Исламское духовенство
- 1 year ago
- 0
- 0
Исла́мское духове́нство — условный термин, «поскольку в исламе не существует институтов духовенства, аналогичных христианской церкви как в функциональном, так и в структурном отношении» .
«Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа ( мулла , муэдзин ), судей ( кади ), правоведов ( факих ) и богословов ( улем , муджтахид), руководителей общин верующих ( имам ), правителей государства ( халиф ), а также глав отдельных религиозных общин ( муфтий ), орденов, братств ( шейх , ишан )» .
Шииты «имеют более чёткую иерархическую организацию служителей культа (см. аятолла ), чем сунниты. Строгая иерархия свойственна большинству суфийских тарикатов, некоторым общинам и организациям» .
Вали ( араб. ولي покровитель, святой ), Авлия ( араб. أولياء ) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.
Уле́мы ( араб. علماء уляма́ — «знающие, учёные»; ед. ч. араб. عالم а́лим ) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама . Со временем стало уважительным прозвищем .
Ахун , Ахунд ( перс. آخوند ) — в Иране и дореволюционной России мусульманский « епископ », аналог арабского кади . Этим же словом «ахун» ( кит. 阿訇 , иногда 阿衡, 阿洪; пиньинь : āhōng ) именуют своих имамов уйгуры и китайские мусульмане ( хуэйцзу , дунгане ).
Аятолла ( араб. آية الله , перс. آیتالله знамение Аллаха ) — шиитский религиозный титул. Удостоенные этого титула являются экспертами в исламоведении , юриспруденции , этике и философии и обычно преподают в .
Великий аятолла или марджа ( араб. آية الله العظمى ) — шиитский религиозный титул . Данный титул носят исламские ученые, достигшие больших высот в исламском праве ( фикхе ) и методологии ( усуле ), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам).
Имам ( араб. إمام предводитель ) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью , совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин (только мужчина), достигший совершеннолетия, то есть 13 лет.
Согласно теологии Двенадцати, основному течению в шиизме, имамы были прямыми духовными наследниками пророка Мухаммеда . Первым имамом был его зять Али , бывший четвёртым халифом .
В Йемене имам — глава общины и государства зейдитов (до 1962 года).
Ишан ( чагат. — išаn ) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов . Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда .
Кади ( араб. قاضٍ ) — шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны . В Османской империи кади выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории округа, называвшегося кадилык или каза . От кади произошёл средневековый испанско-португальский титул Алкайд .
Кербалаи — почётный титул мусульманина , преимущественно шиита, совершившего паломничество в Кербелу .
Мавлави ( перс. مولوی ) — почётное исламское религиозное звание, аналогично мулле и шейху, в переводе с арабского значит «правитель» или «владелец».
Мешеди — почетный титул мусульманина , преимущественно шиита, совершившего паломничество в Мешхед .
Молда — слово, присоединяемое до революции в Казахстане в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молда — мулла , грамотный человек.
Муджаддид ( араб. مجدد обновитель ) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абд аль-Азиз , Имам аш-Шафи’и , Имам аль-Ашари , Имам аль-Газали , Имам ар-Рази , Ибн Дакик Ид , Имам ас-Суюти и другие.
Муджахид, Моджахед ( араб. مجاهد борец, совершающий усилие ), Гази ( араб. غازي ) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.
Муджтахид ( араб. مجتهد усердствующий ) — учёный, достигший уровня иджтихада .
Мулла ( араб. مُلَّا наместник; хранитель; хозяин ) — арабское исламское духовное звание богослова (улема), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза), хадисы и нормы шариата . У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих.
У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов ). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.
На Кавказе муллой также называют муэдзинов , «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов ) или Муллой-эффенди (у суннитов ).
Мударрис ( араб. مُدرس преподаватель ) — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама .
Муфассир ( араб. مُفسر толкователь ) — толкователь (комментатор) Корана, автор тафсира .
Муфтий ( араб. مفتى — muftī , производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман . Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата . Его решение ( фетва ) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама ( суннизма , шиизма и т. д.), а также школы шариата ( мазхаба ). В 1788 году указом Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона в России пребывающими» было организовано Оренбургское магометанское духовное собрание (муфтият).
Мухаддис ( араб. محدث ) — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах .
Мухтасиб ( араб. محتسب подсчитывающий ) — служащий специальной организации, руководствующийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм. Мухтасибы также обладали правом налагать за провинности различные виды наказания ( тазир ), а также выполняли полицейские функции. Составной частью работы мухтасиба была профилактика правонарушений, для чего они проводили кампанию просвещения населения. В зависимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать, либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками .
Муэдзин ( араб. مؤذن ; также — азанчей ) — в исламе : служитель мечети , призывающий с минарета мусульман на молитву. Первым муэдзином был Билал ибн Рабах .
Наиб ( араб. نائب — заместитель, уполномоченный, наместник), в средневековых мусульманских государствах ( Арабском халифате , Золотой Орде и др.) правитель округа или провинции, в азербайджанских ханствах — управляющий магалом (округом, провинцией). В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. В некоторых современных мусульманских странах Востока — заместитель какого-либо начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции , старшина сельской общины. В Османской империи — судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия .
Садр — верховный религиозный предводитель, начальник верховного духовного присутствия. В XVII веке существовали два главных садра: 1. «Садр-е хассе — ***» 2. «Садр-е’амме — ***», последний назывался также «Садр-ул-мамалик». Первоначально обе должности занимало одно и то же высшее духовное лицо. Впоследствии же назначались разные люди, из которых более широкими правами пользовался «Садр-е хассе», носивший титул "Садр-ул-судур — *** (Садр садров). Во всех вилайетах он назначал Шейх-уль-исламов, кази, мударрисов духовных школ, мутавалли и мустовфи мечетей, распоряжался всеми делами, связанными с духовными служителями. С XVII в. по XIX века в ханствах Средней Азии Садр или «Садр-ул-судур» — возглавлял верховное духовное присутствие «Диван-ал-Садорат» и присутствовал на заседаниях гражданского суда, возглавляемого Диванбеки. Решения, вынесенные Садрами, подлежали заверению со стороны, Диванбеки и после утверждения шахским указом рекомендовались к применению.
Праведные халифы ( араб. الخلفاء الراشدون , аль-хуляфа ар-рашидун ) — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и халифат увеличивался в размерах.
Ами́р аль-мумини́н ( араб. أمير المؤمنين — повелитель правоверных ) — титул халифов и других мусульманских правителей. Если правитель, носит титул амир аль-муминин, то это означает не только его политическую власть, но духовную.
По мнению суннитов, первым, кому был дан титул амир аль-муминин, был Умар ибн аль-Хаттаб . По мнению шиитов, титул был дан Али ибн Абу Талибу ещё во время жизни пророка Мухаммеда и принадлежит только ему . Титул амир аль-муминин принимали халифы из династии Омейядов и Аббасидов и до сих пор используется в отношении некоторых мусульманских лидеров и современных арабских монархов.
Амир аль-муслимин ( араб. امیر المسلمین повелитель мусульман ) — официальный титул главы государства Альморавидов . В 1061 Юсуф ибн Ташфин отстранил своего дядю Абу Бакра ибн Умара от руководства и первым принял титул амир аль-муслимин . Титул амир аль-муслимина давал Альморавидам, по крайней мере в глазах юристов, квазирелигиозную санкцию .
Факих ( араб. فقيه юрист ) — учёный в области мусульманского права.
Хаджи — почетный титул мусульманина , совершившего хадж — паломничество в Мекку .
Хазрат ( араб. حضرات ) — исламский религиозный статус. Также и уважительное обращение к человеку с высоким религиозным статусом в Исламе. Соответствует среднеазиатскому «таксыр», турецкому «эфенди» и персидскому «ходжа» .
Халиф , Халифа ( араб. خليفة — наместник, заместитель ) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными. Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот байат (присяга) является методом для избрания халифа . Хариджиты называли халифом выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины .
Хафиз ( араб. حافظ знающий наизусть, хранитель ) — хранитель Корана , запоминающий его наизусть. Мусульманин, причисляемый к духовному сословию ввиду знания всего Корана наизусть.
Худжат аль-ислам ( араб. حجة الإسلام довод ислама ) — шиитский религиозный титул, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
Шахид ( араб. شَهيد свидетель ) — мусульманин. павший за веру, мученик.
Шейх , ( араб. شيخ ) — почётное название видного богослова в исламе.
Другие значения:
Среднеазиатские кишлаки , расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов. Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.
Шейх-уль-ислам ( тур. Şeyhülislam ) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).
В суфизме существуют следующие ранги: