Interested Article - Есипова, Анна Николаевна

Анна Николаевна Есипова во время записи для Welte-Mignon , 1905—1906

А́нна Никола́евна Е́сипова ( 31 января [ 12 февраля ] 1851 , Санкт-Петербург 5 [18] августа 1914 , там же) — российская пианистка и музыкальный педагог.

B 1871 1892 годах жила за границей, часто выступала c концертами в России. C триумфом гастролировала во многих странах Европы и в США.

Биография

В 13 лет была принята в Петербургскую консерваторию в класс А. И. Виллуана ; весной 1865 года была переведена в класс к К. К. Фан-Арку , а с 1866 года в класс Ф. О. Лешетицкого , второй женой которого она стала в 1880 году.

Успешно дебютировала в 1868 году в Зальцбурге .

2 ноября 1869 года состоялось первое выступление Есиповой в Петербурге: она исполнила 4-й концерт Бетховена для фортепиано с оркестром под управлением Э. Ф. Направника .

23 мая 1871 года Анна Есипова окончила с золотой медалью полный курс, как по специальному, так и по обязательным предметам.

С 1871 года жила, преимущественно, за границей, — объехала почти все страны мира. Критики отмечали лёгкость и изящность исполнения, певучее звучание инструмента. В её репертуаре — сочинения Ф. Шопена , Ф. Шуберта , Ф. Мендельсона , В. Моцарта , Л. Бетховена , а также пьесы салонно-виртуозного характера. В 1875 году А. С. Фамицын отметил:

При всей ровности, при всей изящности и законченности исполнения артисткою сочинений всех школ мы полагаем, что к главной специальности её принадлежат именно сочинения Шопена

О концерте г-жи А. Н. Есиповой // Музыкальный листок. — 1875. — № 15.

Постоянными творческими спутниками Есиповой, в ансамбле, были К. Давыдов , Л. Ауэр и А. Вержбилович . Играла, в частности, в четыре руки с Антоном Рубинштейном .

Профессор Петербургской консерватории А. Н. Есипова за фисгармонией

Как отмечал впоследствии Г. М. Коган :

Есипова — пианистическое явление, выходящее за пределы своего времени и своей страны. [Она] в течение двадцати с лишним лет изъездила с концертами весь мир. Успех её был огромен. Париж и Лондон, немецкие и американские города восторженно рукоплескали русской пианистке. Это не был только личный триумф Есиповой: это была важная веха в росте мирового значения русского пианистического искусства. До Есиповой только один русский пианист широко прославился за границей — Антон Рубинштейн. Но Рубинштейна ещё можно было рассматривать как одиночку, как блестящее исключение, как гениального самородка. Игра Есиповой засвидетельствовала перед всем светом наличие в России родника пианистических талантов, замечательной школы, высокой пианистической культуры .

После развода с Лешетицким в 1892 году Есипова вернулась в Россию, заняв место профессора фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории. Сторонница активной пальцевой техники .

В начале преподавания в классе Есиповой было двенадцать учеников, а через несколько лет в него входило уже 42 студента. Среди её учеников в разное время были: Ольга Калантарова , Гавриил Романовский , Томас де Гартман , Альфред Мерович, Владимир Дроздов , Сергей Тарновский , Леонид Крейцер , Юзеф Турчинский , Наталья Позняковская , Анастасия Абдушели-Вирсаладзе , Александр Боровский , Борис Захаров , , Сергей Прокофьев ; также у неё обучались: , Симон Барер , Мария Юдина ; брал уроки Борис Фомин .

По мнению Г. М. Когана :

Есипова буквально царила в Петербургской консерватории… Попасть в класс Есиповой сделалось заветной мечтой каждого молодого пианиста в Киеве и Саратове, Ростове и Екатеринбурге. Двадцать лет работы Есиповой в Петербургской консерватории — золотая пора в истории русского пианистического образования, оказавшая заметное воздействие на мировое пианистическое искусство.

Семья

Могила А. Н. Есиповой в Александро-Невской лавре

Сын (1877—1915) — пианист; был женат на ученице матери — Ольге Калантаровой.

Мать и сын были похоронены на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году перезахоронены в «Некрополе мастеров искусств» ; тогда же на могиле была установлена скульптурная композиция А. Аргенти, выполненная в 1900 году (с утраченными крыльями ангела и крестом).

Младший брат — Владимир Николаевич Есипов

Комментарии

  1. Есиповой был придуман способ «серебряной монеты»: когда студент упражнялся в игре на рояле для тренировки пальцев, она ему на тыльную сторону ладони клала серебряную монету и если во время игры монета не падала, Есипова в виде награды дарила её студенту.

Примечания

  1. На «Вельте-Миньон» ею были записаны «Большой каприс» В. Беллини — С. Тальберга на мотивы оперы «Сомнамбула», «Баркарола», Мазурка си-минор и прелюды Ф. Шопена, Вариации на тему Клары Вик Р. Шумана, «Риголетто» Дж. Верди — Ф. Листа.
  2. Г. Коган . О Есиповой. // Коган Г. Вопросы пианизма: Избранные статьи. — М. Советский композитор, 1968. — С.169-173.

Литература

  • Беркман Т. А. Н. Есипова: Жизнь, деятельность и пед. принципы / Под ред. и с предисл. Г. М. Когана. — М.-Л.: Музгиз, 1948. — 144 с.
  • Бертенсон Н. Анна Николаевна Есипова. Очерк жизни и деятельности. — Л.: Музгиз, 1960. — 151 с.
  • Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • Попова С.
  • Байдалинов С. Н. (диссертация). — М., 2000. — 184 с.
  • Болотов Ю. В. (диссертация. — СПб., 2007. — 207 с.
  • Болотов Ю. В.
Источник —

Same as Есипова, Анна Николаевна