Interested Article - Святость
- 2020-01-12
- 1
Свя́тость ( праслав. svętъ, svętъjь ) — одно из наиболее фундаментальных понятий авраамических религий , а также буддизма и индуизма . Святое — являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати , посвящённое Ему в служение и отделённое от всего сотворённого и мирского. Понятие « святость» используется также в других религиях , в частности, для выражения высокой степени духовного совершенства аскетов и монахов .
Святость и святое в христианстве
Корни понятия «святость» в христианстве уходят в ветхозаветную религию. Так, известный библейский стих Ветхого Завета «Освящайте себя и будьте святы, потому что Я, Господь Бог ваш, свят» ( Лев. ) прямо цитируется в 1-м Соборном Послании Апостола Петра: «Будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет. ).
В христианском употреблении можно выделить несколько частично перекрывающихся значений понятий « святость » и « святое ».
- Святость как атрибут Бога звучит в терминах Святая Троица , в молитве Трисвятое «Святый Боже …», многократно встречается в Библии , например: «и покажу Моё Величие и Святость Мою» ( Иез. ), «… Свят, Свят, Свят, Господь Вседержитель…» ( Откр. ). Именование Бога Святым подчёркивает Его единственность и непознаваемость, а также Его отдельное от сотворённого Им мира Бытие .
- Исходящее от Бога, посланное или данное Им, как то: Святой Дух (одно из лиц Святой Троицы), святой ангел-хранитель , — также в Библии: «… Рождаемое Святое назовётся Сыном Божиим» ( Лк. ), «… закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра» ( Рим. ).
- Святой называют саму христианскую церковь ( Святая церковь ), так и некоторые Её управляющие структуры ( Святейший Синод , Святой Престол ).
- Святыми часто называют наиболее важные таинства ( Святое Причастие , Святое Крещение , Святое Венчание ) и также двунадесятые праздники , например: Святая Пасха , Святое Воскресение .
- Святые места отмечены присутствием Бога : Святая гора Синай , Святая Земля ( Палестина , точнее, согласно Библии — Израиль), (христианские памятники и реликвии Палестины), Святая Святых (внутренняя часть храма Соломона ), святой храм . «Святым городом» называется в Библии Иерусалим . Святая Русь — Русь , мыслимая как богоизбранная страна с особым духовным предназначением.
- Святой человек отличается духовным совершенством (выражаемым наиболее полно в смирении) и близостью к Богу ( святые апостолы , святые угодники, Святые Отцы ). Святые канонизируются православной либо католической церковью (у протестантов подобное отсутствует). Святость человека подразумевает возможность спасения : «плод ваш есть святость , а конец — жизнь вечная» ( Рим. ), «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» ( Рим. ). В Ветхом Завете святыми называются назореи : «… во все дни назорейства своего свят он Господу» ( Чис. ).
- Святые предметы обладают уникальными благодатными свойствами: Святой Крест , святые мощи , святая вода , святые иконы . Предмет может приобрести свойство святости в результате освящения . Святой предмет может называться также « святы́ней ».
Богословие святости
В православном христианстве святость — это онтологическая характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, для людей также восстановление Образа Божия, обожение . Понятие святости связано с учением о спасении . Падший мир будет спасён и преображён в результате Второго пришествия Иисуса Христа , однако отдельные предметы и люди могут при помощи Божественной Благодати , понимаемой как нетварная энергия Бога , приобретать аспект преображённой, прославленной материальности будущего века уже в настоящую эпоху. «Святость есть чистота сердечная, стяжание благодати» . Атрибут святое применительно к предметам частично перекрывается со священное , однако последнее выражает в большей степени функциональность предметов и их религиозное назначение, в то время как понятие святое подчёркивает их особые внутренние свойства.
В западно-христианской традиции акцент ставится не на онтологическом, а на нравственном характере святости. Для католического богословия характерно понимание святости человека как морального совершенства, которое проявляется в героических добродетелях. Наличие таких добродетелей требуется для канонизации, то есть церковного прославления христианина как святого . Католическое богословие подчёркивает важность совместного действия благодати и личных усилий человека для достижения святости. Святость предметов понимается как их посвящённость Богу, в связи с чем для предметов исчезает грань между понятиями святое и священное .
Понимание святости в протестантизме в целом соответствует употреблению этого термина в Новом Завете . Святость относится в основном к людям и понимается как нравственная цель общего характера . Человек стремится подражать нравственному совершенству Бога согласно евангельскому «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. ).
Библейские корни понятия святость
Современный смысл понятия был в значительной мере предопределён его использованием при переводах Библии на славянские языки . В Ветхом Завете святое переводит древнееврейское кадош ( קדוש [qadoš]), которое обозначало отделение сферы Божественного от этого мира. В Новом Завете термин святое соответствует трём древнегреческим прилагательным:
- ἅγιος [агиос], которое обозначает святость самого Бога , а также «предназначенный Богу, очищенный для этого»;
- ἱερός [иерос], которое означает «священный, принадлежащий Богу» и связано с понятиями «храм» ( ἱερόν ) и «священник» ( ιερέας );
- οςιος [осиос], которое применяется как нравственная характеристика людей, означает «морально чистый, преданный» и переводится также как « благочестивый » .
В русском языке слово святость происходит от слова свет — символ освящающей всё Благодати Божией .
В буддизме
В буддизме понятию «святой» соответствует «архат» (c санскр. , пали букв. — «достойный», «святой»). Личность архата описывается как личность человека, преодолевшего личностные привязанности и предпочтения, дружественно настроенного ко всем живым существам, прозревающего Высшую истину — Дхарму.
См. также
- Авлия
- Архат
- Агиография
- Иеротопия
- Лик святости
- Святой
- Сакральное
- Священное
- Святая инквизиция
- Священное Писание
- Святое семейство
- Святые Дары
- Святые Тайны
- Библейская концепция субботы
Примечания
- Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М. : Русский язык, 1999. — Т. 2. — 560 с. — ISBN 5-200-02684-9 .
- Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. — Посад, 1994. — С. 27.
- Santità // Dizionario sintetico di theologia / O’Collins, G.;Farrugia E.. — Vatican, 1995. — P. 330.
- ↑ Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета. Словарь-справочник. Изд-во «Герменевт», Спб, 1996, с. 127—128
Литература
- Лурье В.М. . — СПб. : Axioma, 2009. — 238 с с. — ISBN 978-5-90141-069-1 .
- / Сост. священникъ магистръ Григорій Дьяченко. — С. 584.
- Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета. Словарь-справочник / Геллей Г.. — СПб. : Герменевт, 1996. — С. 127—130. — 192 с.
- Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. — М. , 1995. — Т. 1. — С. 7—9, 441—442.
- Свешников В. В. / Протоиерей Владислав Свешников . — М. : Лепта Книга, 2010. — С. 379—380, 429, 627. — 780 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-91173-210-3 .
- Мельник А. Г. . — 2011. - Вып. 3(45). — С. 83—84.
- Алексей Осипов «Нужна ли святость человеку?». — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви — 2015г — 160 с.
Ссылки
- (англ.)
- 2020-01-12
- 1