2-е Тамбовское духовное училище
- 1 year ago
- 0
- 0
Оренбургское магометанское духовное собрание ( Уфимское духовное магометанского закона собрание , ОМДС , Магометанское духовное управление ) — первая официальная организация мусульман России , созданная по указу Екатерины II в 1788 году . Была учреждена должность главы российских мусульман — муфтия , кандидатура которого после избрания мусульманским обществом должна была утверждаться императором. Местом собрания была Уфа .
В ведении Духовного собрания находились: испытание претендентов на приходские должности в знании канонов ислама , надзор за действиями духовенства мусульманского, строительство и ремонт мечетей, заключение браков , имущественные споры, вакуфы , случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг (с 1828) приходским духовенством.
ОМДС было учреждено с целью контроля государства над мусульманским духовенством, кадровый состав которого полностью определялся государством, и для дальнейшего использования официальных исламских институтов в проведении российской политики среди мусульманского населения как внутри Российской империи, так и за её пределами.
В 1817 г. Александр I подписал указ об образовании Министерства духовных дел, в котором было определено, что муфтий должен избираться мусульманским обществом. Данное положение вошло и в утверждённый в 1836 г. Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Однако реально муфтии назначались на должность императором по представлению министра внутренних дел. Только в сентябре 1889 г. Государственный совет внес соответствующие изменения в законодательство, и обычная практика обрела силу закона.
Кадии ОМДС избирались мусульманским духовенством Казанской губернии , а после 1889 г. — назначались Министерством внутренних дел по представлению муфтия.
ОМДС было высшей инстанцией духовного суда с распорядительными (назначение духовного лица для разбирательства) и контролирующими (отмена решения духовного лица и вынесение окончательного постановления) функциями. Оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Издание фетв муфтием и кадиями контролировалось губернской администрацией и Министерством внутренних дел. Под давлением властей ОМДС принимало постановления, запрещавшие применение тех положений шариата, которые противоречили законам Российской империи.
ОМДС не имело четкой структуры и отделений на местах. Проекты создания органов среднего звена — губернских Духовных Собраний и мухтасибатов отвергались властями. Так, в 1860-е годах проект реформ Ш. Марджани, направленный на создание местных отделений и централизованной системы мусульманского образования, был отвергнут. Более того, в начале XX в. появились проекты закрытия ОМДС и создания на его месте нескольких духовных управлений.
К 1889 году в ведении ОМДС находилось 4254 прихода, 3,4 млн прихожан обоего пола, 65 ахунов , 2734 хатыба, 2621 мударрис и имам , 2783 муэдзина ; к 1912 — 4,5 млн прихожан обоего пола, 5771 приход и 12 341 духовное лицо.
Поддержка ОМДС различных действий правительства зачастую приводила к стремлению национальной татарской элиты взять ОМДС под свой контроль, которое усилилось после назначения в 1915 г. муфтием М. Баязитова, подвергнутого бойкоту татарской элитой.
Сразу после Февральской революции 1917 г. национальные деятели Уфы взяли под контроль ОМДС и сместили муфтия М. Баязитова. Для управления ОМДС была создана комиссия из 16 человек под председательством имама Хабибуллы Ахтямова.