Interested Article - Ислам в Кыргызстане
- 2021-11-19
- 1
Ислам в Кыргызстане — одна из самых распространённых религий среди верующего населения Кыргызской республики. Преобладающее направление — суннизм ханафитского мазхаба. В Кыргызстане этнодемографические процессы второй половины XX века привели к росту роли и значения ислама в жизни населения республики. Если в 1960 году ислам исповедовало менее половины населения республики, то в связи с относительно высоким естественным приростом в среде азиатских народностей и эмиграцией жителей Кыргызстана европейского происхождения в настоящее время доля мусульман приближается к 90 %.
Ислам традиционно исповедуют местные киргизы , узбеки , казахи , татары и прочие.
История
Проникновение ислама на территорию современного Кыргызстана происходило в течение нескольких столетий. 751 году Аббасиды с целью распрастранение ислама дошли до долины Талас, в июле 751 года на реке Талас (предположительно в приграничных районах современных Казахстана и Кыргызстана) у города Атлаха между войсками Аббасидской империи и Карлукского каганата с одной стороны, и армией танского Китая за контроль над Средней Азией . Результатом битвы стала победа Аббасидов с карлуками, что положило начало распространению ислама в Мавераннахре и Центральной Азии , Первоначально ислам утвердился среди правителей и аристократической знати региона, ориентировочно в конце Х века . По мере расширения монгольского ханства распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было шаманизм, тотемизм. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. В XIX веке значительную роль в образовании киргизов играли так называемые «странствующие муллы», у которых по официальным данным в 1883 году в Семиреченской области обучались 3299 мальчиков и 579 девочек (в основном киргизов) .
В советский период позиции ислама сильно ослабли и в 1991 году в республике было менее 40 мечетей . В настоящее время основная масса киргизского населения (свыше 80 %) считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например обряд обрезания (суннет) совершают все киргизы, по мусульманским обрядам хоронятся почти все киргизы . В середине 1990-х годов в Кыргызстане действовало около 1000 мечетей, в 2011 — около 2000, включая молельные дома . В Госкомиссии по делам религий Кыргызстана официально зарегистрировано более 1700 мечетей, 9 исламских вузов, образование в которых финансируют в основном иностранные мусульманские государства ( Турция , Саудовская Аравия и т. д.). В стране действует порядка 60 медресе и почти столько же исламских центров, общественных фондов и разного рода объединений . В результате высокого естественного прироста количество верующих мусульман сейчас возросло повсеместно в республике. Особенно это касается регионов где мусульман до недавнего времени было совсем немного ( Бишкек , Чуйская область ). В деревнях, а также на улицах провинциальных городов все чаще можно видеть женщин в традиционной мусульманской одежде. Также ряд жителей Кыргызстана обучается в мусульманских учреждениях за рубежом: в 2009—2010 годах в Турции учились 209 человек, в Египте — 300, в Пакистане — 90 . Также подготовка теологов по государственным стандартам ведется в Ошском государственном университете (с 1993 года), в Кыргызском государственном университете (с 2008 года), в Кыргызском техническом университете (с 2011 года) .
Количество мечетей
Количество мечетей | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1991 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2018 | 2023 |
39 | 1973 | 2143 | 2181 | 2200 | 2647 | 2669 |
Конфликты
Исламское духовенство Кыргызстана реагирует на политические волнения в стране. Революция в Кыргызстане 2010 года привела к отставке сначала руководителя Духовного управления мусульман республики Мураталы Жуманова , а затем его преемника Абдышукура Нарматова . Сменивший А. Нарматова С. Кулиев был свергнут силовым путём: 6 июня 2010 года в здание Духовного управления мусульман Кыргызстана вошли 15 человек, которые потребовали перед собранием казыев от муфтия уйти в отставку . Затем С. Кулиева увезли и не отпускали пока он не написал заявление об отставке с поста исполняющего обязанности муфтия . В результате, впервые на альтернативной основе был избран муфтием Чубак Жалилов .
См. также
Примечания
- Сумарокова О. Л. Народный ислам как основа культурных и просветительских традиций на территории Киргизии на рубеже XIX—XX веков // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — Т. 13. — № 9. — С. 64
- Дата обращения: 17 июля 2015. 21 июля 2015 года.
- от 3 марта 2011 на Wayback Machine
- ↑ Рустемова А. Б. Роль религии в развитии современной Киргизии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 23 (683). — С. 173
- (рус.) . . Дата обращения: 23 июля 2023. 23 июля 2023 года.
- Асель Шабданова. . Вечерний Бишкек (18 июня 2012). Дата обращения: 12 октября 2012. 26 октября 2012 года.
- (рус.) . 24.kg (8 сентября 2018). Дата обращения: 2 августа 2023. 2 августа 2023 года.
- uz, Daryo . Daryo.uz . Дата обращения: 2 августа 2023. 2 августа 2023 года.
- ↑ Дюшенбиев С. У. Ислам в современном Кыргызстане: состояние и проблемы // Религиоведение. — 2011. — № 3. — С. 122
Ссылки
- Густерин П. // ЦентрАзия.
- 2021-11-19
- 1