Interested Article - Макам (святыня)

Макам имама ‘Али в 1930-е годы, ныне синагога в Азоре .

Мака́м ( араб. ‏مقام ‎, транслит. maqām; мн.ч.: араб. ‏مقامات транслит. maqāmāt) — гробница мусульманского святого; погребальное сооружение, состоящее, как правило, из небольшого строения кубической формы, увенчанного куполом.

Этимология

По-арабски означает букв. «стоянка, место стоянки». Такое название святой гробницы употребляется главным образом в Сирии и Палестине . В сочинениях европейских путешественников XIX века встречается форма: mukam . Параллельно употребляются названия: вали ( араб. ويلي ‎, waly — «святыня»; см. авлия ), мазар , машхад .

Из-за своей кубической формы эти сооружения назывались также kubbeh , kubbi , , так же как и главная мусульманская святыня Кааба в Мекке . В тюркоязычных мусульманских странах аналогичные гробницы известны как тюрбе , дюрбе, азиз; в ираноязычных странах — .

Устройство и назначение

Самый распространённый вид макама — однокамерное квадратное помещение с куполом, посреди которого размещается каменный кенотаф , хотя само тело святого погребалось ниже уровня пола. В южной стене макама, ориентированной на Мекку, обычно имеется небольшой михраб , нередко украшенный надписями и растительным орнаментом. Вход в камеру чаще всего располагается в северной стене. В других сводчатых стенах устраиваются небольшие оконца.

Макам шейха ‘Абд Даима в оазисе Дахла (Египет) .

Встречаются более крупные макамы, состоящие из двух, трёх и четырёх помещений. К купольной камере примыкают молитвенная комната, прихожая, завия или помещение для отдыха паломников. У больших макамов имеются два или три одинаковых купола. В старину купол украшался металлическим шпилем с полумесяцем, но сейчас такое украшение встречается редко.

Рядом с макамом сажалось священное дерево, чаще всего — пальма, дуб, сикомор . Поблизости имелся также колодец или источник.

В действующем макаме по углам висят светильники и лампы, кенотаф накрыт покрывалом (обычно зелёным), перед михрабом на полу расстелены молитвенные коврики.

Как правило, макамы сооружались на вершине холмов и на перекрёстках дорог и помимо своей основной функции — мест поклонения и молитвы — исполняли также роль сторожевых постов, наблюдательных пунктов и ориентиров для путников и караванов. Со временем вблизи макамов появлялись новые захоронения; считалось честью быть погребённым рядом со святым. Вокруг множества мусульманских святынь образовались целые кладбища.

История

Макам в Османской империи . Рисунок Конрада Грюненберга из его описания путешествия в Иерусалим (1487)

Ранний ислам отрицательно относился к поклонению святым людям и к почитанию мест их погребения, видя в этом разновидность идолопоклонства . Но уже шииты стали сооружать пышные гробницы для своих усопших предводителей — имамов и шейхов , и превратили их в культовые объекты. Вскоре практика такая передалась и суннитам . Арабские путешественники и географы ‘Али аль-Харави (XII в.), Якут аль-Хамави и другие в своих сочинениях описали множество христианских и мусульманских святынь в Сирии , Палестине и Египте .

Макам в Антиохии , Турция . Фото ок. 1920 года.

В эпоху Мамлюков были сооружены монументальные гробницы мусульманских святых, учёных и богословов, некоторые из которых сохранились до наших дней. Основная часть их располагается в Египте, но отдельные экземпляры имеются также в Сирии и Палестине. К их числу относится прославленная Гробница Рахели в Вифлееме (хотя место погребения праматери Рахиль почиталось и раньше), роскошный мавзолей Абу Хурайры в Явне и макам шейха Абу ‘Атаби в близ Акко .

В Османский период макамы строились повсеместно, а прежние святыни проходили основательную реконструкцию. Новые сооружения не отличались такой монументальностью и помпезностью, как прежде, и внешне выглядели вполне скромно. Макамы турецкой эпохи просты в своей конструкции и не изобилуют архитектурным декором.

В каждом селении имеется небольшое белое здание с низким куполом — “мукам” или “место”, священное в глазах местных жителей. Почти в каждой местности такое строение мерцает на вершине какого-то холма, точно так же, как и в древние ханаанские времена.

Период Британского мандата в Палестине стал временем последнего расцвета макамов. Были отремонтированы мусульманские святыни, пришедшие в упадок, а также построены новые. Повредившие макам бедуинского шейха Нурана во время Синайско-Палестинской кампании англичане за свой счёт заново построили его и преподнесли в дар бедуинам . В 1948 году этот макам оказался в эпицентре боёв во время Арабо-израильской войны . Овладевшие им израильские солдаты переоборудовали его в наблюдательный пункт и огневую точку. С тех пор макам шейха Нурана служит памятником доблести Армии обороны Израиля .

Макам шейха Нурана в киббуце , переоборудованный в ДОТ.

После образования государства Израиль целый ряд мусульманских святынь был приватизирован евреями и превращён в свои религиозные святыни. Это постигло мавзолей шейха Абу Хурайры, ставшего гробницей в Явне ; девятикупольный макам Имама ‘Али, переделанный в синагогу в Азоре ; мазар Ситт Сакины (Сукейны), ставший гробницей Рахиль, супруги рабби Акивы , в Тверии ; макам шейха аль-Гарбави, ставшего гробницей Маттафии Хасмонея ; гробницу нэби Шемана у дорожной развязки , ставшей гробницей Симеона, сына Иакова . Процесс приватизации мусульманских святынь продолжается и сегодня.

В древности все макамы вместе с куполами окрашивались в белый цвет. В последнее время у палестинских и израильских арабов вошло в обычай перекрашивать купола своих святынь в зелёный цвет («цвет Ислама»). На территории Израиля борьба за обладание той или иной святыней вылилась в то, что в прессе было названо «войной цветов» . Приватизируя мусульманскую святыню, религиозные евреи красят купол в синий или белый цвет и устанавливают еврейскую символику, а мусульмане, возвращаясь, удаляют еврейские символы и перекрашивают купол в зелёный цвет.

Наиболее известные палестинские макамы

Из примерно 800 макамов, существовавших на территории Палестины в 1948 году, к настоящему времени сохранилось не более 300, половина из которых находится на территории Израиля , другая половина — в пределах Палестинской Автономии . По другим оценкам, общее количество сохранившихся палестинских макамов — 184, из них только 70 внутри границ Израиля .

Изображение Название Расположение Координаты Нынешнее состояние
‘Абд эн-Нэби Тель-Авив 32°05′15″ с. ш. 34°46′11″ в. д.
Макам аль-Хидр Шломи 33°04′41″ с. ш. 35°08′36″ в. д. Разрушается
Муаз ибн Джабаль
(шейх Му‘алла)
Латрун 31°50′08″ с. ш. 34°59′30″ в. д. Отреставрирован
Нэби Булус Бейт-Шемеш 31°42′51″ с. ш. 34°58′51″ в. д. Разрушается
Нэби Кифль Тират-Йехуда 32°00′25″ с. ш. 34°55′35″ в. д. Заброшенный объект
Нэби Шитт 31°49′28″ с. ш. 34°44′54″ в. д. Заброшенный объект
Хасан эр-Рай 31°46′51″ с. ш. 35°25′29″ в. д.
Шейх ‘Абдаллах Бейт-Эль 31°56′57″ с. ш. 35°13′55″ в. д. Заброшенный объект
Шейх ‘Абдаллах эс-Сахили Нешер 32°46′18″ с. ш. 35°02′33″ в. д. Заброшенный объект
Шейх Абу ‘Атаби 32°56′15″ с. ш. 35°05′30″ в. д. Жилой дом
Шейх Абу Газаля 31°34′04″ с. ш. 34°46′47″ в. д. Заброшенный объект
Шейх Абу Шуша Мигдаль (местный совет) 32°51′13″ с. ш. 35°30′26″ в. д. Заброшенный объект
Шейх ‘Авад Ашкелон 31°41′15″ с. ш. 34°33′47″ в. д. Сооружён в Османский период
Шейх ‘Али эд-Давайими 31°32′09″ с. ш. 34°53′13″ в. д. Основан во времена Аббасидов
Шейх ‘Амир 32°39′17″ с. ш. 34°57′46″ в. д. Отреставрирован
Шейх Ахмад аль-Хубани 31°43′31″ с. ш. 35°04′49″ в. д. Заброшенный объект
Шейх Бараз эд-Дин
(шейх эс-Садик)
Мигдаль-Цедек 32°05′00″ с. ш. 35°19′40″ в. д. Отреставрирован
Шейх Билаль Элон-Море 32°14′32″ с. ш. 35°19′40″ в. д. Заброшенный объект
Шейх Бурейк (‘Абрейк) Кирьят-Тивон 32°42′03″ с. ш. 35°07′43″ в. д.
Шейх Ганим Гризим 32°12′05″ с. ш. 35°16′26″ в. д. Отреставрирован
Шейх аль-Катанани Холон (город) 32°01′16″ с. ш. 34°48′17″ в. д. Отреставрирован
Шейх Марзук Голанские высоты 33°03′01″ с. ш. 35°42′01″ в. д. Заброшенный объект
Шейх эс-Салихи 31°40′58″ с. ш. 34°57′59″ в. д. Заброшенный объект
Шейх ‘Ушейш 31°36′39″ с. ш. 34°56′00″ в. д.

Примечания

  1. — The Annual of the American School of Oriental Research in Jerusalem. Vol. 2/3, 1921/1922. P. 50.
  2. Клермон-Ганно, Шарль Симон так описал этот памятник: «Внешняя часть здания представляет довольно живописное зрелище, с его тремя луковичными арками, с его куполами и двором, усаженным прекрасными деревьями» — .
  3. Geikie J. C. The Holy Land and the Bible. A Book of scripture illustrations gathered in Palestine. N.Y. 1888 Vol. I.
  4. (на араб.)
  5. // "Levant", 2013, Vol. 45, No 1. P. 109–110.

Литература

  • (англ.) . (англ.) . — Illustrated. — University of California Press , 2000. — ISBN 0-520-21154-5 .
  • (англ.) . (англ.) . — London: Luzac & Co, 1927.
  • (англ.) . (неопр.) // Quarterly statement - Palestine Exploration Fund. — 1877. — Т. 9 . — С. 89—103 . (p. )
  • Frantzman, S. J. and Bar, D. (2013) // "Levant", 2013, Vol. 45, No 1. P. 96–111.
  • (1992). London, 1992.
  • McCown, C. C. (1922) — The Annual of the American School of Oriental Research in Jerusalem. Vol. 2/3, 1921/1922.
  • Petersen, Andrew (2001). — British Academy Monographs in Archaeology. London, 2001.

Ссылки

Источник —

Same as Макам (святыня)