Interested Article - Вивьен, Леонид Сергеевич
- 2020-02-18
- 1
Леони́д Серге́евич Вивье́н (урожд. Вивьен де Шатобрен , фр. Vivien de Châteaubrun ; 17 (29) апреля 1887 , Воронеж , Российская империя — 1 августа 1966 , Ленинград , СССР ) — русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Основатель Театра актёрского мастерства (1928—1938). Художественный руководитель Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (1938—1966). Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1951), народный артист СССР (1954) . Кавалер ордена Ленина (1957).
Биография
Ранние годы
Леонид Вивьен родился в Воронеже. Его отец, Сергей Александрович, принадлежал к дворянскому роду Вивьен де Шатобрен , имел французские корни: в 18 веке род перебрался из Франции в Польшу , а в 19 веке — в Россию. Его прадедом был художник Иосиф-Евстафий Иосифович Вивьен де Шатобрен . Дед, отец, дядя и братья, Сергей и Александр, выбрали профессию инженера. Мать — Елена Дмитриевна (в девичестве Полякова), увлекалась любительским театром, её сестра танцевала в Большом театре , племянница, , была солисткой Мариинского театра , заслуженной артисткой РСФСР .
В 1904 году Леонид окончил Воронежскую первую классическую гимназию ; во время учёбы начал выступать в студенческих спектаклях, играя Хлестакова , Чацкого и другие роли. За год до выпуска познакомился с актёром Малого театра Николаем Падариным , прочёл ему несколько стихотворений и получил совет идти в театральное училище, но отец выступил против .
В 1904 году поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на электромеханическое отделение по специальности инженер железобетонных конструкций. В 1910 году во время работы над дипломным проектом узнал, что Владимир Давыдов набирает курс в Императорское петербургское Театральное училище , не стал защищаться и сдал экзамены на драматические курсы .
Александринский театр
С 1911 года выступал в массовке Александринского театра и летних гастрольных поездках, на последнем курсе также посещал студию на Бородинской Всеволода Мейерхольда . В сентябре 1913 года был зачислен в труппу театра с зачётом двухгодичной практики и назначен ассистентом Давыдова, тогда же начал педагогическую деятельность, преподавал в школе-студии при Александринском театре .
В 1915—1917 годах ему уже доверяли крупные роли, такие как Хлестаков в « Ревизоре », Вася в « Горячем сердце », Борис в « Грозе », Господин и Тот (« Тот, кто получает пощёчины »), Трофимов в « Вишневом саде », Каренин в « Живом трупе », князь Звездич в « Маскараде », Пётр в « Мещанах » и другие. В ноябре 1917 года вошёл в состав Временного комитета по управлению Александринским и Михайловским театрами .
В декабре 1919 года по доносу был арестован ЧК по подозрению в участии в контрреволюционной организации. В дело вмешался лично Владимир Ленин , пославший телеграмму с пометкой «Вне очереди. Сообщить мне час вручения телеграммы. Самара. Особый отдел Туркфронта. Бокию. Сообщите серьёзны ли улики против Леонида Сергеевича Вивьена...» . 20 апреля 1920 года Вивьена освободили по ходатайству различных лиц без предъявления обвинения. Впоследствии при фразе «Вас вызывают (приглашают, просят прийти)», Вивьен спрашивал: «С вещами или без?» .
С 1920 года продолжил играть в спектаклях Александринского театра (на тот момент Государственного театра драмы или Ак-драмы). В декабре 1923 года вошёл в состав руководства Театра-студии при Ак-драме, а в феврале 1924 года дебютировал на сцене Ак-драмы в качестве режиссёра с постановкой «Скандалистов» («Первая пьеса Фанни») по Бернарду Шоу , где также исполнил роль Дюбалле . Вскоре он поставил «Поджигателей» Бориса Папаригопуло по романам Эптона Синклера для Театра Народного дома, « Пигмалиона » для Малого академического театра , «Смерть Пазухина» по Михаилу Салтыкову-Щедрину и «Пугачевщину» по Константину Тренёву для Ак-драмы и другие, включая ряд учебных спектаклей при театральных студиях .
Театр актёрского мастерства
В мае 1927 года вместе с Василием Меркурьевым , Юрием Толубеевым , Михаилом Екатерининским и другими учениками мастерской Вивьена в Техникуме сценических искусств создал Театр стажёров, через год реорганизованный в Театр актёрского мастерства (ТАМ), который под разными названиями просуществовал до 1938 года под неизменным руководством Вивьена. С 1929 года они играли в здании бывшей Голландской церкви на Невском проспекте . В феврале 1930 года Вивьен поставил «Мы должны хотеть» по пьесе Виталия Державина, после которой Сергей Цимбал писал, что «ТАМ — один из очень немногих в Ленинграде коллективов, работающих в едином актёрском плане», а Меркурьев и Толубеев «выходят в первый актёрский ряд Ленинграда» .
Вивьен совмещал работу в ТАМ и Государственном театре драмы , а в марте 1932 года ТАМ официально стал его филиалом и был перенесён в помещение театра «Пассаж». В сентябре состоялись празднования 100-летия театра, тогда же Вивьену было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР .
Осенью 1933 года филиал Ак-драмы вошёл в состав ленинградского Театра Красной Армии, а Вивьен был назначен его художественным руководителем. Играли на сцене выборгского Дома культуры. В декабре 1935 года театр вновь реорганизовали в передвижной («Театр под руководством Л. С. Вивьена»), а в октябре 1936 года объединили с Театром имени ЛОСПС (Ленинградского областного совета профессиональных союзов) в Реалистический театр .
Театр драмы
В ноябре 1936 года Вивьен был назначен главным режиссёром Государственного театра драмы при художественном руководителе Сергее Радлове . В 1937—1938 годах поставил пьесу «Фландрия» Викторьена Сарду . В марте 1938 года Радлов покинул свой пост, и Вивьен был назначен художественным руководителем театра, оставив руководство Реалистическим театром. Этот пост он занимал до конца жизни .
В мае 1940 года прошла декада «Показ театрального и музыкального искусства Ленинграда в Москве». Театр драмы впервые в полном составе выехал в столицу, где показывал свои лучшие спектакли: « Маскарад », « Лес », «Ленин» Алексея Каплера и Татьяны Златогоровой, «Фландрия», « Свадьба ».
С началом Великой Отечественной войны вместе с театром эвакуировался в Новосибирск , где в помещении театра «Красный факел» продолжал работу в качестве режиссёра и актёра. В частности, возобновил спектакль «Платон Кречет» по Александру Корнейчуку , поставил «Русских людей» по Константину Симонову и « Кремлёвские куранты », сыграв Забелина . В июне 1944 года театр вернулся в Ленинград, и уже в сентябре открыл новый сезон .
Спектакли, поставленные режиссёром, отличались глубиной раскрытия авторского замысла, чёткой психологической разработкой характеров . Его актёрские работы отличала чёткость внешнего рисунка и острота социальных характеристик, мастерская лепка характеров .
Преподавание
С июня 1918 года входил в состав театральной и педагогической секции Петроградского Театрального отдела Наркомпроса , где вместе с Мейерхольдом разработал проект положения о Школе актёрского мастерства (ШАМ). В 1918—1922 годах был художественным руководителем ШАМ, в 1922 году преобразованную в Институт сценических искусств (ИСИ) путём слияния с другими школами. В декабре Вивьена избрали ректором ИСИ, он сохранял эту позицию вплоть до очередного преобразования института в Техникум сценических искусств (ТСИ) в 1925 году .
С 1925 по 1966 год преподавал в ТСИ (позднее Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии ). В 1940 году ему присвоили звание профессора по кафедре «Мастерство актёра», где он преподавал до 1950 года . С 1944 года преподавал режиссуру, с 1957 года — заведующий кафедрой режиссуры. Среди его учеников были Николай Симонов , Василий Меркурьев , Рубен Агамирзян , Юрий Толубеев , Ольга Казико , Елена Карякина .
С 1961 года вёл совместное обучение творческим дисциплинам студентов режиссёрского и актёрского факультетов в Театральном институте имени А. Н. Островского .
Прочее
В январе 1919 года служил главным режиссёром Театра милиционеров Городской охраны, а в ноябре создал две передвижные театральные труппы для обслуживания фронтов Гражданской войны . В сентябре 1923 года входил в труппу театра « Вольная комедия » в качестве актёра и руководителя студийных работ, принимал участие в программах «Балаганчика» Николая Петрова .
Член ВКП(б) с 1945 года . С 1948 года — депутат Ленсовета и член постоянно действующей комиссии по культурно-просветительной работе. Тогда же опубликовал статью в журнале « Советское искусство », в которой критиковал усиливающуюся цензуру со стороны Комитета по делам искусств , требуя предоставить руководству театров больше прав и перестать «навязывать свои вкусы театрам, совершенно не считаясь с запросами театральных коллективов». С 1956 года состоял в составе Художественного совета Министерства культуры СССР .
Смерть
Последний год занимался подготовкой спектакля по пьесе « Маскарад », о которой мечтал много лет. Как писал режиссёр ещё в 1964 году, «нам хочется создать свой оригинальный сценический вариант бессмертной лермонтовской драмы, по-новому, глазами сегодняшнего человека прочесть пьесу» .
Леонид Сергеевич Вивьен скончался 1 августа 1966 года на 80-м году жизни в Ленинграде после тяжёлой болезни. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища .
Семья
- Жена — Евгения Михайловна Вольф-Израэль (1897—1975), театральная актриса, народная артистка РСФСР .
- Дочь — Марина Леонидовна Вивьен (1925—2020), актриса и театровед. С 1986 года — директор музея Академии русского балета имени А. Я. Вагановой .
Творчество
Театральные роли
- В студии у Всеволода Мейерхольда
- «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Пьеро
- «Доходное место» А. Н. Островского — Василий Николаевич Жадов
- «Обрыв» по И. А. Гончарову — Борис Павлович Райский
- «Порыв» — Томилин
- Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина
- «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Евгений Александрович Арбенин
- «Бесприданница» А. Н. Островского — Юлий Капитонович Карандышев
- «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Егор Дмитриевич Глумов
- « Без вины виноватые » А. Н. Островского — Незнамов
- «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
- «Пигмалион» Б. Шоу — Хиггинс
- « Мещане » М. Горького — Пётр
- «Дети солнца» М. Горького — Протасов
- «Враги» М. Горького — Яков Бардин
- « Отелло » У. Шекспира — Яго
- «Эуген несчастный» Э. Толлера — Эуген
- «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука — Платон Иванович Кречет
- «Страх» А. Н. Афиногенова — Бобров
- « Кремлёвские куранты » Н. Ф. Погодина — Антон Иванович Забелин
- 1936 — «Трус» А. А. Крона — Василий Барыкин
- 1939 — «Родной дом» Б. С. Ромашова — троцкист Шатов
- 1943 — «Нашествие» Л. М. Леонова — Таланов-отец
Постановки в театре
- Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина
- 1924 — «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина
- 1924 — «Пугачёвщина» К. А. Тренёва
- 1926 — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина
- 1939 — «Родной дом» Б. С. Ромашова
- 1940 — «Макбет» У. Шекспира
- 1942 — «Русские люди» К. М. Симонова
- 1943 — «Нашествие» Л. М. Леонова
- 1945 — «Великий государь» В. А. Соловьёва
- 1946 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова
- 1947 — «Жизнь в цвету» А. П. Довженко
- 1949 — «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского (совместно с В. А. Мехнецовым )
- 1952 — «Северные зори» Н. Н. Никитина
- 1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя
- 1954 — «Чайка» А. П. Чехова
- 1957 — «На дне» М. Горького (совместно с )
- 1957 — «Игрок» по Ф. М. Достоевскому (совместно с В. В. Эренбергом )
- 1958 — « Бег » М. А. Булгакова
- 1959 — «Всё остаётся людям» С. И. Алёшина (совместно с А. Н. Даусоном)
- 1961 — «Друзья и годы» Л. Г. Зорина (совместно с В. В. Эренбергом )
- 1962 — «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина
- 1963 — «Журбины» по В. А. Кочетову (совместно с А. Н. Даусоном)
- «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука
- «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского
- «Дума о Британике» Ю. И. Яновского
- Театр под руководством Л. С. Вивьена
- « Правда хорошо, а счастье лучше » А. Н. Островского
- «Чапаев» по Д. А. Фурманову
- «Борис Годунов» А. С. Пушкина
Фильмография
- Актёр
- 1913 — Обрыв — Райский (фильм не сохранился)
- 1937 — — Ростовцев
- 1949 — Александр Попов — Тыртов
- Режиссёр
- 1920 — Взятие Зимнего дворца (совместно с другими)
- 1966 — (фильм-спектакль) (совместно с А. Н. Даусоном и Л. И. Федотовой)
- 1971 — (фильм-спектакль) (совместно с А. Н. Даусоном и Л. А. Пчёлкиным )
- 1971 — Маленькие трагедии (фильм-спектакль) (совместно с А. Н. Даусоном и Л. А. Пчёлкиным)
Звания и награды
- Заслуженный деятель искусств РСФСР ( 1940 )
- Народный артист РСФСР (1946)
- Народный артист СССР ( 1954 )
- Сталинская премия второй степени ( 1951 ) — за постановку спектакля В. В. Вишневского
- Орден Ленина ( 1957 )
- Орден Трудового Красного Знамени ( 1939 )
- Орден «Знак Почёта» (01.04.1938) — за исполнение роли командира Ростовцева в фильме «Балтийцы»
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
Память
Известны живописные и графические портреты Вивьена, исполненные ленинградскими художниками, в том числе Михаилом Труфановым (1958).
Примечания
- Вивьен Леонид Сергеевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- ↑ . Дата обращения: 3 мая 2015. 24 сентября 2015 года.
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл.
- ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 5. Вешин — Газли. 1971. 640 стр., илл.; 38 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
- // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004.
- ↑ / сост. Иванова В. В.. — Л. : Искусство, 1988. — С. 58—78, 290—345. — 374 с. 19 сентября 2020 года.
- Музыкальный Ленинград. 1917Музыкальный Ленинград. 1917—1957 / ред.-сост. И. В. Голубовский. — Л. : Музгиз, 1958. — С. 508. — 527 с.
- // Энциклопедия « Кругосвет ».
- С. Ц. Театр актёрского мастерства // Рабочий и театр : журнал. — 1930. — № 14 .
- Очерки истории русского советского драматического театра. В 3 т. Т. 2. 1935-1945 / под ред. Н. Г. Зографа и др. — М. : Наука, 1960. — С. 338. — 772 с.
- Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. Страницы истории. 1779–2009 / сост. Т. Е. Кузовлева. — СПб. : СПбГАТИ, 2009. — С. 98. — 381 с. — ISBN 978-5-91492-063-7 .
- Л. Вивьен. Задача, которую мы перед собой поставили, необычайно трудна // Театральный Ленинград : журнал. — 1964. — № 35 .
- . Дата обращения: 27 апреля 2012. Архивировано из 11 января 2014 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2012. 21 мая 2012 года.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог . — Л: Художник РСФСР, 1961. — с.43.
Ссылки
- Вивьен Леонид Сергеевич — статья из Большой советской энциклопедии .
- Ларцева Н. В. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine / Театр расстрелянный. — Петрозаводск: Петропресс, 1998. — 157 с. — ISBN 5-8430-0041-9
- 2020-02-18
- 1