково. — М. : Моск. рабочий, 1991. — С. 167.
- . Дата обращения: 14 октября 2011. 4 марта 2016 года.
Ссылки
- [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-553-theatre_encicl.html Театральная энциклопедия]
- Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт ; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия , 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3 .
- Сиротинин А. Н. // Русский архив, 1887. — Кн. 2. — Вып. 7/8. — С. 371—610.
- 2021-03-02
- 1