Interested Article - Кюй
- 2021-08-29
- 1
Кюй ( каз. күй ) или кю ( кирг. күү ) — название традиционной казахской, ногайской, татарской, и киргизской инструментальной пьесы . Исполняется на комузе ( кобыз ), домбре , сыбызгы или других народных музыкальных инструментах . Тех, кто исполняет кюи, называют кюйши ( каз. күйші , кирг. күүчү ).
Разные эпические сказания, сказки и легенды нашли своё музыкальное отображение в кюях. Из-за этого многие из них являются программными.
У некоторых тюркоязычных народов словом «Кюй» называют и инструмент, и музыку, и песню; также слово «Кюй» входит и в название произведений, например «Адай-кюй» (название рода); «Уран-кюй» (Кюй-воззвание) и др. Легенды и письменные памятники создателем древнейших кюй называют Коркута (Коркыта) — одного из основателей музыкальной культуры тюркоязычных народов. В традиционной инструментальной музыке наиболее развитой областью является домбровая, в которой, по мнению исследователей Б. В. Асафьева , А. В. Затаевича , музыкальное мышление казахов достигло высот подлинного симфонизма. Форма кюя разнообразна (например, бас буын — начальное звено, орта буын — центральное звено, киши сат — малая сага, улкен сат — большая сага). Кюй характеризуются простой, смешанной и переменной метрикой и разнообразными формами: от простого наигрывания до многочастотных построений типа рондо . Музыка кюев может включать в себя частицы пентатонных звукорядов и основана на диатонике. Большинство кюев являются двухголосыми, однако встречаются и одноголосые, и трёхголосные. Фактура некоторых видов кюя содержит подголосочно-полифоническое изложение; параллельные движения в превалирующих квартово-квинтовых, реже в секундовых и терцовых интервалах; имитации, секвенции, органные пункты и др. .
Одними из лучших образцов западноказахстанского стиля являются произведения выдающихся кюйши и композиторов Курмангазы Сагырбайулы , Каршыги Ахмедьярова и Даулеткерея Шигайулы , а восточного и северного — кюи Таттимбета и Агашаяка (Назаролла Жундибайулы) , южного — произведения Ихласа (Ыкыласа) Дукенова , Сугура Алиулы , Байсерке Кулышулы и других кюйши-акынов.
Кюй достаточно разнообразны. Это обусловлено их функцией в культуре (существуют обрядовые , бытовые, концертные кюи, например, той бастар — открытие праздника, естьрту — сообщение о смерти и др. ), а также тематикой и возможностями музыкальных инструментов . Например Кюй-плачи, Кюй-прощания, исполняются на смычковом кобызе и варгане (шан-кобыз) . Пастухи создали кюи для продольной флейты сыбызгы , такие как «Чёрный иноходец » и «Плач белой верблюдицы» . В XIX веке кюйши Ихлас создал произведения «Дума» и «Виртуозный кюй», ставшие классическими кюи для кобыза . Для домбры были написаны многочисленные праздничные, лирические, шуточные кюи, созданные на основе легенд, эпических сказаний, сказок и непосредственных впечатлений от событий, а также природы, например «Золотая степь», «Бушующий вал» Курмангазы Сагырбайулы . Пьесы разделяются по стилю на западноказахские — монументальные, виртуозные и восточноказахские — небольшие, с песенной мелодикой .
Пьесы кюй начали изучать только в 1920-е годы и с этого времени записано несколько сотен образцов .
Программные кюи создавались на основе легенд, эпических сказаний, сказок, непосредственно под впечатлением от общения с людьми («Лаушкен», «Перовский марш» и др.), природой («Бозторгай», «Кисен ашкан» и др.). Курмангазы, Даулеткерей Шыгаев, Таттимбет Казангапов (XIX в.) обогатили домбровые кюи лирико-психологическим («Сары жайлау», «Кокейкести» и др.), героико-бунтарским («Кишкентай», «Адай» и др.) и общественно-политическим («Жигер», «Серпер» и др.) содержанием. Кюи имеют локальные стили, ярко выраженные в интонационном рисунке мелодии, виде инструментов, исполнительской технике .
См. также
Примечания
- ↑ // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- ↑ . bigenc.ru . Дата обращения: 9 февраля 2022. 27 ноября 2020 года.
Литература
- Ерзакович Б. Г. Кюй // Корто — Октоль. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1976. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 3).
- Жубанов А. К. Струны столетий, А. 2001;
- Казахская инструментальная музыка // История казахской музыки, А., 2000;
- Коныратбай Т. А. Древние напевы кобыза. 2003.
- 2021-08-29
- 1