Interested Article - Гроза (фильм, 2019)

«Гроза́» российский драматический фильм 2019 года, снятый режиссёром Григорием Константинопольским по мотивам одноимённой пьесы Александра Островского . Действие картины перенесено в наши дни , но при этом сюжет остался прежним . В главной роли — Любовь Аксёнова .

Мировая премьера фильма состоялась 15 июня 2019 года в рамках основной конкурсной программы 30-го кинофестиваля « Кинотавр » . 23 июня 2019 года картина стала фильмом закрытия 1-го фестиваля экранизаций « » в Москве . 1 ноября 2019 года фильм был показан в рамках 8-го кинофестиваля «Дни российского кино» в Тель-Авиве . 1 декабря 2019 года картина стала фильмом открытия на Международном фестивале-практикуме киношкол «Кинопроба» в Екатеринбурге .

В сентябре 2019 года картина получила премию 2-го кинофестиваля российского кино в Италии — Premio Felix в номинации «Лучший фильм» .

Всероссийская премьера фильма планировалась на видеосервисе Premier в 2019 году , но была перенесена на 21 мая 2020 года .

Сюжет

В небольшом провинциальном городе Калинове в наши дни замужняя девушка Катерина работает официанткой в ресторане своей свекрови Кабанихи. Слабовольный муж Тихон хоть и любит Катерину, но не решается перечить матери и всегда принимает её сторону. Внезапно для себя Катерина влюбляется в Бориса, племянника мэра города, и неожиданно обнаруживает, что чувства взаимны.

В ролях

Актёр Роль
Любовь Аксёнова Катерина Катерина жена Тихона, официантка в ресторане
Виктория Толстоганова Марфа Игнатьевна Кабанова («Кабаниха») Марфа Игнатьевна Кабанова («Кабаниха») мать Тихона и Варвары, владелица ресторана
Иван Макаревич Кулигин Кулигин
Мария Шалаева Феклуша Феклуша
Алиса Хазанова Александра Пафнутьевна Барыня Александра Пафнутьевна Барыня
Алексей Макаров Савёл Прокофьевич Дикой Савёл Прокофьевич Дикой мэр города Калинова
Сергей Городничий Борис Григорьевич Борис Григорьевич племянник Дикого
Александр Кузнецов Ваня Кудряш Ваня Кудряш водитель Дикого
Василий Буткевич Тихон (Тиша) Иванович Кабанов Тихон (Тиша) Иванович Кабанов сын Марфы и Ивана, муж Катерины, начальник охраны в ресторане
Дарья Каширина Варвара Варвара сестра Тихона, официантка в ресторане
Никита Еленев Шапкин Шапкин приятель Кулигина и Кудряша
Стася Венкова Глаша Глаша служанка
Михаил Ефремов Иван Кабанов Иван Кабанов отец Тихона и Варвары

Производство

Режиссёр Григорий Константинопольский вынашивал идею съёмок фильма 10 лет . Сценарий картины был написан Константинопольским менее чем за месяц .

Фильм снимался по заказу телеканала « ТВ-3 » .

Съёмки фильма проходили в течение 12 дней октября 2018 года в Ярославле , где режиссёр картины когда-то учился в театральном институте . Пейзажи фильма снимали на фоне реки Волги в Нижнем Новгороде .

Оператор Анатолий Симченко снимал фильм на камеру ARRI ALEXA Mini с объективом Cooke Anamorphic .

Фильм стал третьей по счёту главной ролью для актёра Ивана Макаревича (предыдущими двумя были « Пьяная фирма » и « Русский Бес ») в картинах режиссёра Григория Константинопольского . Макаревич специально для фильма написал и исполнил три песни .

Актриса Виктория Толстоганова , сыгравшая Кабаниху, призналась, что, читая сценарий фильма, представляла себя в роли Катерины .

Для актрисы Дарьи Кашириной роль Варвары стала дебютом в полнометражном кино .

Помимо съёмок фильма, режиссёр Григорий Константинопольский планировал поставить пьесу « Гроза » Александра Островского в Московском драматическом театре «Модерн» .

Мнения о фильме

Сериал получил неоднозначные оценки критиков и журналистов.

Оригинальная пьеса Островского оказалась актуальна на экране, как никогда – мы видим, что вновь бесчестные люди учат нас морали и нравственности, страх и жестокость в обществе превыше любви, а среди сильных мира сего много самодуров. При этом, пожалуй, Константинопольский не был бы самим собой, если бы не переработал исходный материал весьма остроумно, добавив сатиры от себя.

[Фильм] выглядит прежде всего разнузданно-весёлым глумлением над простенькой беззащитной пьесой (и все разрыдались от сочувствия к Островскому). Такие постмодернистские колхозные капустники были популярны в 90-е годы, которые у Константинопольского навсегда остались в крови. Если серьёзно, главная претензия к „Грозе“ — мало, мало, мало, мало, мало огня; «Русский бес» показал, что юродствовать Константинопольский может и с более впечатляющими результатами.

  • Ольга Полетыко, «Сибирское Агентство Новостей»:

„Гроза“ — пародийный фарс, яркий постмодерн, где есть всё, как в самом народном российском салате « Оливье »: здесь Иван Макаревич в роли Кулигина читает рэп и устраивает одиночные пикеты, здесь экстрасенсы — главные советники власти, здесь в ресторанах фоном играет вечный « Кабриолет » Успенской , здесь российский триколор — неотъемлемая часть всего, здесь искусство стоит на паперти.

В этом шутовском клипмейкерском перепеве классики центральная тема пьесы Островского осталась незыблемой. Красота и любовь в России по-прежнему гарантированный путь к социальному осуждению, остракизму, наказанию.

  • Илона Егиазарова, «Вокруг ТВ»:

Эротические сцены показаны на ультрасовременном языке: во время интима на свежем воздухе из водоёмов вдруг выпрыгивают несколько дельфинов и... начинают петь.

  • Константин Каюков, «Интересант»:

Вполне возможно, что и с другими актёрами эта лента не состоялась бы, но осадочек, как говорится, всё равно остаётся. Особенно в случае с потомком Андрея Макаревича , у которого уже 21 актёрская работа, в том числе и в главных ролях, — но только ни одной внятной.

Сама лента одним показалась самоцитированием в условиях меньшего бюджета (камео режиссёра, просящего милостыню, получилось ироничным, а танцующие инопланетяне — очень забавными), другим — оригинальным прочтением истории о том, почему „люди не летают, как птицы“.

В пародийной вариации на „Грозу“ Островского Григория Константинопольского — история не про запретную связь — про возможность свободы.

  • Екатерина Барабаш, RFI :

Осовремененная „Гроза“ оказалась неплохим шаржем нашей сегодняшней России с узнаваемыми персонажами. Кабаниха — типичная Ирина Яровая , Барыня (Алиса Хазанова) — ни дать ни взять Елена Мизулина , странница Феклуша (Мария Шалаева) — циничная группа поддержки из «интеллигенции». Даже есть свой оппозиционер, от лица которого практически ведётся рассказ, — Кулигин. В фильме он неугомонный рэппер-пикетчик, сочиняющий актуальные рэп-частушки и не вылезающий из автозаков. Конечно, конфликт, построенный на стыде Катерины (Любовь Аксёнова) за измену, никак не ложится в современный контекст, особенно если учесть, с каким умелым пылом Катерина занимается сексом с Борисом на берегу Волги.

„Гроза“ у Константинопольского, перенесённая в наше время, получилась на 100 %. Очень смачно. И микс текста Островского с современным сленгом („Браслет на ногу“, „под домашний арест“ и т.д.) был очень кстати. А картинка просто одно загляденье.

  • Вера Алёнушкина, «Культуромания»:

„Модернизация“, правда, оказалась довольно специфической: к классическому тексту добавились словечки типа „братан“ и „*рахнуть“, Кулигина заставили читать рэп (кстати, отличный рэп в исполнении не менее отличного Ивана Макаревича), а над тихим волжским городком зависла летающая тарелка с танцующими инопланетянами. Пьеса, написанная в 1859-м году, такой трактовке сопротивляется: сегодня люди и говорят, и думают по-другому — и пародия на слэнг это только подчёркивает, а не сглаживает. К тому же боязнь грозы как божьей кары и необходимость жить с ненавистным мужем, терпя издевательство свекрови, а иначе черти уволокут твою душу в ад — всё это в эпоху Тиндера и MeToo смотрится как-то ну очень странно.

  • Мария Безрук, «Татьянин день»:

Отчаянно смелая экранизация пьесы Александра Островского.

  • Ольга Одишарова, The Village:

Блестящая команда продюсеров, актёров и режиссёр Григорий Константинопольский основательно перетряхивают русскую классику. Бытовая семейная драма в купеческом доме Кабановых, описанная драматургом 160 лет назад, неожиданно оказывается остро современной в России XXI века. Мир Дикого, Кабанихи и их приспешников остался несокрушимым. Дерзкий, гротесковый социально-политический стёб. Острота конфликта семейного осложняется поединком архаического мировоззрения (деспотизм, самодурство, ханжество в обществе) и духа свободы, трагически обречённого на гибель в царстве мракобесия, покорности и страха.

Герои узнаваемые, переписываются в соцсетях, где можно увидеть такую фразу: „Чтоб ты сдохла, Катюша“. Написанная 160 лет назад пьеса хорошо ложится на современную почву. А каждый русский человек до сих пор задаётся вопросом: „Почему люди не летают, как птицы?“.

Знакомые со школьной скамьи персонажи предстали в совершенно современных обстоятельствах. Дикой оказался мэром небольшого волжского городка, Кудряш — его шофёром, Кабаниха — местной активисткой и предпринимательницей, Феклуша — столичной медиа-персоной, ведущей телешоу, а сумасшедшая Барыня — депутатом местного городского собрания. Любовь Катерины в этом тёмном царстве не слишком революционна, даже её неловкий секс с Борисом на тёмной, озаряемой лишь фейерверками набережной, не вызвал нареканий у публики. Зато вполне убедительной показалась интернет-травля кощунницы, после которой последовало тихое растворение жертвы в водах великой русской реки. Но самым сильным в фильме стал лучезарный образ Кабанихи, которую сыграла та же Виктория Толстоганова (действительно одна из лучших актрис фестиваля) — её леденящая улыбка, монотонные речи, ловкие передёргивания и лицемерные упрёки кого хочешь сживут со света.

В „Грозе“ Григория Константинопольского, который перенёс классическую пьесу Островского в наши дни, частично переложив её рэпом и добавив прозрачных, как медузы, инопланетян, другая стервозная мамаша в исполнении той же Толстогановой держит в узде взрослого сына и гнобит невестку.

  • Дима Михайлов, «Бублик»:

Сама по себе идея фильма была хороша, однако мне кажется, интегрировать пьесу „Гроза“ в современное общество было излишним. Это выглядит непривычно, глупо и в целом смотреть очень тяжело.

  • Алексей Еньшин, Weburg:

Несмотря на фирменную эксцентрику, рэпчик и будоражащие пересечения с сегодняшним днём (в фильме проходит избирательная кампания на пост мэра Калинова), царство осталось тёмным, а луча света и вовсе не предвидится.

  • Василий Степанов, «Коммерсантъ Weekend»:

Режиссёр смотрит на нас глазами инопланетян, которые слетаются в фильме на речитативы Кулигина, пронзая тёмное земное царство тем самым лучом света , о котором писал Добролюбов . В этом надмирном взгляде, который ни за кем из героев не признаёт правды, нет, наверное, ничего плохого — по-своему это даже мудрая позиция. И всё же жаль, что Григорий Константинопольский предпочитает стоять на паперти, осеняя себя крестным знаменьем (есть в фильме и такая смешная сцена), пока герои проходят мимо него со словами: „Понимаю, что это всё наше русское, родное, а всё не привыкну никак“.— „Да и не привыкнешь“.

  • Марина Александрова, Regnum :

Фильм Константинопольского словно бы снят начитавшимся жёлтой прессы пополам с классикой и одуревшим от прочитанного инопланетянином, не понимающим, куда и зачем его занесло. От просмотра подобной кинопродукции у зрителя, вероятно, должно возникнуть такое же мировосприятие.

Самый оригинальный фильм года. Он оригинален уже тем, что в нём нет стремления оригинальничать — теоретически невозможное он реализовал так естественно, свободно и с такой же необходимостью, как мы дышим. Он приложил наш двадцать первый век к пьесе девятнадцатого века — и выяснилось, что, в сущности, ничего не изменилось. При всех наших смартфонах, айпадах и искандерах, которые нельзя смешить, всё уложилось без зазоров: те же нравы, навыки и предрассудки, то же мертвящее ханжество и та же всеохватная ложь.

Константинопольский на том же материале показывает противоположное, словно подтверждая закольцованность времени, взаимообращение прошлого и настоящего. Гибель Катерины — это конец, поражение, фиаско. На этой земле делать больше нечего; всходы, которых так долго ждали, не взойдут никогда.

„Гроза“ 2019 года — это просто дикая мешанина из нелепых визуальных эффектов, архаичных диалогов и актёрских ужимок. Закрадывается подозрение, что создатели картины просто решили устроить театр абсурда ради собственного веселья. А некоторые зрители, боясь показаться отсталыми и «недалёкими», теперь старательно рассуждают об этом шутливом проекте как о глубоком и смелом артхаусе .

Примечания

  1. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // « Известия », 31 января 2019
  2. от 8 января 2020 на Wayback Machine // Forbes , 16 июня 2019
  3. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // Вести-Ярославль , 16 октября 2018
  4. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // « Комсомольская правда », 17 октября 2018
  5. от 26 сентября 2020 на Wayback Machine // « Собеседник », 29 мая 2019
  6. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // InterMedia , 18 октября 2018
  7. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // РБК , 29 апреля 2019
  8. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // Бюллетень кинопрокатчика , 29 апреля 2019
  9. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // « Российская газета », 30 апреля 2019
  10. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // ТАСС , 15 июня 2019
  11. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // ТАСС, 17 июня 2019
  12. от 19 июня 2020 на Wayback Machine // «Профисинема», 24 июня 2019
  13. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // « Московский комсомолец », 16 октября 2019
  14. от 2 ноября 2019 на Wayback Machine // Кино-театр.ру , 8 октября 2019
  15. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // JustMedia, 27 ноября 2019
  16. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // « Российская газета », 30 ноября 2019
  17. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Профисинема», 23 сентября 2019
  18. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // « Ведомости », 17 июня 2019
  19. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // « Кинобизнес сегодня », 12 мая 2020
  20. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // РИА Новости , 12 мая 2020
  21. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Вокруг ТВ», 29 мая 2019
  22. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // Газета.Ru, 21 мая 2020
  23. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // Собака.ru , 29 января 2019
  24. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // « Независимая газета », 29 января 2019
  25. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // RT , 13 мая 2020
  26. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // « Московский комсомолец », 16 октября 2018
  27. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Московский комсомолец», 27 мая 2019
  28. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Ставропольский репортёр», 28 мая 2019
  29. от 7 августа 2020 на Wayback Machine // tvkinoradio.ru, 28 июня 2019
  30. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «КиноРепортёр», 28 ноября 2018
  31. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // IrkutskMedia.ru, 31 мая 2019
  32. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // Posta-Magazine, 12 февраля 2019
  33. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Комсомольская правда», 22 мая 2020
  34. // Пятый канал , 21 мая 2020
  35. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // « Россия-Культура », 18 сентября 2018
  36. от 18 сентября 2020 на Wayback Machine // InterMedia, 16 июня 2019
  37. от 20 сентября 2020 на Wayback Machine // «Комсомольская правда», 16 июня 2019
  38. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Сибирское Агентство Новостей», 17 июня 2019
  39. от 9 августа 2020 на Wayback Machine // Meduza, 17 июня 2019
  40. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Вокруг ТВ», 17 июня 2019
  41. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Интересант», 17 июня 2019
  42. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // РИА Новости, 18 июня 2019
  43. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Новая газета», 18 июня 2019
  44. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // RFI, 19 июня 2019
  45. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Аргументы недели», 20 июня 2019
  46. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Культуромания», 20 июня 2019
  47. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Татьянин день», 21 июня 2019
  48. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // The Village, 22 июня 2019
  49. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Московский комсомолец», 23 июня 2019
  50. от 18 ноября 2020 на Wayback Machine // «Газета.Ru», 30 июня 2019
  51. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Литературная газета», 2 июля 2019
  52. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Бублик», 25 ноября 2019
  53. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // Weburg, 2 декабря 2019
  54. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Коммерсантъ Weekend», 22 мая 2020
  55. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // Regnum, 22 мая 2020
  56. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Российская газета», 26 мая 2020
  57. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // «Огонёк», 1 июня 2020
  58. от 12 июня 2020 на Wayback Machine // Росбалт, 27 мая 2020

Ссылки

  • // Buro 24/7, 20 мая 2020
Источник —

Same as Гроза (фильм, 2019)