Interested Article - Жетыген
- 2021-12-08
- 1
Жетиге́н (иногда пишется жетыге́н , каз. Жетіген , [ʐʲetʰɘɡʲen] , кир . Жетиген, жеткан, жетихан) — народный инструмент распространенный в Азии , у которого много вариаций внешнего вида и названия инструмента , многострунный щипковый инструмент , напоминающий по форме гусли или лежачую арфу . Наиболее древний тип жетигена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было верхней деки, но имелись колки из асыков . Струны (из конского волоса) натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие роль колков. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали — понижался .
Широко применялся до XIX века. Упоминается в этнографических трудах И. Лепехина, П. Палласа, И. Георги и П. Рычкова. В 1966 году мастер О.Бейсенбекулы по описанию жетыгена в журнале «Сибирский вестник» (1817) изготовил оригинал жетыгена. Нотную систему установил учёный-исследователь Б. Сарыбаев.
В настоящее время жетыген используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях («Сазген», «Мурагер», «Адырна», «Отырар сазы» и др.).
Легенда о жетыгене
В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джу́та (массовый падёж скота, вызванный обледенением пастбищ или обильным снегопадом, затрудняющим выпас скота) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под неё подставку , исполнил кюй « Қарағым » («Родной мой»), после смерти второго сына Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй « Қанат сынар » («Разбитое крыло»), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй « Құмарым » («Любимый мой»); четвёртому, Бекену, посвящается кюй « От сөнер » («Погасшее пламя»), пятому сыну Хауасу сочиняет « Бақыт қошты » («Утерянное счастье»), шестому сыну Жулзару — « Күн тұтылды » («Затмившееся солнце»). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй « Жеті баламнан айрылып құса болдым » («Горе от утраты семи сыновей»). Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием «Жетігеннің жетеуі» («Семь кюев жетыгена»). Это один из древних казахских музыкальных инструментов почти в неизменном виде дошедший до наших дней.
Происхождение названия
По распространенной версии это слово происходит от «жеті» — семь, и означает «семь струн». В Республике Казахстан имеются село Жетыген (в Илийском районе Алматинской области) и урочище Жетыген. Такой же музыкальный инструмент распространен и в Хакасии, но на хакасском языке он называется «чадыған». Но более вероятно монгольское происхождение — ят(у)га(н).
Современное использование
Жетиген может иметь разное количество струн: от 7, 14, 21 и до 23, его вес может составлять 1 килограмм, длина жетигена может превышать и 1,5 метра. В настоящее время в фольклорных ансамблях используется реконструированный жетиген, в котором для расширения диапазона увеличили число струн до 23 . Настройка струн производится колками и передвижением подставок. Жетиген отличается мягким, певучим звучанием. Используется в оркестре народных инструментов.
См. также
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 8 ноября 2012. 20 ноября 2012 года.
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
Ссылки
- от 16 марта 2016 на Wayback Machine
При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .
- 2021-12-08
- 1