Interested Article - Лауриккала, Селим Ялмари

Се́лим Я́лмари Ла́урикка́ла ( фин. Selim Jalmari Laurikkala ; 29 декабря 1882 , Пюхяранта 19 ноября 1957 , Хельсинки ) — пробст , председатель консистории Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии с 1925 по 1937 год. Финляндский религиозный деятель, служивший в Российской империи, СССР, Финляндии, Швеции и являвшийся, по мнению современных биографов, духовным отцом ингерманландских финнов . Его имя носит высшее духовное учебное заведение для подготовки пасторов и приходского актива Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии Теологический институт Церкви Ингрии .

Детство и юность

С. Я. Лауриккала родился в Финляндии , в Або-Бьёрнеборгской губернии , в деревне Каукка, общины Пюхяранта , находившейся на берегу бухты Маннервеси, выходящей в Ботнический залив . Он был младшим из семи детей в крестьянской семье Йохана Лауриккала (02.06.1841—20.04.1921) и Марии (15.12.1835—06.07.1915), урождённой Сиириля. Старших детей звали: Ева (12.02.1864—12.02.1864), Юхо Оскар (08.03.1865—13.08.1946), Мария Лидия (01.07.1868—08.05.1921), Айна Вильгельмина (12.04.1871—05.01.1942), Энгла Фредрика (05.06.1874—25.10.1936) и Куста Албанус (14.06.1878—11.08.1889) .

В шесть лет Селим Ялмари прошёл испытания на умение читать и начал обучение в передвижной школе. С 1893 по 1897 год обучался в народной школе. Затем окончил восемь классов общего лицея в городе Уусикаупунки (1897—1905). В 1905 году поступил на богословский факультет университета Хельсинки и за три с половиной года прошёл обучение, которое при обычных условиях занимает пять лет .

Начало пасторского служения

11 января 1909 года архиепископ (англ.) рукоположил его в пасторы в стенах кафедрального собора в Турку , а 31 января 1909 года в пасторате Пюхяранта прошло венчание Сайми Саллима Поуру и пастора Селима Ялмари Лауриккала . Сайми родилась 14 августа 1880 года в волости Тайвассало и в 1902 году окончила финское училище в Хельсинки, став учительницей истории, географии и немецкого языка. Её родителями были настоятель прихода Пюхяранта Аукусти Поуру и Агнес Эмилия Кавэн. 15 февраля 1909 года С. Я. Лауриккала был переведён из епархии Турку в епархию Санкт-Петербурга . В феврале 1909 года супруги Лауриккала отправились к месту службы, в Западную Ингерманландию .

Селим Ялмари Лауриккала был назначен пастором объединённого лютеранского прихода Каттила - Сойккола - Новасолкка , находившегося близ границы с Эстонией . Это были одни из самых старых приходов Ингерманландии, известные ещё с 1620-х годов. В 1917 году общая численность прихожан в них составляла 1653 человека, из которых финны-лютеране составляли меньшинство, большинство жителей были эстонцы , а также проживали православные русские, ижоры и около 500 вожан . Супруги поселились в пасторате прихода Каттила. Его прихожане говорили на разных языках, поэтому пастору в церкви прихода Каттила кроме богослужений на финском языке, приходилось также вести службы на эстонском и немецком языках. В приходе Новасолкка по воскресеньям после финского богослужения он проводил службы на эстонском языке. В приходе Сойккола лишь изредка приходилось прибегать к другим языкам, кроме финского, там лишь однажды пришлось вести службу на русском языке для латышей , которые знали лишь русский и латышский языки , так как Лауриккала латышским не владел .

В 1912 году освободилось место настоятеля в приходе Ряяпювя (на территории современного Всеволожского района ). Пастор соседнего прихода Келтто (Колтушский) рассказал прихожанам Ряяпювя о молодом пасторе из Каттила, и они решили послать одного проповедника - мирянина выяснить, что за человек этот Лауриккала. Посланец прибыл в пасторат Каттила, не раскрывая никому цели своего визита, и пробыл там две недели. Он участвовал в экзаменах по чтению и много беседовал с настоятелем. В заключение он рассказал ему о вакансии настоятеля в приходе Ряяпювя и предложил Ялмари Лауриккала послать своё заявление для участия в выборах. Лауриккала последовал его совету. На выборах пастора в приходе Ряяпювя Лауриккала набрал больше всех голосов .

В марте 1914 года Лауриккала с семьёй прибыл к месту нового служения. Приход Ряяпювя (Рябовский) был небольшим. В него входило 13 деревень, из которых 12 были финскими и одна финско-русской. В 1917 году в приходе числилось 2372 прихожанина . Большую часть составляли ингерманландские финны , было немного эстонцев, а также несколько человек немцев. Православных было мало. По воскресеньям и в религиозные праздники проводились богослужения на финском языке. Несколько раз в год после финского богослужения проводилось богослужение на эстонском языке. Служение здесь было намного проще, чем в Каттила, где было три языка, три церкви и приходилось ездить на большие расстояния .

После Октябрьской революции

Финские приходы Ингерманландии вместе со своими единоверцами — эстонцами, латышами и немцами — входили в Санкт-Петербургскую епархию, которой руководила Санкт-Петербургская Евангелическо-лютеранская Консистория . Её официальным языком был немецкий, на нём проходили собрания пасторов епархии, но в годы Первой мировой войны немецкая консистория утратила свою дееспособность. Поэтому финская церковь, также как эстонская и латышская, после Октябрьской революции стала стремиться к обретению независимости. Представители финских приходов Ингерманландии образовали «финский отдел немецкой консистории», который вскоре превратился во временную финскую консисторию. 7 марта 1921 года Евангелическо-лютеранский совет епископов России утвердил её в качестве независимой Финской Евангелическо-лютеранской Консистории Ингерманландии, а финские приходы России стали членами Финской Евангелическо-лютеранской епархии Ингерманландии. Независимыми стали также эстонская и латышская церкви .

Затем церковь была отделена от государства, а школа от церкви , имущество церкви было объявлено государственной собственностью. На аренду храма нужно было заключать письменный договор с местными советскими органами власти. Вскоре был введён запрет на обучение религии несовершеннолетних, не достигших 18 лет. Постепенно вводилось всё больше ограничений на проведение духовных собраний и праздников. За использование «бесплатных» церковных зданий стали взимать постоянно растущие налоги и страховые взносы по страхованию от пожаров. Проповедников обложили налогами, которые в действительности превышали их реальные доходы. Синод Ингерманландии собирался в период с 1921 по 1928 год. После 1928 года разрешения на его проведение больше не давалось. Высший Синод всей Евангелическо-лютеранской церкви Советского Союза собрался в первый раз в Москве с 21 по 25 июня 1924 года. Тогда был принят общий церковный закон лютеранских церквей. На этом Синоде Церковь Ингрии представляли пробст С. Я. Лауриккала и попечитель Скворицкого прихода Антти Яаттинен, а также члены консистории Пиетари Хуйма и Симо Пеннонен. Второй раз Высший Синод собирался в Москве в 1928 году. Церковь Ингрии на нём представлял только член консистории Пекка Бракс . Советские власти не дали С. Я. Лауриккала разрешения участвовать в Синоде, так как он был гражданином Финляндии. В третий и последний раз Синод собирался в Москве осенью 1933 года. Представителей Церкви Ингрии на нём уже не было. Синод должен был собираться раз в три года, но советские власти этого не допускали .

В нижнем ряду слева направо: Пекка Бракс, Симо Пеннанен, руководитель консистории Селим Ялмари Лауриккала, Пиетари Хуима и Антти Яаскеляйнен. В верхнем ряду: Матти Нярья, Самули Халттунен и казначей Юхо Блюменталь.

В приходе Ряяпювя

Абсолютное большинство его прихожан составляли ингерманландцы , было немного финляндских финнов, эстонцев, а также несколько человек немцев. Приходская церковь была рассчитана на 400 сидячих мест. Богослужения велись на финском языке, но несколько раз в год проводились богослужения на эстонском языке. Кроме служения в церкви пастор регулярно проводил духовные собрания в деревнях своего прихода, стремился посетить дома своих прихожан и познакомиться с ними лично, работал в воскресной школе , принимал экзамены по чтению у детей и вёл занятия конфирмационной школы для подростков. Как вспоминали прихожане: «Он учил конфирмантов как человек, делом жизни которого было воспитание и спасение душ, а не как кто-то, кто просто выполняет свои обязанности, а там — будь что будет». Работе с молодёжью С. Я. Лауриккала придавал особое значение, для этого он приходил на танцплощадку в деревне Румболово : «хотел поговорить и дать им совет, но какой переполох это производило! Все разбегались, прятались кто в кусты, кто за горку, совесть их мучила, ведь они знали, что танцы эти не во славу Божью были. В те времена молодые люди активно посещали церковь и слышали там серьёзные предостережения» .

По воспоминаниям жены пастора Сайми Лауриккала, это были трудные времена, «многие люди страдали от эпидемий, особенно от сыпного тифа . В нашем доме побывали корь , коклюш и оспа . Мой муж заразился оспой, когда исповедовал в больнице двух молодых людей, которые затем умерли». В июне 1919 года, когда пастор только оправился от болезни, к нему пришли с обыском. С половины шестого утра до позднего вечера искали оружие. Пастора арестовали и посадили во временную тюрьму в Озерках , так как в тюрьмах Петрограда не хватало мест. С. Я. Лауриккала предъявили обвинения в том, что он «основатель белогвардейского союза, распространитель белогвардейских газет, что получил письмо из Финляндии от родственников и в качестве кандидата принимал участие в деятельности местной ячейки Трудовой партии ». За всё это ему грозил расстрел. Арест пастора произвёл сильное впечатление на жителей Рябовской волости. Народные представители потребовали от волсовета немедленно провести общее собрание в деревне Романовка , на котором постановили освободить его из тюрьмы. Председатель совета Григорий Александрович Егоров из деревни Щеглово нехотя подчинился, он сказал: «Мне не нужен ни бог, ни пастор, но если вы так хотите, я верну его» и послал в Озерки секретаря с поручительством. Пастора освободили .

1920-е годы

В 1921 году умерла сестра С. Я. Лауриккала — Мария Лидия. Она последовала за своим братом в Ингерманландию, заболела и умерла от воспаления лёгких в пасторате прихода Ряяпювя. Похоронена на приходском кладбище .

8 февраля 1925 года в церкви Святой Марии С. Я. Лауриккала был рукоположен в чин пробста , однако С. Я. Лауриккала так никогда и не позволил рукоположить себя в епископы . Причиной этого была, с одной стороны, его скромность, с другой стороны, политическая ситуация. В то время, чем выше была должность церковного служителя, тем больше он привлекал внимание противников церкви .

На пастора продолжали писать доносы, в его доме регулярно проводились обыски — искали оружие, а его самого неоднократно арестовывали. Кроме того, несмотря на возраст и гражданство Финляндии, его пытались призвать в Красную армию и отправить на Гражданскую войну . В начале 1927 года С. Я. Лауриккала получил в Москве специальное разрешение съездить в Финляндию для приобретения духовной литературы. Некоторые местные атеисты призывали не пускать его обратно, но он вернулся и привёз для верующих 50 Библий , 300 Новых Заветов , 2000 сборников гимнов, 2001 катехизис , 1665 Библейских историй и 500 сборников духовных песен и гимнов .

Кроме арестов и обысков другим действенным способом борьбы государства с пастором было налогообложение. В 1929 году Рябовский совет назначил ему налоги, которые превышали его годовую зарплату. «С. Я. Лауриккала заплатил столько, сколько смог, но всю сумму он был не в состоянии выплатить. Результатом этого стало то, что всё имущество пастора, включая одежду, было описано и пущено на продажу через аукцион. Прихожане знали об этом, поэтому члены Рябовского и Колтушского приходов пришли в дом пастора и приняли участие в аукционе. Прихожане пришли на помощь пастору, собрав необходимые деньги, с помощью которых Лауриккала смог уплатить налог и сохранить свою должность» .

1930-е годы

Осенью 1930 года настоятелю всё же пришлось покинуть рябовский пасторат, 8 октября 1930 года соседи помогли погрузить вещи на телегу и перевезти семью пастора в Ленинград . Тем не менее церковь не закрылась, так как некоторое время прихожане сами проводили богослужения, пока храм не передали колхозу «Коммуна Труд», который переоборудовал кирху под клуб. В феврале 1931 года ОГПУ запретило пастору посещать Рябовский и соседний с ним Колтушский приходы. В последний раз он был в Рябовской лютеранской церкви в конце января 1931 года, когда проводил там отпевание . Весной 1931 года начались массовые высылки ингерманландских финнов в Сибирь . В поисках утешения высылаемые, а также их родственники обращались к своему духовному отцу. Супруга пастора Сайми Лауриккала так пишет о визитах родственников высланных: «Некоторые из них совершенно отчаялись. Некоторые даже потеряли рассудок, но у креста Иисуса вновь приходили в себя». Многие в оставшиеся до отъезда дни приходили к пастору в его ленинградскую квартиру за утешением, а также чтобы попрощаться . 28 апреля 1937 года С. Я. Лауриккала с семьёй был выслан в Финляндию .

Итоги служения в СССР

Кроме прихода Ряяпювя С. Я. Лауриккала с 1917-го по 1931 год служил также в приходе Келтто , с 1921-го по 1923 год в объединённом приходе Марккова - Ярвисаари и с 1922-го по 1937 год в приходах Туутари и Хиетамяки . На его попечении были также три лютеранских прихода в Петрограде (Ленинграде): с 1923-го по 1937 год финский, с 1929-го по 1931 год шведский и с 1929-го по 1937 год эстонский. В период с 1919-го по 1921 год он проводил богослужения на финском, эстонском и немецком языках на Шлиссельбургском пороховом заводе . С 1925 года возглавлял Консисторию независимой Церкви Ингрии и хотя номинально не принял епископского сана , являлся фактическим главой финской лютеранской церкви на территории СССР . Помимо своего родного финского, он в совершенстве владел шведским, немецким и эстонским языками, а также ингерманландским диалектом финского и русским языком. Сохранившиеся русскоязычные документы написаны им идеальным почерком без малейших орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок .

Служение в Финляндии

После возвращения в Финляндию С. Я. Лауриккала был вынужден служить некоторое время разъездным пастором, подобно начинающим священникам. После перевода из епархии Тампере в епископскую епархию Турку с 1 сентября 1937 года он был назначен пастором-помощником в приходы южной части этой епархии, где особое внимание уделялось работе с молодёжью. После того, как пару недель Лауриккала замещал настоятеля прихода (англ.) , он был переведён исполняющим обязанности настоятеля в приход (англ.) . Там он прослужил около полугода, пока настоятель проходил дополнительное обучение. Одновременно Лауриккала, как пастор-помощник, совершал служение и в других приходах .

Отношение лютеранской церкви Финляндии к 55-летнему служителю, вызывало недоумение других пасторов. Его товарищ по служению в Ингерманландии Армас Аавикко так пишет в своих воспоминаниях: «Он приехал в Финляндию, где ему пришлось скитаться по приходам, служа пастором-помощником. Так оценили в Финляндии его бесценный опыт и служение, принёсшее благословение, которое невозможно описать словами, служение, на которое не был способен ни один из финских пасторов». Когда из Карелии эвакуировали пасторов, то им без всяких выборов предложили должности в Финляндии, а также возместили всё потерянное ими имущество. Но этого не было сделано по отношению к пасторам, вернувшимся из Ингерманландии. Потерявший всё Лауриккала должен был начинать жизнь в Финляндии с нуля и должность пастора вновь получать через выборы. Однако он никогда не возмущался и не жаловался на эту несправедливость .

В мае 1939 года двухлетние скитания по приходам закончились, и С. Я. Лауриккала приступил к исполнению обязанностей настоятеля прихода Хаусъярви . Для пастора, прожившего почти 30 лет в совершенно другом окружении, сдержанный дух прихода Хаусъярви был непривычным. По словам Армаса Аавикко, в Ингерманландии «отношения пасторов и прихожан были настолько близкими, что это невозможно описать финнам Финляндии так, чтобы они поняли. В Ингерманландии пастор был отцом прихожан как в душевном, так и в духовном смысле. И прежде всего, это относилось к пробсту Лауриккала». С началом Зимней войны для настоятеля Хаусъярви нашлась работа и за пределами своего прихода. Поскольку он хорошо знал русский язык, его пригласили стать душепопечителем советских военнопленных . Этим служением Лауриккала занимался до конца войны, а также позднее в 1941—1943 годах. Во время войны он многократно посещал лагеря военнопленных , в том числе раздавая там Библии на русском языке .

Когда в марте 1943 года с оккупированных Германией территорий ингерманландцев стали переселять в Финляндию, для С. Я. Лауриккала открылось новое поле деятельности. В период пребывания ингерманландских финнов в Финляндии он был их душепопечителем, посвящая этому всё своё свободное время. В лагерях для переселенцев Лауриккала встречал много старых знакомых. Там были прихожане из Каттила и из других приходов, где он служил. С. Я. Лауриккала пишет: «Обычно там (в лагерях) люди были очень рады, что через столько времени встретились со своим пастором, и много там было знакомых, много моих бывших конфирмантов, много знакомых прихожан, и все мы были очень обрадованы и возбуждены, что через столько времени и после всех испытаний смогли увидеть их и говорить с ними о Слове Божьем, ободрять их, давать советы как им теперь здесь в чужой стране жить и работать». Несколько раз в лагерях он организовывал конфирмационные школы для молодёжи .

В 1944 году, когда было подписано Московское перемирие , большая часть ингерманландских финнов (около 55 000 человек) отправилась назад в Советский Союз . Тогда закончилось и служение среди них пастора Лауриккала. Тем не менее он продолжал поддерживать связь с ингерманландцами, хотя и в намного меньшем объёме. После того, как большая часть их отправилась обратно, в Финляндии осталось примерно 8000 человек, из которых около половины постепенно перебралось в Швецию . Но ингерманландцы продолжали приходить в пасторат прихода Хаусъярви. По разным вопросам обращались они к пастору: кто поделиться горем, кто попросить помощи или совета, кто за духовной помощью .

Летом 1949 года Лауриккала взял отпуск и поехал в Швецию, чтобы встретиться с ингерманландцами. В ноябре того же года он снова совершил короткий визит в Швецию. Во время обеих поездок ингерманландцы просили его остаться и служить их пастором. Лауриккала и сам хотел вернуться к служению среди ингерманландцев и запросил, а затем и получил для этого освобождение на год от должности настоятеля в приходе Хаусъярви. Это время, с мая 1950-го по май 1951 года, он служил среди ингерманландцев, но, кроме того, окормлял ещё и живущих в соседней стране финнов из Финляндии. В конце концов, он принял решение попросить об отставке с поста настоятеля прихода Хаусъярви раньше срока, и в мае 1952 года вышел на пенсию, чтобы посвятить оставшиеся годы жизни служению ингерманландским финнам .

Служение в Швеции

Регулярное церковное служение среди живущих в Швеции ингерманландских финнов началось в Буросе осенью 1947 года. Весной 1948 года в Швеции была создана специальная церковная комиссия для финноязычных беженцев. Прежде всего комиссия занялась поиском пастора для финноязычных беженцев, который мог бы посещать их в разных местах Швеции. Ингерманландские финны, которые уже давно ждали приезда своего пастора, просили С. Я. Лауриккала переехать и служить им здесь, в Швеции. Сам он писал: «Когда чуть более десяти лет назад двери к ингерманландцам закрылись для меня, я был вынужден оставить своё место и уехать. А теперь, когда двери к этому народу снова открылись, я ощущаю огромную ответственность перед ними. Никакой страх не остановит меня от продолжения того служения, которое когда-то осталось незаконченным». Получив годовой отпуск в приходе, С. Я. Лауриккала 13 мая 1950 года приехал в Бурос по направлению комиссии по делам диаспоры лютеранской церкви Финляндии для служения финноязычным и, прежде всего, ингерманландским прихожанам. Уже на следующий день, в воскресенье, он проповедовал в церкви, переполненной слушателями — Лауриккала начинал пасторское служение в третий раз в третьей стране .

Одновременно Лауриккала стал искать и другие места, где компактно проживали ингерманландцы. Целью этих поездок было выяснить, где ещё можно начать регулярное служение. Когда в Бурос приезжали пасторы из Финляндии или других мест, Лауриккала организовывал себе поездки в другие места страны. Он, например, помогал людям найти работу и жильё. Он приходил на помощь, когда пожилые или больные люди оказывались без поддержки. Люди обращались к Лауриккала по самым разным вопросам, и он всегда был готов помочь и выяснить все вопросы в официальных органах .

Окончательно Сайми и Селим Ялмари Лауриккала переехали в Бурос 16 мая 1952 года. Начался последний этап их жизни, который они снова посвящали служению ингерманландцам так же, как когда-то они посвятили этому свою молодость и лучшие годы жизни. Разница была лишь в том, что теперь это служение происходило не в любимой Ингерманландии, а в чужой стране, где ингерманландцы жили в рассеянии . Поле деятельности пастора было невероятно широким. Оно простиралось от Хельсингборга до Сундсвалля , то есть почти на тысячу километров в длину, и охватывало порядка тридцати приходов. Шведские пасторы относились к приходской жизни ингерманландцев уважительно и дружелюбно. Постепенно было сформировано расписание богослужений .

В обязанности Лауриккала входило также проведение конфирмационных школ. Лауриккала также способствовал созданию Центрального союза ингерманландских финнов ( швед. Sveriges Ingermanländska Riksförbund ) и участвовал в его работе. Он видел в Союзе силу, объединяющую живущих в рассеянии ингерманландских финнов. Люди, как и прежде, обращались к Лауриккала за помощью в самых разных вопросах. Особенно при обращении к властям, будь то продление разрешения на пребывание, получение работы и прочее, люди, не знавшие местного языка, очень нуждались в помощнике. По причине преклонных лет С. Я. Лауриккала, разрешение на служение ему выдавалось каждый раз лишь на год, и запрашивать его нужно было у архиепископа или короля .

Путешествуя по Швеции, Лауриккала останавливался в домах ингерманландцев, как уже привык делать в Ингерманландии, и всюду был желанным гостем, для которого хозяева дома старались создать самые лучшие условия, хотя сам он был очень непритязательным человеком. Последний раз С. Я. Лауриккала проповедовал ингерманландцам 7 июля 1957 года в церкви Густава Адольфа в Буросе. После этого он ушёл в отпуск и поехал к своей дочери в Хаусъярви. Этот отпуск превратился в больничный. Ещё в Швеции пробст чувствовал слабость, кроме того, он сильно похудел. По возвращении в Финляндию Лауриккала обратился в Хельсинки в больницу Диаконического центра для проведения медицинских исследований. Там он пробыл две недели, после чего был вынужден констатировать, что не сможет продолжать служение и сообщил о своей болезни прихожанам и в церковь. В ноябрьском номере журнала «Вера отцов» С. Я. Лауриккала послал своим прихожанам короткое приветствие, которое стало последним: «Дорогие прихожане и читатели „Веры отцов“. Находясь по-прежнему в больнице, на этот раз в радиологическом центре Хельсинки, посылаю вам через журнал пожелания Божьего мира, благословения и наилучшие пожелания! Иисус сказал Петру: „Сейчас ты не знаешь, что Я делаю, но позднее узнаешь“. С непрестанными молитвами за вас, ваш служитель Ялмари Лауриккала». Врачи радиологического центра делали всё, что могли, но 19 ноября 1957 года в 2:15 С. Я. Лауриккала скончался. Отпевание С. Я. Лауриккала состоялось 1 декабря в его родной церкви в Пюхяранта, на кладбище при которой он и похоронен .

Память о С. Я. Лауриккала

Основанный в 1995 году Теологический институт евангелическо-лютеранской церкви Ингрии , расположенный в деревне Колбино Всеволожского района Ленинградской области , носит имя Селима Ялмари Лауриккала .

В 2017 году телевизионная редакция (фин.) совместно с родственниками Селима Ялмари Лауриккала, при участии Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии и ряда приходов Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии , создала девятисерийный документальный фильм «От мальчика-пастушка до епископа Церкви Ингрии» о жизни и деятельности выдающегося служителя христианской церкви Селима Ялмари Лауриккала . Позднее на его основе был создан десятисерийный вариант фильма .

Оценивая результаты служения С. Я. Лауриккала, современные биографы называют его духовным отцом ингерманландских финнов .

Примечания

  1. Шкаровский М. В. . Энциклопедия «Культура Ленинградской области» . Дата обращения: 26 августа 2023. 26 сентября 2022 года.
  2. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 11, 13, 14.
  3. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 16.
  4. , Лауриккала Селим Ялмари «Крест и советская звезда. Воспоминания финского пастора, служившего в 1909—1937 годах в Ингерманландии», с. 227.
  5. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 30.
  6. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 32, 33.
  7. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 45.
  8. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 49.
  9. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 54.
  10. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 56.
  11. , с. 366.
  12. , с. 367—369.
  13. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 14.
  14. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 65.
  15. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 58.
  16. , Лауриккала Селим Ялмари «Финская евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии в первое десятилетие советской власти 07.11.1917—07.11.1927», с. 202.
  17. , с. 370—372.
  18. , с. 372, 373.
  19. , Лауриккала Селим Ялмари Другие воспоминания и наброски, с. 268.
  20. , с. 374.
  21. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 116—117.
  22. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 118—119.
  23. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 120—121.
  24. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 122—123.
  25. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 124—125.
  26. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 127—130.
  27. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 131.
  28. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 132—133.
  29. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 134—137.
  30. , Лауриккала Сайни «Селим Ялмари Лауриккала, духовный отец ингерманландских финнов: с 1909 по 1937 в Ингерманландии, с 1952 по 1957 в Швеции», с. 138—140.
  31. Шкаровский М. В. . Энциклопедия «Культура Ленинградской области» . Дата обращения: 26 августа 2023. 28 сентября 2022 года.
  32. Сусанна Парккинен. . Санкт-Петербургское общество ингерманландских финнов (5 декабря 2015). Дата обращения: 26 августа 2023. 26 августа 2023 года.
  33. Elise Saarikko. . Aamuposti (11 декабря 2017). Дата обращения: 29 сентября 2022. 29 сентября 2022 года.

Литература

  • Лауриккала Селим Ялмари, Лауриккала Сайми, Лауриккала Сайни, Наскила Антеро. Селим Ялмари Лауриккала. Биография. Проповеди. Воспоминания . — СПб. : Гйоль, 2017. — 368 с. — ISBN 978-5-904790-51-6 .
  • Ферман В. В. Всеволожск: историко-географический справочник. Часть 2 (1917—1941). — СПб. : Гйоль; Остров, 2020. — 512 с. — ISBN 978-5-90479-104-9 .

Ссылки

  • Шкаровский М. В. . Энциклопедия «Культура Ленинградской области» . Дата обращения: 26 августа 2023. 26 сентября 2022 года.
Источник —

Same as Лауриккала, Селим Ялмари