Interested Article - Каракалпакская литература
- 2020-08-06
- 2
Каракалпакская литература ( каракалп. Qaraqalpaq ádebiyatı ) — литература каракалпакского народа или представителей другой национальности, пишущих на каракалпакском языке .
Древние литературные и культурные памятники
С древнейших времен среди Каракалпаков рассказываются и передаются из поколения в поколение легенды и предания о происхождении населявших Хорезм племён и народов, о Каюмарсе, Джамшиде , Сиявуше, Рустаме, Даре, Томирис , Шираке, Искандере ( Александре Македонском ), о женском царстве, горе Ток, Чингизхане , Гулдурсун, деде Коркуте .
К весьма популярным среди каракалпаков легендам можно отнести легенды об Аяз-Кале (крепости Аяза), Гулдурсун, крепости Сорока девушек ( каракалп. Qırq-qız-kale ), горе Ток ( каракалп. Toq-taw ).
Древние письменные литературные памятники тюркских народов отражают условия жизни, историю, обычаи, экономику, искусство слова разных народов различных эпох. Дошедшие до нас памятники письменности сохранились в форме высеченных на камнях надписей, выгравированных на сосудах, монетах текстов, в виде переписанных в последнее время рукописей. Если, например, древняя согдийская письменность представлена документами, отражающими торговые, культурно-политические сношения с соседними государствами, то хорезмийская письменность содержит сведения в основном об исторических событиях хозяйственной деятельности. В памятниках же на древнетюркском языке , к которым относятся орхоно-енисейская письменность и письменный памятник на уйгурском языке — « Книга моего деда Коркута », мы обнаруживаем ряд сведений о жизни тюркских народов с начала нашей эры до X — XI вв., их героических свершениях, об истории и литературе тюркских объединений и племён той эпохи.
Эпос «Книга моего деда Коркута»
« Книга моего деда Коркута » ( каракалп. Kitabi dede Korkut ) — это литературное наследие, бытовавшее на огузском языке среди огузских племенных объединений. Повествует о героических свершениях огузов IX в., их борьбе против внешних врагов. Дед Коркут представлен как исторически существовавший жырау ( каракалп. jıraw ) — сказитель и поэт, добрый наставник народа. На берегу Сырдарьи существовала возведённая в его честь в IX-X вв. гробница — памятник, почитавшийся местным населением как святыня.
Эпос «Огузнаме»
« Огузнаме » ( каракалп. Oguzname ) — комплекс эпических легенд о родословной тюрков - огузов и их мифическом прародителе Огуз-кагане ( каракалп. Oguz han ). Основная идея памятника — борьба Огуза за объединение многочисленных племён и образование единого государства в пределах Средней Азии . Интересно высказывание историка А. Маргулана по этому поводу: « Согласно эпосу, Огуз совершает поход прежде всего с целью объединения этих краёв »
Литература Ногайской эпохи
История каракалпакской национальной литературы начинается со времени формирования каракалпаков в качестве народа со 2-й пол. XVI в., со времени упоминания их в исторических хрониках под названием « Каракалпаки » . Появившиеся же в XIV-XV вв. и в 1-й пол. XVI в. в Золотой Орде , Белой Орде и Великом Ногайском союзе литературные памятники, творчество живших в те времена поэтов следует считать общими для современных казахского , ногайского и каракалпакского народов.
Песни, сложенные в XIV-XVI вв. в Ногайском союзе , ученые назвали « ногайскими песнями ». Это же название использует и Чокан Валиханов , который делит созданное народом наследие на 3 группы и 3-ю группу называет « ногайскими песнями », указывая время их появления — XIV— XVI вв. — и отмечая их общность для казахского, каракалпакского, киргизского, ногайского народов. Как утверждает Валиханов, к песням ногайской эпохи относятся песни « Едиге » ( каракалп. Edige ), « Еркекше » ( каракалп. Erkókshe ), « Орак » ( каракалп. Oraq ), « Шора » ( каракалп. Shora ), « Манас » ( каракалп. Manas ), легенды и рассказы « Асан Скорбящий »( каракалп. Asan Qayǵı ), « Аз Жанибек » ( каракалп. Az Jánibek ).
Именно в таких исторических условиях в Ногайском союзе из гущи народных масс выделились Соппаслы Сыпыра жырау ( каракалп. Soppaslı Soppıra jıraw , XIV в.), Асан Кайгы ( каракалп. Asan Kaygı , XV в.), острослов Жиренше ( каракалп. Jiyrenshe-sheshen , XV в.), создавшие бессмертные творения; в это же время появились такие рукописные эпосы, как « Ормамбет бий » ( каракалп. Ormambet biy ).
Каракалпакская литература XVIII в
В политическом развитии Каракалпаков XVIII век был наиболее сложным и трагическим временем. В 1723 г. джунгарские калмыки совершили набег на Казахское ханство и разграбили его. Многие казахские роды оказались подвластны калмыкам. Вражеские набеги обрекли на трагическую жизнь и каракалпаков, соседей казахов . Часть из них вместе с казахами в поисках лучшей доли перешла в верховья Сырдарьи , в окрестности Ташкента , в сторону Бухары , другая часть Каракалпаков откочевала в низовья Сырдарьи, на южное побережье Аральского моря . Подавляющее большинство каракалпаков составляла та часть, которая переселилась в низовья Сырдарьи. До 1743 г., а часть до 1762 г., они продолжали жить под властью казахского ханства — Младшего жуза .
С 1810 г. историческая судьба Каракалпаков оказывается тесно связанной с историей Хивинского ханства . Трудовые люди осваивали целые массивы целины, но лучшая плодородная земля, оросительные каналы находились в руках предводителей родов, биев и духовенства. Бедняки нанимались батраками к богачам, чиновникам, что свидетельствовало об усилении классового расслоения и противоречий между каракалпаками.
В XVIII в. такие древнетюркские эпосы, как « Коблан » ( каракалп. Qoblan ), « Алпамыс » ( каракалп. Alpamıs ), « Шарьяр » ( каракалп. Sharyar ), « Маспатша » ( каракалп. Maspatsha ), « Сорок девушек » ( каракалп. Qırq qız ), « Курбанбек » ( каракалп. Qurbanbek ), получили широкое распространение среди народных масс. Некоторые из этих эпосов жырау-сказители исполняли в переработанной, приспособленной к современной им эпохе форме.
Основная идея распространявшихся в те времена у народа эпосов — мирная жизнь трудовых людей, борьба против иноземных захватчиков, свобода и счастье трудового народа. Созданные народом Коблан , Алпамыс , Гулаим , Курбанбек — герои, противопоставленные внешним врагам и порожденные народным идеалом о мужественных и отважных батырах — защитниках униженных и оскорблённых, поборниках справедливости, свободы и равенства.
В XVIII в . наряду с богатым устным народным творчеством зародилось и собственно литературное наследие, обладавшее специфическими творческими особенностями, авторы которого были известны. К подобным авторам относится, в частности, занимавший известное место в каракалпакской литературе знаменитый поэт и жырау-сказитель Жиен жырау ( каракалп. Jien jıraw ). Были в ту эпоху и другие поэты, однако ни их имена, ни созданные ими произведения не дошли до нашего времени.
Начиная с Жиен жырау определённые особенности проявляются в фольклорных творениях и в тех произведениях, чьи авторы были известны. Многие лирические стихи Жиена жырау, поэмы « Разорённый народ » ( каракалп. Poskan el ), « Великая гора » ( каракалп. Ullı taw ) отличаются от фольклора некоторыми особенностями с точки зрения тематики, стиля, реализма и носят характер письменной литературы.
Каракалпакская литература XIX в
В XIX в . каракалпакский народ находился в полной зависимости от хивинского хана. В результате походов хивинского хана Мухаммеда Рахима с участием многочисленных войск и перешедших на сторону монарха каракалпакских биев на жанадарьинских (в 1810 г.) и кунградских Каракалпаков (в 1811 г.) завершился процесс покорения каракалпакского народа Хивинским ханством . Ученые, исследовавшие историю завоевания каракалпаков Хивинским ханством, отмечают, что решающую роль в этом сыграли предательские действия предводителей родов, которые ради собственных корыстных интересов разрушали единство народа и за подачки хана служили ему верой и правдой.
Исторические данные свидетельствуют о том, что в общественной жизни каракалпаков издавна существовали классовое, социальное неравенство и противоречия между сословиями. Эта историческая обстановка определила становление и развитие искусства, вызвала яркое и глубокое отражение жизненной действительности во всей каракалпакской поэзии XIX в., начиная с . Социальные и классовые мотивы в литературе этих лет приобрели остроту, злободневность и нашли в ней художественно-выразительное воплощение.
В те времена сбор налогов был одной из форм национального и социального угнетения, и основное бремя их несли трудовые массы. Как указывают историки, исследовавшие и проанализировавшие архивы хивинских ханов, при определении налога не учитывались ни качество земли, ни возможность неурожая; крупные землевладельцы, служители религии, ханские чиновники и нукеры освобождались от налогов, более того: им предоставлялись всяческие льготы и привилегии. Беднота же буквально стонала под бременем чудовищных налогов, всевозможных податей и неслыханной эксплуатации. Все это послужило толчком к известным в истории Каракалпаков восстаниям ( 1827 ), ( 1855-1856 ), ( 1858-1859 ).
Это пробудившееся классовое самосознание, процесс социального созревания трудящихся масс в борьбе с эксплуататорскими общественными группировками стали для живших в XIX в. поэтов-классиков определяющим фактором « данного жизнью собственного народа содержания » . Оно формировало идейную сущность произведений таких крупных представителей каракалпакской классической поэзии XIX в., как , Ажинияз , Бердах , . Создавая произведения о тяжёлой жизни и борьбе народа, его недовольстве феодальными порядками, выражая оптимистические мечты о будущей счастливой жизни, патриотические и гуманистические настроения, эти поэты выросли в подлинных певцов реальной действительности.Творчество этих поэтов сыграло большую роль в пробуждении самосознания трудящихся в борьбе против эксплуататоров.Развивалась и сатира. Активно пересказывались анекдоты Омирбека шутника - защитника бедных и острослова, последователя Ходжи Насреддина .
Важной стороной литературной жизни XIX в. были связи каракалпакской литературы с литературами соседних народов, распространение произведений литератур братских народов среди Каракалпаков. Они хорошо знали и читали книгу великого классика ирано-таджикской литературы А. Фирдоуси « Шахнаме » ( каракалп. Shahnama от перс. شاهنامه , Šāhnāme — « Книга царей »), произведения великого азербайджанского поэта Низами , Физули , великого узбекского поэта Алишера Навои , классика туркменской литературы Махтумкули и многие другие.
Следует упомянуть и о том, что произведения таких поэтов, как Навои , Хафиз , Бедиль , изучались в духовных школах Средней Азии, в том числе и на каракалпакской земле.
Говоря о творчестве каракалпакских поэтов XIX в., следует уделить внимание и другой важной проблеме — историческому факту присоединения Каракалпакии к России , благотворному влиянию прогрессивной русской литературы на творчество каракалпакских поэтов, каракалпакскую литературу и культуру в целом.
В каракалпакской классической литературе, творчестве её выдающихся представителей XIX в. были заметны реалистические тенденции, проникнутость народно-демократическими идеями. Социальная направленность творчества каракалпакских поэтов-классиков XIX в., отражённые в их произведениях картины жизни, характеры людей соответствуют сформировавшемуся в литературоведении пониманию реализма искусства.
Каракалпакская литература II-пол. XIX — начала XX вв
Во 2-й пол. XIX в . в жизни народов всей Средней Азии , в том числе и каракалпаков , происходят события большой исторической важности: они присоединяются к Российской империи , развитой в политико-экономическом и культурном отношении капиталистической стране .
Разумеется, присоединение Каракалпакстана к России не освободило его население от эксплуатации и угнетения. Царское правительство защищало интересы господствующей верхушки. Жизнь же народа продолжала оставаться тяжёлой. В то же время присоединение внесло прогрессивные изменения в политическую и экономическую жизнь Каракалпакии, её культуру и литературу. В крае начали появляться не виданные ранее мелкие, кустарные промышленные предприятия . Отдельные люди получили возможность изучать русский язык , приобщаться к прогрессивной русской культуре и литературе. А прогрессивные деятели цивилизованной России, в свою очередь, проявляли интерес к каракалпакской культуре и литературе. В нынешнем г. Турткуле (в бывшем Петро-Александровске ) впервые открылась начальная русско-туземная школа . Кроме того, в Турткуле, Чимбае и Шаббазе открылись небольшие лечебницы, сыгравшие большую роль в профилактике и лечении широко распространенных в прошлом эпидемических болезней — оспы , тифа , туберкулеза , уносивших тысячи жизней.
Пережитые Каракалпаками во 2-й половине XIX — начале XX в. события нашли отражение в художественной литературе. Успевшие к тому времени стать широко известными и популярными среди народных масс поэты Бердах , ( каракалп. Ótesh ), Сарыбай, Гулмурат ( каракалп. Gulmurat ), активно вторгаясь в гущу жизни народа, рассказывали о тяжелой участи, горестях и радостях, мечтах и чаяниях бедноты. Ярким примером может служить поэма Бердаха « Царь-самодур » ( каракалп. Aqmaq patsha ). Она была написана после присоединения каракалпаков к России. В ней поэт затронул наиболее важные и злободневные проблемы времени. В поэме с большой художественной выразительностью показаны деспотизм и тирания царской России и Хивинского ханства , невыносимый двойной гнёт народа, его героическая борьба за свободу и человеческое достоинство.
Литература рассматриваемого периода характеризуется острой, смелой и конкретной постановкой и решением общественно-политических проблем. Главные темы времени — социальное неравенство, голодное, нищенское существование народа, вопиющий гнёт правящей верхушки, исторические события и повседневная жизнь народа. Исследуемое время породило целый отряд поэтов-последователей и учеников Бердаха , Ажинияза , преемников их лучших традиций. Это — Омар ( каракалп. Omar ), Сыдык , Аннақул ( каракалп. Annaqul ), Бегжан ( каракалп. Begjan ), Жаңабай ( каракалп. Jańabay ), Қулмурат ( каракалп. Sıdıq ) и др. поэты, активно вторгавшиеся в исторические события своего времени, в гущу народной жизни. Так, поэт Сыдык ( каракалп. Sıdıq ) в своё время сумел разглядеть и ярко воплотить в своих произведениях социальные последствия присоединения каракалпаков к России, ещё более усугубившие и без того неимоверную тяжкую жизнь народа, укрепившие позиции общественного неравенства.
В каракалпакской литературе конца XIX — начала XX вв. упоминаются и имена женщин-поэтесс. Это было редким, но характерным для каракалпакской литературы явлением. Дело в том, что в предшествовавшей литературе не упоминались имена поэтесс. В конце XIX в. поэтесса Даме Тобакабыл кызы ( каракалп. Dame Tobaqabıl qızı ) приобрела известность в народе своим айтысом — поэтическим состязанием с казахским поэтом Мансуром . Поэтессы-каракалпачки были известны не только как участницы айтысов, но и благодаря своим заслугам в развитии поэтической культуры. Особое распространение это женское творчество получило после присоединения Каракалпакстана к России. Так, дочь поэта Бердаха Хурлиман выступала как исполнительница, пропагандист произведений своего отца и других поэтов, народных эпосов; женщина- кыссахан Салима из Чимбая приобрела популярность у народа чтением кыссы ( каракалп. qıssı ) — народных книг перед женской аудиторией, одновременно она была и поэтессой.
Помимо упомянутых, были и другие поэтессы. Известны, например, отдельные стихи молодой поэтессы Тыным ( каракалп. Tınım ), поэтессы Гулкашти ( каракалп. Gúlkashti ), жившей в местности . Произведения поэтесс в основном были лирическими; их творчество стало существенным вкладом в развитие литературы той эпохи.
В целом каракалпакские поэты конца XIX — начала XX вв. сумели правдиво отразить главные проблемы, тенденции того времени и сыграли существенную роль в развитии каракалпакской литературы.
См. также
Литература
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
- Давкараев Н. Очерки по истории дореволюционной каракалпакской литературы = Қарақалпақ әдебияты тарийхының очерклери (к.-калп.) . — Ташкент: ФАН, 1959.
- Жапаков Н. «Девону лугатит турк» тиң қарақалпақ нақылмақалларына байланысы мәселесине // Әмудәрья. 1973. № 5.
- Коллектив авторов. История каракалпакской литературы (с древнейших времен до 1917 г.) (к.-калп.) / Хайимбетов А. — Ташкент: ФАН, 1994. — 384 с.
- Мәмбетов Қ. Әййемги туркитиллес халықлардың жазба естеликлери ҳәм оның қарақалпақ әдебиятын қәлиплестириўдеги тутқан орны // Әмудәрья. 1973. № 3.
- Мәмбетов Қ. Ерте дәўирдеги қарақалпақ әдебияты. Нөкис : «Билим», 1992. — 248 с.
- Мәмбетов Қ. XVI—XVII әсирлердеги қарақалпақ әдебияты // Әмудәрья. 1974. № 1.
- Нурмухамедов М. К. Қарақалпақ жазба әдебиятының дөреўи ҳаққында // Әмудәрья. 1968. № 6
- Пахратдинов Ә., Өтемуратова Ҳ. XIX әсирдиң ақыры XX әсирдиң басындағы қарақалпақ әдебияты тарийхы. Нөкис : «Билим», 1995. — 316 с.
- Пирназаров А. «Огузнаме» қарақалпақ халқына да ортақ ғәзийне // ОзССР Илимлер Академиясы Қарақалпақстан филиалының хабаршысы. 1982. № 3,4.
- Сағыйтов И.Т. Әдебият тарийхын қайсы дәўирден баслаў керек? // Әмудәрья. 1968. № 11. — 112—117 с.
- Мамедов Н.М. "Каракалпакская литература"// Мутарджим 2007 г.
- Б. Привалов "Анекдоты Омирбека" //1962 г.
Примечания
- ↑ Марғулан Ә. Шоқан жэне «Манас». — Алматы, 1971. — С. 13—14.
- ↑ Коллектив авторов. / Сергей Павлович Толстов, Татьяна Александровна Жданко, С. Камалов. — Ташкент: Наука, 1964. — С. 125. — 431 с. — ISBN 5-648-01331-0 .
- (рус.) . (30 ноября 2012). Дата обращения: 21 февраля 2021. 21 августа 2018 года.
- Муминов И. Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане. — Ташкент, 1957. — С. 49.
- 2020-08-06
- 2