Interested Article - Сантерия
- 2020-05-16
- 1
Сантери́я ( исп. santería ), также Ла-Ре́гла-де-О́ча-Ифа́ ( исп. La Regla de Ocha-Ifá ), также Лукуми́ ( исп. Lucumí ) — синкретическая религия , распространённая на Кубе , а также в среде афрокубинских эмигрантов в США и других странах. Представляет собой верования народа йоруба , смешанные с элементами католицизма, имеет множество сходных элементов с вуду и другими африканскими синкретическими религиями. Численность последователей сантерии с трудом поддаётся оценке, так как большинство их либо посещает католические храмы и регистрируется как католики, либо скрывает свою принадлежность к этой религии.
Название «сантерия», образованное от слова santo ( святой ), было дано испанцами ; оно служило для презрительного обозначения распространённого среди африканцев истового почитания святых. Сами последователи сантерии считают это название унизительным и сами именуют свою традицию лукуми́ ; также есть много различных локальных наименований, в зависимости от варианта традиции, особо почитаемого ориша и др.
История
Генезис сантерии связан с массовым вывозом рабов из Западной Африки для работы на кубинских сахарных и табачных плантациях в XVI — XIX веках . Африканцы, обращаемые на Кубе в католицизм , продолжали тайно культивировать свои религиозные традиции, маскируя их под христианские обряды. Они могли посещать мессы и в тот же день проводить африканские ритуалы с использованием католической атрибутики, а ориша (духи из пантеона йоруба) отождествлялись с христианскими святыми.
Ввиду этнического однообразия завозимых рабов, среди которых преобладал народ йоруба (в 1850—1870 годах 35 % ввезённых рабов принадлежало народности йоруба ), сложилась стройная система верований, основанная на африканских культах народа йоруба.
На Кубе сложились две ветви сантерии:
- Regla de Ocha (от Regla de Oricha ), основанная на традиционной религии народа йоруба;
- Regla Conga , в основу которой легла религия народа конго.
В смысле сантерии (лукуми) обычно понимается Regla de Ocha.
Regla Conga также известно в русском переводе как «Новое правило Конго» и рассматривается как самостоятельное синкретическое течение.
Постепенно развиваясь и видоизменяясь, основные черты сантерии сложились к XIX веку. Основополагающие труды по афрокубинской мифологии (публикации, исследования, переложения) принадлежат выдающемуся этнографу Лидии Кабрера .
Будучи в 1986 году в Гаване , Жоржи Амаду встречался с Фиделем Кастро . Согласно воспоминаниям « Каботажное плавание », в беседе обсуждалось то, что объединяет Бразилию и Кубу. Амаду обратил внимание на общие африканские корни кубинцев и бразильцев , на родственность их культурного синкретизма, на две ветви афробразильского культа йорубского происхождения, которое в Баии именуется кандомбле , а на Кубе — сантерия .
Особенности
В экстремальных условиях рабства и насильного крещения на Кубе из традиционной религии народа йоруба выделились три главных направления: непосредственное почитание ориши, оракул ифа и культ предков ( йоруба egungun ) , которые легли в основу сантерии.
Некоторые исследователи (Joseph M. Murphy) ставят под вопрос существование культа предков в кубинской сантерии в том же виде, в каком он представлен в Африке. На Кубе почитание предков приняло форму семейного и закрытого культа, что объясняется внешними условиями проживания рабов в католической среде. Немалую роль в изменении культа предков сыграло физическое отдаление от могил и святилищ, оставшихся в Африке, что тем самым поставило вывезенных рабов вне линии продолжения рода . Таким образом в кубинской сантерии физические предки были заменены ритуальными, роль которых взяли на себя Padrino или Madrina, духовные лидеры общины.
На развитие сантерии также повлиял спиритизм , популярный среди белого населения Нового света и в Европе , в частности спиритуализм Аллана Кардека .
Важнейшими элементами сантерии являются :
- Прорицания (Оби и Ифа оракулы)
- Обряды инициации
- Медиумизм (например во время вселения ориши)
- Жертвоприношения
Обряды
Главная культовая церемония Сантерии — «кормление» священных камней. Она проходит три раза в год и длится три дня. Во время церемонии камни окропляют кровью жертвенных животных и омывают ритуальным настоем, при этом каждому камню обычно соответствует свой настой и свой вид животного.
По воскресеньям или праздничным дням последователи Сантерии собираются в специальных помещениях, обычно находящихся в домах сантеро — представителей жреческого сословия. В таком помещении обязательно находятся ритуальные барабаны и алтарь, на котором вперемешку расположены католические символы и атрибуты ориша. Во время собраний проводятся ритуальные пляски, призванные вызвать схождение ориша на кого-нибудь из группы танцующих. Люди при этом впадают в транс, бьются в судорогах, иногда бывают случаи глоссолалии .
В Сантерии проводятся также специальные колдовские ритуалы.
Духовенство
В Сантерии выделяется своё жреческое сословие — сантеро, так называемые «отцы» и «матери» богов (соответственно бабалоча и йалоча). Они проводят службы в своих домах и возглавляют общины и секты Сантерии. Во время ритуальных плясок сантеро определяет, какой именно ориша вселился в человека.
Примечания
- , с. 150.
- ↑ Hödl, Hans Gerald. . Universität Wien (2006). Дата обращения: 17 сентября 2016. 25 февраля 2007 года.
- Амаду Ж. Гавана, 1986 // Каботажное плаванье : Наброски воспоминаний, которые не будут написаны никогда / Жоржи Амаду ; Пер. с порт. А. С. Богдановского . — М. : Вагриус, 1999. — 413 с. — (Мой 20 век). — 5000 экз. — ISBN 5264001049 .
- (28 сентября 2007). Дата обращения: 17 сентября 2016. 28 сентября 2007 года.
- Joseph M. Murphy. . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 17 сентября 2016. 11 октября 2016 года.
Литература
- Воропаев Д. Н. // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета . Электронный научный журнал. — Оренбургский государственный педагогический университет , 2007. — № 4 . — С. 88—98 . — ISSN .
- // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом . — РАНХиГС при Президенте РФ , 2011. — С. 150—160 . — ISSN .
- // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом . — РАНХиГС при Президенте РФ , 2011а. — № 3—4 . — С. 144—151 . — ISSN .
- David M O'Brien. (англ.) . — ISBN 978-0700-61302-1 . , 2004. —
- Andrés I Pérez y Mena. Understanding Religiosity in Cuba // Journal of Hispanic/Latino Theology. — 2000. — Февраль ( т. 7 ). — С. 6—34 .
- Enigmatic Powers: Syncretism with African and Indigenous Peoples' Religions among Latinos (англ.) / Anthony M Stevens Arroyo and Andrés I Pérez y Mena. — Bildner Center for Western Hemisphere Studies, 1995. — ISBN 0-929972-11-2 .
- Random House , 1983. — ISBN 978-0394-50515-2 . (англ.) . —
- Ritter, Lois; Hoffman, Nancy. . — . — 405 p. — ISBN 978-0-7637-5742-7 .
- Irele, Abiola; Jeyifo, Biodun. (англ.) . — Oxford University Press , 2010. — Vol. I. — 1024 p. — ISBN 978-0-19-533473-9 .
- 2020-05-16
- 1