Interested Article - Ислам в Индии

Перейти к шаблону «История Индии» История Индии
Древняя Индия
Средневековая Индия
Современная Индия

Ислам — вторая по значению религия в Индии (после преобладающего индуизма ) . Мусульмане составляют порядка 202 млн чел. или 14,4 % населения страны . учла более чем 138 миллионов мусульман, что превышало данные прежней переписи на 36 %. По абсолютной численности мусульмане в Индии уступают только единоверцам из Индонезии и Пакистана. Доля мусульман в населении страны постепенно растёт.

Доля мусульман в общей численности населения каждого штата (перепись 2001 года)

История

Первыми мусульманами, появившимися в Индии, были приплывавшие по морю арабские торговцы. С конца VII века н. э. они поселялись на побережье Индии. Они и обращённые в ислам индийцы стали родоначальниками общины мопла на Малабарском побережье .

Затем ислам проник в северо-западную Индию во времена арабских завоеваний. Население долины Инда (современный Пакистан ) полностью приняло ислам в IX—XI веках. Население п-ова Индостан и долины Ганга ислам ещё не затронул, хотя прибрежное население знакомилось с исламом через арабских купцов. Влияния ислама были незначительны до 1001 г., когда Махмуд Газни совершил набеги на субконтинент, разрушил Сомнатх и захватил Пенджаб . Новая волна исламизации последовала в период между 1526 по 1858 , когда власть в Северной Индии захватили пришедшие тюркские, персидские и монгольские воины.

В этот период в ислам особенно активно переходили наиболее обездоленные слои индусского населения, надеявшиеся таким образом преодолеть систему жёстких запретов и каст, ограничивающих социальную мобильность индивидуума. Ислам массово приняло малоимущее крестьянское население дельты Ганга (современный Бангладеш ). Мещанская верхушка и купцы также были склонны к переходу в ислам для облегчения доступа ко дворам местных эмиров -мусульман, составивших новую элиту региона.

Европейские вторжения в Индию ограничили распространение ислама с конца XVIII века. Его престиж ослаб, его влияние начало угасать. Тем не менее, мусульманские общины сохранились в ряде регионов независимой Индии даже после раздела страны в 1949 году . С тех пор их доля и число растёт за счёт демографических причин. Мусульман страны характеризует более низкий уровень грамотности. После утраты политической власти в пользу британцев, а затем индусов, мусульманские доходы резко упали. Большинство из них оказалось сконцентрировано в самых старых городских кварталах (исламских гетто) с изношенной инфраструктурой. Мусульманки страны в среднем имеют на 1 ребёнка больше, чем индуски (3,7 против 2,7). Их миграционный отток из страны незначителен из-за ограниченного доступа к образованию и слабого участия в экономике (особенно среди женщин). Поэтому в период между 1991 и 2001 годами число индуистов возросло на 20,3 %, а количество мусульман увеличилось на 29,6 %.

Динамика доли мусульман в населении

  • 1961 10,7 % (перепись)
  • 1971 11,2 %
  • 1981 12,0 %
  • 1991 12,1 %
  • 2001 13,4 % (перепись)
  • 2011 15,0 % (оценка)

Этногенез

Большая часть индийских мусульман имеет местное индоарийское происхождение с очень незначительным притоком генов из Ирана и Средней Азии. Мусульмане страны имеют право следовать исламским законам. В Индии правительство частично субсидирует стоимость авиабилетов для совершения хаджа .

Современность

Могила (даргах) Муинуддина Чишти в Аджмере , считается святым местом для индийских мусульман-суфиев

В независимой Индии, где мусульмане после раздела Британской Индии остались в явном меньшинстве, они утратили то влияние, которым располагали в колониальной Индии, а тем более в доколониальную эпоху. Оставшаяся в Индии часть семей мусульман-мигрантов подвергалась экономическим санкциям, которые позволяли конфисковывать собственность мусульман, покинувших Индию. Затем положение зажиточных мусульман, особенно в штате Уттар Прадеш , было подорвано в результате проведения земельной реформы .

По данным переписи 2001 года, если по Индии в целом доля грамотных граждан составляла 54,50%, то среди мусульман грамотных было только 48,04%. 68,66% мусульман не имели постоянной работы (всего в Индии безработных было 60,89%) . На государственной службе мусульмане занимали всего 4,9% должностей, в основном на низовых уровнях .

Мусульмане составляют большинство в Джамму и Кашмире (64,2%), также их численность значительна в Западной Бенгалии (21,5%) и Керале (21,2%), данные на 2004 год. При этом мусульмане часто селятся обособленно. Например, в городе Коимбатор мусульмане составляют лишь 9%, но есть районы, где их доля превышает 25%, а также улица, населенная только представителями ислама .

Мусульмане разделены на многочисленные этнолингвистические группы в разных регионах Индии. Три социальных сегмента мусульманской общины состоят из ашрафов, аджлафов и арзалов. Ашрафы — это потомки выходцев из арабских стран или принявших ислам несколько столетий назад представителей высших индусских каст , они являются самым благополучным слоем среди мусульман. Аджлафы по роду занятий схожи с индусскими отсталыми кастами, некоторая их часть владеет землей. Арзалы — это некогда обращенные в ислам индусские низшие касты, большинство их работает мясниками, прачками, брадобреями, уборщиками и т.п.

Межрелигиозные конфликты

Отношения между мусульманами и индуистами достаточно напряжённые. По опросам, проведённым С. Накви, свыше 90% индийцев ответили, что ни разу не были в гостях у иноверцев. По результатам опросов представителей разных религий в различных станах мира, проведенных в 2006 году, наиболее негативное отношение к мусульманам наблюдалось именно в Индии .

Здания в Дели , повреждённые во время антимусульманских беспорядков в феврале 2020 года в связи с протестами против поправок в закон о гражданстве

Трагическими последствиями раздела британской Индии стали межрелигиозные конфликты различных масштабов. Поводом для столкновений индуистов и мусульман могут стать какие-либо бытовые споры или слухи, после чего группы представителей обеих общин пытаются «проучить» «обнаглевших» мусульман (индусов). Чаще всего такие столкновения ограничиваются уличными драками и небольшими погромами, но были крупные конфликты en , en , en , en , en , en , 2002 года в Гуджарате . Одним из наиболее кровавых эпизодов в новейшей истории Индии стали события декабря 1992 года, когда кампания по воссозданию индуистского храма в Айодхье привела к разрушению мечети Бабри , после чего вспыхнули межконфессиональные столкновения и беспорядки, повлекшие массовые человеческие жертвы .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 сентября 2013. 15 марта 2018 года.
  2. . countrymeters.info . Дата обращения: 21 ноября 2021. 21 ноября 2021 года.
  3. Rawlinson, H. G. (англ.) . — Bharatiya Kala Prakashan, 2001. — ISBN 9788186050798 .
  4. (англ.) . — Superintendent, Government Press, 1894.
  5. ISBN 8187332050 Cultural Heritage of India Vol. IV
  6. . JAIHOON.COM (англ.) . 2009-11-03. из оригинала 22 сентября 2018 . Дата обращения: 28 июля 2017 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  7. West, Barbara A. (англ.) . — (англ.) , 2010. — ISBN 9781438119137 .
  8. (недоступная ссылка)
  9. . Дата обращения: 3 сентября 2013. 5 марта 2011 года.
  10. . Дата обращения: 8 июня 2022. 8 июня 2022 года.
  11. . Дата обращения: 8 июня 2022. 8 июня 2022 года.
  12. . Дата обращения: 8 июня 2022. 8 июня 2022 года.
Источник —

Same as Ислам в Индии