Вендетта (фильм, 1962)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Исповедь» — антирелигиозный фильм 1962 года режиссёра .
Молодой талантливый художник-самоучка Василий под влиянием церковников поступил в духовную семинарию. Однако лицемерие и двоедушие служителей культа, их жестокая фанатичность оттолкнули юношу от церкви.
Съёмки проходили в Одесской духовной семинарии , которая в 1961 году была переведена в гостиничные корпуса Успенского монастыря . Натурные места съемок — Одесса : можно видеть храм святителя Григория Богослова и мученицы Зои, в роли здания художественного училища в фильме выступают здание Музея Морского флота и здание биологического факультета Одесского университета им. И. И. Мечникова . Также, в фильме показан строящийся дом № 11 по проспекту Шевченко . Некоторые сцены сняты в Киеве, например, в кадре можно видеть Зелёный театр .
Это второй в карьере и первый самостоятельный фильм оператора Вадима Костроменко .
Дебютный фильм и сразу главная роль для 22-летнего, только окончившего « Театральный институт имени Бориса Щукина », актёра Ивана Бортника . После съемок он восемь лет не играл в кино. В ряде источников можно встретить утверждение, что так получилось оттого, что на премьере он себе не понравился и постоянно отворачивался от экрана. Однако, сам актёр в интервью свой долгий перерыв в съемках объяснил тем, что ему, как моложавому на вид, предлагали роли несерьезные и скучные. Фильм же «Исповедь» он хотя и характеризовал как « довольно средний фильм » , но заметил, что « в общем-то фильм получился вполне религиозный и очень красивый ».
В фильме состоялся кинодебют Владимира Антонова .
Единственная роль в кино .
Как отметил журнал « Искусство кино » за 1969 год, из снятых в начале 1960-х годов шестнадцати фильмов «Одесской киностудии» только три фильма («Исповедь» В. Воронина, « Приходите завтра… » Е. Ташкова, « Никогда » В. Дьяченко и П. Тодоровского) получили положительную оценку зрителя и кинематографической общественности.
В книге 2018 года доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор департамента медиа НИУ ВШЭ Анна Алексеевна Новикова отметила, что фильм является редким для советского кино случаем показа священника современного времени фильма — обычно это либо персонажи исторических фильмов, либо эпизодичные, чаще плакатные отрицательные персонажи:
Изредка встречались и более сложные истории, например, фильм «Исповедь». Несмотря на то, что в целом фильм не выходил за рамки атеистических «агиток», в нём всё-таки затрагивались реальные проблемы духовного образования, в частности, подмена религиозного воспитания дисциплинарной жесткостью, формализмом, фарисейством. Фильм ассоциируется с «Очерками бурсы» Н. Помяловского . Церковная культура предстает как антагонистическая интеллигентской (и научной, и творческой).
— Новикова А.А. - «Воображаемое сообщество. Очерки экранного образа российской интеллигенции», 2018
Киновед Евгений Марголит отметил, что напротив — фильм никоим образом не противопоставляет религию и культуру, и даже не является антирелигиозным, а лишь антиклерикальным. При этом по мнению Евгения Марголита хотя фильм и был « вполне проходной » и « это такое невнятное кино », где блекло выглядят даже такие актёры как Иван Бортник и Андрей Абрикосов, но в то же время заметил, что для него « едва ли не откровением стал » образ сына ректора, друга главного героя — блаженного семинариста Саввы воплощённый на экране Владимиром Антоновым.
По мнению доктора исторических наук, доцента исторического факультета Уральского государственного университета Л. Н. Мазур , в отличие от подобных фильмов 1960-х годов, в «Исповеди», хоть и с позиций неприятия религии, дан анализ причин обращения человека к религии как форме самоопределения личности:
По глубине анализа причин роста религиозности в послевоенный период выделяется фильм «Исповедь» (1962, реж. В. Воронин), рассказывающий о судьбе молодого художника, который ищет себя, но не находит понимания среди близких и в результате попадает в духовную семинарию. Его жизненная история интересна с позиций понимания личностных причин (смерть матери, чувство вины, одиночество и невнимание окружающих), которые подталкивают человека к богоискательству. Их философское обобщение звучит в размышлениях священника: « Смысл жизни разные люди ищут в разном, кто — в религии, кто — в материализме ».
Киновед Евгений Марголит подметил, что актёр Андрей Абрикосов играющий в фильме ректора семинарии отца Фотия, до этого играл в фильме Эйзенштейна « Иван Грозный » митрополита московского Филиппа .