Синельников, Рафаил Давидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Никола́евич Сине́льников ( 31 января [ 12 февраля ] 1855 , Харьков — 19 апреля 1939 , там же) — русский и советский режиссёр, актёр, театральный деятель, Народный артист РСФСР (1934). Отец кардиолога и прапрадед терапевта и кардиоревматолога И. В. Егорова .
Родился в семье учителя. В 1873 году был принят в хор, а в 1874 году — в труппу театра Н. Н. Дюкова , в Харькове , где проработал до 1875 года. 4 января 1874 года исполнил первую драматическую роль — лакея Мишки в водевиле Ленского «Простушка и воспитанная». Работал в Житомире (1875—1877) в антрепризе Андреева-Биязи, где впервые сыграл Пикилло (« Птички певчие » Ж. Оффенбаха ) — впоследствии сыграл эту роль более 200 раз в различных городах. Затем работал в Николаеве (1877—1878), где выступал в амплуа премьера, Ставрополе (1878—1880), Владикавказе (1880—1881), других городах русской провинции. В 1881—1884 годах выступал в антрепризе П. М. Медведева в Казани , там же начал режиссёрскую работу постановкой в 1882 году пьесы «Дикарка» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва .
Роли: Молчалин ; Лаэрт («Гамлет»), Вово («Плоды просвещения»). Особенно славился Синельников в этот период как актёр оперетты. Легко, изящно, весело играл он роли Питу (« Дочь мадам Анго » Лекока ), Пикилло и Париса (« Птички певчие » и « » Оффенбаха ).
Проработав ещё на нескольких провинциальных сценах в разных городах, в 1886 году вместе с М. М. Бородаем и организовывает актёрское товарищество сначала в Воронеже , затем в Харькове . В 1889—1891 работает в Москве в частных театрах Е. Н. Горевой и ; в 1891—1894 возглавляет товарищество на паях в Новочеркасске , где под его руководством впервые выступила на профессиональной сцене В. Ф. Комиссаржевская , чей дебют состоялся 19 сентября 1893 в роли Альмы («Честь» Г. Зудермана ).
Постановки Синельниковым Горя от ума Грибоедова, Плодов просвещения Л. Н. Толстого (впервые в провинции) выделялись на фоне обычных спектаклей провинциального театра крепким ансамблем и ярким воплощением образов. Синельников привлекал в свою труппу талантливых артистов, стремился к стабильности коллектива, старался создать творческую атмосферу на репетициях, регулярно давал бесплатные представления для учащихся и понедельничные спектакли по общедоступным ценам; ввел ряд революционных для провинциального театра новшеств: удлинил репетиционные сроки, отменил музыкальные антракты, упорядочил рекламу, стал перечислять актёров на афише по алфавиту, а не по рангу, разнообразил и наполнял смыслом мизансцену: «Я поставил себе задачу уничтожить непременное топтание действующих лиц на переднем плане у суфлёрской будки», — пишет .
Синельников ставил на провинциальной сцене лучшие литературные произведения: « Горе от ума » Грибоедова , «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого , « Макбет », « Отелло » и « Гамлет » У. Шекспира , «Марион Делорм» В. Гюго , « Дядя Ваня » А. П. Чехова — самая первая постановка, 1897 , Ростов-на-Дону . Однако материальные затраты оказались слишком велики. И Синельников подписал десятилетний контракт на 1900—1909 гг. с Ф. А. Коршем на руководство его московским театром . Спектакли того периода: « Сирано де Бержерак » Э.Ростана (1900), « Буря » Шекспира (1901), « » С. А. Найдёнова (1901), «Каменотесы» Зудермана (1905), « Лес » А. Н. Островского , « Коварство и любовь » Фр. Шиллера , «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда , «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда (все 1907) и др. Отработав по контракту и отвергнув предложения А. И. Южина перейти в Малый театр и В. А. Теляковского — в Александринский театр , возвращается в Харьков . А пока там ремонтировался театр (1909—1910), ставил спектакли в Одессе , в антрепризе , где среди прочих спектаклей особо удачной считается постановка « Снегурочки » . Вернувшись в Харьков , он все силы и талант отдает режиссёрской работе, попутно в 1913 году создав филиал в Киеве в арендованном здании театра Соловцова . Харьковский театр очень скоро стал центром провинциальной культуры, нисколько не уступающим столичным императорским театрам московскому Малому и питерской Александринке.
С Синельниковым работали актёры: С. Л. Кузнецов , М. М. Тарханов , И. Н. Певцов , Е. И. Тиме , Е. А. Полевицкая , А. А. Баров , , М. М. Блюменталь-Тамарина , Е. М. Шатрова , Н. М. Радин , В. Ф. Комиссаржевская , А. А. Остужев , Л. М. Леонидов , М. М. Климов , Б. А. Горин-Горяинов , К. А. Зубов , Б. Я. Петкер , Н. А. Светловидов , Д. Н. Орлов , М. Д. Синельникова , Т. И. Пельтцер , А. М. Кречетов , А. Е. Долинин .
Артист вспоминал в мемуарной книге «Записки актёра. Гении и подлецы», издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2002:
Синельников был человеком требовательным. Он славился своими сильными труппами и знаменитыми гастролёрами. Если он видел, что ошибся в актёре, и тот безвозвратно испорчен, то призывал его в кабинет и говорил: «Я ошибся в вас. Моя вина. Получите деньги, причитающиеся вам до конца сезона, в кассе. Вы свободны» .
На глазах антрепренёра разворачивался роман между актёрами Еленой Шатровой , бывшей в то время его невесткой, женой старшего сына, и Н. М. Радиным , в результате которого невестка покинула его сына, и тем не менее Синельников не предъявлял к новой актёрской семье никаких личных счетов. Оба Синельниковых — и отец, и сын — выказали настоящее духовное благородство и интеллигентность.
Через много лет Елена Митрофановна Шатрова в книге воспоминаний «Жизнь моя — театр» (М., 1975) писала о творческой манере Синельникова, сравнивая с режиссёром Б. Равенских :
На репетициях « Власти тьмы » я часто вспоминала Н. Н. Синельникова. Почему? Что общего между Равенских и моим учителем? Синельников показывал результат. Равенских объяснял, какими путями прийти к желаемому результату. Но когда Синельников показывал, как нужно сделать, я удивлялась, восхищалась показанным и соображала: «Как Синельников это сделал? Что он передумал?» И делала так, как нужно. Равенских подводил актёров к тому, что и как нужно сделать. Результат получался неожиданный, но между тем — подчинённый железной логике, общей мысли спектакля, так же как в синельниковских работах. Я не удержалась, сказала Борису Ивановичу, что он напоминает мне моего учителя. Равенских о Синельникове знал мало и польщен, по-моему, не был.
После революции 1917 года и всеобщей национализации Синельников был оставлен руководить Харьковским театром до 1925 года, когда труппа была расформирована. Впоследствии он работал ещё в нескольких провинциальных театрах других городов, в частности, зимний сезон 1926/1927 годов во вновь созданном Русском театре в Махачкале , в Саратовском театре поставил « Женитьбу Фигаро » (сезон 1927/28) и « » Киршона (сезон 1929/30) . В 1933 году был назначен режиссёром в только что созданный Харьковский русский драматический театр , в котором осуществил постановки: « Горе от ума » (1934), « Таланты и поклонники » (1935), « Без вины виноватые » (1936), « На дне » (1937). Снялся в фильме « Путь в Дамаск » (1927).
Преподавал в Харьковском театральном училище. Автор книги воспоминаний .
Николай Николаевич Синельников скончался в Харькове 19 апреля 1939 года .
Слонова Н. И. Николай Николаевич Синельников. 1855-1939. — М. : «Искусство», 1956. — 120 с. — 5000 экз.