Interested Article - Теория бесконфликтности

Тео́рия бесконфли́ктности — полемический термин советской критики 1950-х годов, отсылающий к литературе конфликта «хорошего с лучшим», в противопоставление с классическим конфликтом «хорошего с плохим».

Обычно считается, что впервые термин появился в передовой статье « Правды » от 7 апреля 1952 «Преодолеть отставание драматургии» . При этом утверждается, что формулировка восходит к высказываниям Сталина 26 февраля 1952 при обсуждении в Политбюро кандидатур на Сталинские премии :

Вот Софронов высказывал такую теорию, что нельзя писать хороших пьес: конфликтов нет. Как пьесы без конфликтов писать. Но у нас есть такие конфликты. (…) Эти конфликты должны получить своё отражение в драматургии — иначе драматургии не будет .

Однако термин «теория бесконфликтности» фигурирует уже в докладе Константина Симонова «Задачи советской драматургии и театральная критика» на собрании писателей Москвы в феврале 1949 года . Этот доклад был посвящён разоблачению «антипатриотической группы театральных критиков» и явился важным вкладом в кампанию по борьбе с космополитизмом . Именно критикам-«антипатриотам» Симонов приписывает обоснование «подозрительно шныряющей теории бесконфликтности», направленной на сглаживание классовых противоречий.

По мнению С. Кормилова , «борьба с теорией бесконфликтности оказалась еще хуже, чем сама теория: она вылилась в раздувание политического психоза <…> Ермилов выразился определенно: теория бесконфликтности искусства фактически направлена на притупление политической бдительности наших художников» .

После смерти Сталина, с началом оттепели произошёл сдвиг в значении термина: он стал использоваться по отношению к таким произведениям, как романы С. П. Бабаевского « Кавалер Золотой Звезды » и « », « » Е. Ю. Мальцева , « » Ф. И. Панфёрова , фильм И. А. Пырьева « Кубанские казаки », пьеса А. В. Софронова « », получившим Сталинские премии. Характерной чертой таких произведений называли « ». Стало официально считаться:

Эта теория, основанная на чуждых марксизму, правооппортунистических измышлениях о «затухании классовой борьбы», связана с имевшими место в нашей общественной жизни настроениями самодовольства, парадного благополучия, с нежеланием утруждать себя критикой ошибок и недостатков, отрицательных и болезненных явлений, реально существующих в жизни .

Старый рапповский термин « », в 1930-е годы означавший уклонение от показа классовой борьбы , теперь употреблялся лишь в смысле «приукрашивания».

Борис Стругацкий в книге «Комментарии к пройденному» рассказывал, что писатели в самом начале 1960-х гг. столкнулись с некоторыми сложностями в реалистичном наполнении «пустого и неподвижного» мира коммунистического будущего и в обосновании движущих сил развития этого мира:

— …Что будет двигать этим вашим светлым обществом? Куда дальше оно будет развиваться? За счет каких конфликтов и внутренних противоречий?..

Мы, помнится, попытались было выдвинуть теорию «борьбы хорошего с лучшим» как движущего рычага социального прогресса, но вызвали этим только взрыв насмешек и ядовитых замечаний — даже Би-Би-Си , сквозь заглушки, проехалась по этой нашей теории, и вполне справедливо .

Примечания

  1. = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 . . — С. 420
  2. Душенко К. «Словарь современных цитат» и другие справочники автора.
  3. Симонов К. Задачи советской драматургии и театральная критика. — Новый мир . 1949. № 3. С. 201.
  4. . Дата обращения: 18 марта 2011. 15 мая 2010 года.
  5. (недоступная ссылка) .
  6. Л. Авербах . С кем и почему мы боремся. М., 1930, с. 206; Из рапповского дневника. Л., 1931, с. 186
  7. Стругацкий, Борис Натанович. от 2 декабря 2013 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Теория бесконфликтности