Школа рабочей молодёжи
- 1 year ago
- 0
- 0
Театры рабочей молодёжи (ТРАМ; Трамтеатр) — советская система театров -студий состоящая из и для рабочей молодёжи, существовавшая в 1920—1930-е годы при поддержке ЦК ВЛКСМ . Художественный агитпроп комсомола . В ТРАМ в первую очередь принимали комсомольцев-партийцев со стажем работы от 2 лет и возрастом от 16 до 23 лет .
Первыми открылись:
20 апреля 1929 года открылся Съезд театров рабочей молодёжи , где было представлено 60 ТРАМов .
Первый Театр рабочей молодёжи появился в 1925 году в Ленинграде (в 1928—1931 годах он находился в здании театра на Литейном проспекте ). Выпустив свою первую премьеру, «комсомольскую комедию в 5 действиях с пением и танцами» «Сашка Чумовой», театр приобрёл популярность как образец пролетарского искусства, поскольку деятельность его напрямую была связана с активистами комсомольского движения , агитационной работой.
Основу развития театра составляла активная молодёжь, пытающаяся «вмешиваться в дела производства, пропагандировать его передовиков, помогать делу строительства социализма».
Руководителем Ленинградского ТРАМа был последователь Адриана Пиотровского Михаил Соколовский, выдвинувший идею «молодёжного театра нового типа, связанного с рабочей молодёжью, с её общественным бытом, проблематикой и эстетическими требованиями».
В начале 1930-х годов театр начал переживать глубокий творческий кризис и отправился в гастроли по городам Сибири и Средней Азии. В здании, где до этого работали актёры театра (ныне здание « Государственного драматического театра на Литейном »), ещё некоторое время функционировал Музей трамовского движения.
В скором времени Ленинградский ТРАМ объединили с Красным и Новым театрами в Ленинградский Театр имени Ленинского комсомола .
Театром рабочей молодёжи интересовались В. Э. Мейерхольд , В. В. Маяковский , Д. Д. Шостакович , (композитор написал музыку к трём трамовским спектаклям: «Выстрел», «Целина» и «Правь, Британия!») [ источник не указан 248 дней ] .
Постановка спектакля «Выстрел» по пьесе А. И. Безыменского была осуществлена практически одновременно с постановкой произведения Мейерхольдом. Критики сравнивали два «Выстрела», и многие говорили, что трамовская версия получилась более удачной — во многом благодаря музыке Дмитрия Шостаковича.
В 1927 году по инициативе Московского комитета ВЛКСМ, под управлением Московскими зрелищными мероприятиями был основан Театр рабочей молодёжи (ТРАМ) в Москве. Открытие прошло 1 октября . В него приняли участников заводских и районных театров, а также коллектив театральной мастерской при Московском комитете комсомола. Поначалу актёры совмещали работу на фабриках с актёрской игрой, но вскоре полностью перешли в театр. Премьера первого спектакля «Зелёные огни» состоялась 20 ноября 1928 года в бывшем помещении кинотеатра имени Баумана на Спартаковской улице , 26 .
С 1928 по 1932 годы Московским театром рабочей молодёжи руководил рабочий совет, состоявший из Ф. Ф. Кнорре , П. И. Соколов и Н. К. Чемберджи .
Первым режиссёром Центрального театра рабочей молодёжи в Москве был , заведующий музыкальной частью Н. К. Чемберджи , администратор — . В 1928—1929 годах художником-декоратором в театре работал С. И. Маркин . Работа была по оформлению агитационных представлений, где он, по образному выражению О. Ройтенберг , «расширял пространственно-временные границы воображения на сценах спектаклей» .
В 1933 году театр переехал в здание Купеческого клуба (ул. Малая Дмитровка ) и был переименован в Московский государственный центральный театр рабочей молодёжи . Труппу театра возглавили Н. П. Баталов , Н. М. Горчаков , В. Я. Станицын , Н. П. Хмелёв , Илья Судаков , Михаил Булгаков . Поначалу их творчество сосредоточивалось на плакатно- агитационных представлениях. Постепенно в театр ввели постановки по произведениям А. С. Пушкина , А. Н. Островского .
Летом 1934 года состоялись первые гастроли в Ленинград , где были показаны спектакли «Девушки нашей страны», «Чудесный сплав», «Продолжение следует».
В 1937 году ТРАМ объединили с театром-студией Рубена Симонова, директором объединения был назначен Александр Яковлевич Шумилин. Через год решением Центрального комитета ВЛКСМ театру присвоили профессиональный статус и новое имя — Московский государственный театр имени Ленинского комсомола . Главным режиссёром стал Иван Берсенев .
Основные спектакли :
Идеи ТРАМ получили развитие и за рубежом.
Например, в Норвегии после посещения режиссёром Международной олимпиады революционных театров, проходившей в мае — июне 1933 года в Москве , сперва в Осло , а потом и в других городах стали появляться театры-трамъенги ( норв. tramgjeng ), схожие с ТРАМ по форме и взявшие название от этой аббревиатуры .