Interested Article - Вайкуле, Лайма Станиславовна

Ла́йма Станиславовна Ва́йкуле ( латыш. Laima Vaikule ; род. 31 марта 1954 , Цесис , Латвийская ССР , СССР ) — советская и латвийская эстрадная певица , актриса , народная артистка Латвийской Республики (1995).

Исполнила такие хиты , как: «Вернисаж», «Ещё не вечер», «Скрипач на крыше», «Шерлок Холмс», «Я вышла на Пикадилли», «Лёгкой джазовой походкой», «Я за тебя молюсь» и многие другие. В 1987 году по итогам хит-парада « Звуковая дорожка » заняла 3-е место в списке самых популярных певиц в СССР после Аллы Пугачёвой и Жанны Агузаровой .

Её дискография насчитывает 14 студийных альбомов. Помимо Латвии альбомы певицы продавались в странах Европы и США . Общий тираж проданных дисков превысил 20 миллионов экземпляров .

За время карьеры достигла международного успеха в странах Прибалтики и Восточной Европы , лауреат премий « World Music Awards » и « Золотой граммофон » , участница фестиваля « Песня года » .

Биография

Ранние годы

Внешние изображения

Родилась 31 марта 1954 года в городе Цесисе , Латвийской ССР ( СССР ). Отец, Станислав Вайкулис, был рабочим. Мать, Янина Вайкуле (ум. 2015) , была сначала продавщицей, а потом директором магазина .

«Пою я только потому, что моя бабушка пела в церковном хоре. А остальные мои родные просто рабочие, они не имеют никакого отношения к музыке.»

Через три года её семья переехала в Ригу . Училась в рижской средней школе № 25 .

По окончании восьми классов средней школы Лайма поступила в медицинское училище.

Мечтала быть врачом. Очень этого хотела. Даже в анатомичку ходила, так мне хотелось выучиться на врача, лечить людей, спасать их. Но не сложилось… Попала в этот шоу-бизнес и закрутилась другая жизнь.

Карьера

В декабре 1969 года выступила на сцене, приняв участие в конкурсе юных вокалистов во Дворце культуры рижского завода ВЭФ , и стала дипломанткой, заняв 4 место .

В 15 лет стала солисткой Рижского оркестра радио и телевидения под руководством Раймонда Паулса .

«Это случилось в филармонии. Мне было 15 лет. В то время я занималась музыкой и пением у маэстро Заходника , а он работал с Раймондом Паулсом — распевал и ставил голоса певцам Раймонда. Учитель меня любил, считал, что я хорошо пою, поэтому и повёл на прослушивание к Паулсу. Помню, как я пела в тёмном филармоническом зале, было, наверное, часов шесть вечера, и вдруг сзади ко мне подошёл человек, похлопал по плечу и сказал: „Малыш, я тебя беру“. Это и был Раймонд Паулс.»

В 1970-х годах с рок-группой пела в ресторанах на курортах Чёрного моря . Одно время выступала в ресторане «Ницца» в Ялте . Там во время отдыха её заметила начальник главного управления торговли Юрмалы Марина Затока. С января 1979 года по декабрь 1984 года выступала в знаменитом варьете « Юрас перле » ( латыш. Jūras pērle — «Морская жемчужина») в Юрмале . Сначала пела в танцевальном оркестре, потом стала солисткой варьете , художественным руководителем которого был Марк Гурман . Также выступала в ресторане гостиницы «Юрмала» . После, в середине 80-х её пригласили работать в недавно открывшуюся гостиницу «Латвия» в Риге, в бар «Мелодия». Она ушла туда вместе с группой и балетом, создав уже собственную программу .

В 1981 году, как солистка варьете, приняла участие в съёмках программы «Мелодии уходящего года» ( латыш. Gadu mijas melodijas ), которые проходили в ресторане «Кабург», где с балетом исполнила песню «Счастье» ( латыш. Laime ). Это было первое появление Лаймы Вайкуле на телевидении. С 1983 по 1985 годы принимала участие в съёмках варьете-программ в гостинице «Юрмала» и в интуристе «Латвия» для латвийского телевидения. В декабре 1984 года её показали по Латвийскому телевидению в программе «Новогоднее варьете» ( латыш. Jaungada varietē ), где в том числе исполнила песни «Mušmires» и «Brauc, brauc…» . В этой программе вместе с ней выступал Леон Звиедрис, а также Нора Бумбиере и другие известные исполнители. Позже эти номера были ещё раз показаны в 1997 году в цикле передач «Субботний ретро-концерт» ( латыш. Sestdienas retrokoncerts ) .

В 1984 году поступила в ГИТИС на режиссёрское отделение. Помимо западного репертуара и ряда современных песен, в сопровождении ВИА «LAIMA» начала исполнять латышские песни, в частности, Р. Паулса «Verokoko» (в русском варианте её пел В. Леонтьев — «Вероока»). В течение 1985 года вместе со своей группой и балетом выступала в клубе «Меркурий» в Центре международной торговли (жила в гостинице «Международная») и ЦДРИ . В декабре 1984 года по приглашению Владимира Давыденко приняла участие в записи программы « Новогодний голубой огонёк » для Центрального телевидения СССР , где исполнила на латышском языке песню «Весёлые мухоморы» ( латыш. Mušmires ), которая является ремейком песни «Big Fun» (1982) группы Kool & the Gang . Это было её первое появление на центральном телевидении. В течение 1985 года несколько раз участвовала в передаче « Что? Где? Когда? » в музыкальных паузах и тайм-аутах, где тоже вместе с ансамблем исполняла песни на латышском языке .

Певицу заметил известный поэт-песенник Илья Резник . Он предложил ей для записи на радио новую песню «Ночной костёр», певица попала не только в радиоэфир, но и в телепередачу «Песня-86» в Вильнюсе .

Тогда же, осенью 1986 года, на советско-итальянском концерте эстрадных звёзд исполнила новую песню «Вернисаж» (Паулс, Резник), а также песню советско-итальянских авторов «Посланцы мира». В телеверсии концерта песню «Вернисаж» не исполняла (вместо неё исполнила «Ночной костёр») так как было решено, что премьера песни на телевидении состоится в « Новогоднем голубом огоньке » вместе с песней «Ещё не вечер» (Паулс, Резник), в которой Лайма предложила свою оригинальную трактовку текста и к 1987 году записала её в студии звукозаписи Латвийского радио .

В качестве солистки ВИА «LAIMA» с апреля 1986 года и до распада СССР была солисткой «Азконцерта» и некоторое время жила в Баку .

Лайма Вайкуле в 2011 году

В феврале 1987 года певица участвовала в авторском вечере Паулса в ГЦКЗ «Россия» , после телевизионной трансляции концерта она получила всесоюзную известность. Приз «Золотая лира» на международном фестивале в Чехословакии («Братиславская лира») в мае того же года за песню «Вернисаж» закрепил успех певицы. В том же году в ноябре 1987 года выступала на международных играх «Что? Где? Когда?» в Болгарии (выступление 13 ноября) .

Одновременно с учёбой на факультете режиссёра эстрады ГИТИСа началась подготовка большой сольной программы, премьера которой состоялась в ГЦКЗ «Россия» в феврале 1988 года и которая доказала, что актрисе подвластны лирические, характерные, шуточные, гротесковые образы .

В марте 1988 года вместе с Раймондом Паулсом и Яаком Йоалой поехала в Хельсинки , где участвовала в концерте «Я ищу музыку для вас. Раймонд Паулс в Хельсинки» ( фин. Etsin musiikkia sinulle. Raimond Pauls Helsingissä ). Там в сопровождении биг-бэнда «Юлейсрадио» исполнила песни из своего сольного альбома и в финале программы с участниками исполнила « Миллион алых роз » .

В 1989 году, будучи уже популярной, выступала в Сочи . Ей позвонили из звукозаписывающей компании « Мелодия » и пригласили в Москву на запись песен с исполнителем из США . Через несколько месяцев получила приглашение переехать в США. Вскоре после переезда ей была диагностирована онкология, с которой певица справилась благодаря лечению в США .

В начале 1990-х годов неоднократно выступала в странах постсоветского пространства , Европе , США , Японии , в том числе приняла участие в программе « Кохаку ута гассэн », где исполнила песню «Elizabet», которая является латышской версией «Вернисажа» . В 1993 году получила премию « World Music Awards » в Монте-Карло и выступила с песней «Breakin' away» .

В 2004 году в дуэте с Р. Фольи исполнила песню «Il Treno Per Parigi» ( рус . Парижский поезд ) сразу на двух языках — русском и итальянском .

С 2002 по 2014 годы в качестве гостя выступала на музыкальном конкурсе «Новая волна», который проводился в Латвии . С 2015 года певица создала и проводит ежегодный международный музыкальный фестиваль в Юрмале « Laima Rendezvous Jūrmala » ( рус . Лайма Рандеву Юрмала ) .

Вайкуле и Emin на репетиции фестиваля «Лайма. Рандеву. Юрмала 2017»

В 2021 году Вайкуле была одним из наставников в четвёртом сезоне российской версии шоу « Голос. 60+ » .

Внешние видеофайлы
Интервью Лаймы Вайкуле
Логотип YouTube // Телеканал Дождь , 4 декабря 2022

Личная жизнь

Гражданский муж Андрей Адольфович Латковский (род. 30 августа 1949) продюсер певицы, бывший бас-гитарист её ансамбля, внук советского государственного деятеля Викентия Казимировича Латковского (1899—1983). Брат Андрея Викентий Латковский работал официантом в «Юрас перле» . С Лаймой Вайкуле познакомились в 1970 году, с 1978 года живут в фактическом браке . Детей нет . В 2010 году, в возрасте 56 лет Лайма была беременна с помощью искусственного оплодотворения , но произошёл выкидыш . Хотела усыновить ребёнка, но её крестный (духовник) не дал ей на это благословение .

— Умоляю, девочки, не делайте аборт! Если забеременели и боитесь, что не справитесь сами, лучше отдайте ребёнка… мне!

Стала крёстной матерью внучки Паулса Моники-Ивонны , которая родилась в 1994 году, а её крёстным отцом стал Игорь Крутой .

По вероисповеданию — православная .

Общественная позиция

Лайма Вайкуле известна как активная защитница прав животных . Она — вегетарианка по этическим соображениям .

В августе 2018 года, во время гастролей в Одессе , Вайкуле сказала, что не поедет выступать в Крым , какой бы гонорар ей ни предложили . Позднее в эфире телеканала « Россия-1 » певица пояснила, что готова посетить полуостров только после снятия санкций .

В 2019 году в интервью YouTube-каналу «А поговорить?» певица высказала поддержку ЛГБТ-сообществу .

В феврале 2022 года выступила с осуждением вторжения России на Украину .

В декабре 2022 года дала интервью телеканалу «Дождь» , в котором прокомментировала мнения относительно того, что вся её карьера была бы невозможна без СССР .

«Я содержала филармонию, я содержала Советский Союз, выпуская свои диски. Потому что я получала 17 рублей, собирая стадион на 45 тысяч человек. Если кому нечего делать — посчитайте, сколько денег я принесла государству. Фирма „Мелодия“ продавала мою пластинку в 20 миллионов экземпляров. Я получила за это 137 рублей, — заявила певица. — Я уже не говорю про Аллу. Алла вообще как человек, музыкант на первом месте, это не о чем говорить. Самая главная звезда России — это Алла. Она всю жизнь отдала сцене и этому народу, но получила обратно плевок. Но не всех, а маленькой, злой и глупой массы… Посчитайте, кто кого содержал и кто кому платил. Я отработала, и я содержала весь Советский Союз. А Алла содержала всю эту Россию, которая сейчас ей что-то предъявляет. Мы столько денег заработали для СССР, что стыдно говорить».

Творчество

Дискография

  • 1986 — «Первый сезон. Восьмидесятые.»
  • 1987 — «Лайма Вайкуле»
  • 1992 — «Я за тебя молюсь»
  • 1993 — «Laima Tango»
  • 1994 — «Милый, прощай!»
  • 1996 — «Я вышла на Пикадилли»
  • 1996 — «Viss nāk un aiziet…»
  • 1998 — «Латинский квартал»
  • 1999 — «Зеркало»
  • 2000 — «Лучшие песни»
  • 2002 — «Имена на все времена»
  • 2005 — «О чём играет пианист?»
  • 2013 — «Atkal Mājās»
  • 2019 — «Leģendas»

Фильмография

главная роль

Год Название Роль
1979 ф Инспектор Гулл певица и танцовщица в клубе (эпизод, песня «Lo and Behold»)
1980 ф Братья Рико певица (эпизод, песни «She’s not a disco lady» и «You’re my everything»)
1984 ф Нужна солистка вокал (в кадре Мирдза Мартинсоне , песня «Bez puišiem nevar»)
1985 ф Танцы на крыше певица (эпизод, песня «Ты найди меня»)
1991 ф В русском стиле Анна, преподаватель химии в спецшколе
1997 ф Старые песни о главном 2 пани Лайма (эпизод)
1998 ф Военно-полевой романс певица в военном лагере (эпизод)
1998 ф Старые песни о главном 3 камео
2001 ф Женское счастье камео
2001 ф Старые песни о главном. Постскриптум певица (эпизод)
2003 ф Снежная королева Снежная королева
2007 ф Очень новогоднее кино, или Ночь в музее певица (эпизод)
2009 ф Красная шапочка мама Красной шапочки

Документальные фильмы и телепередачи

  • « Стиль по имени Лайма » (« ТВ Центр », 2013)
  • «Лайма Вайкуле. „Ещё не вечер…“ » (« Первый канал », 2014)
  • «Лайма Вайкуле. „Ещё не вечер…“ » («Первый канал», 2021)

Признание и награды

Государственные:

Другие награды, поощрения и общественное признание:

  • 1987 — гран-при «Золотая лира» на Международном конкурсе песни «Братиславская лира» ( Чехословакия )
  • 1993 — премия « World Music Awards » ( Монте-Карло )
  • 2019 — Почётная грамота президента Латвии — за достижения в пользу государства или общества Латвии
  • 2019 — музыкальная премия « Золотой граммофон » — за вклад в развитие отечественного шоу-бизнеса

Примечания

  1. // (unknown type) Россия сегодня , 2009.
  2. . Дата обращения: 1 мая 2023. 1 мая 2023 года.
  3. . Дата обращения: 24 марта 2023. 24 марта 2023 года.
  4. Дата обращения: 24 марта 2023. 24 марта 2023 года.
  5. (рус.) на YouTube
  6. . Дата обращения: 18 июля 2018. Архивировано из 15 августа 2017 года.
  7. . Дата обращения: 18 июля 2018. 18 июля 2018 года.
  8. . Дата обращения: 12 февраля 2011. 20 февраля 2013 года.
  9. . Дата обращения: 16 июля 2020. 20 января 2021 года.
  10. . РИА Новости (31 марта 2014). Дата обращения: 4 ноября 2020. 2 сентября 2021 года.
  11. (англ.) . По страницам "Ригас Балсс" . Дата обращения: 10 июля 2020. Архивировано из 19 января 2021 года.
  12. http://www.peoples.ru/art/music/stage/vaikule/interview5.html
  13. (амер. англ.) . По страницам "Ригас Балсс" . Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано из 19 января 2021 года.
  14. . ale07.ru . — «Так, совершенно случайно 12-летняя девочка Лайма (хотя родители, близкие люди и замечали в ней с самых ранних лет склонность к пению и танцам) «за компанию» с подругой оказалась на республиканском конкурсе юных вокалистов в рижском Дворце культуры ВЭФ и стала его дипломанткой, неожиданно для себя заняв четвертое место.» Дата обращения: 10 июля 2020. 10 июля 2020 года.
  15. от 6 мая 2008 на Wayback Machine
  16. (недоступная ссылка)
  17. . Hotel Jurmala SPA . Дата обращения: 4 ноября 2020.
  18. . Hotel Jurmala SPA . Дата обращения: 4 ноября 2020. 15 января 2021 года.
  19. . ale07.ru . — «В середине 80-х Лайма Вайкуле работала в варьете ресторана «Латвия», который посещали преимущественно иностранные туристы. Она часто обращалась ко мне, поскольку включала в программу и латышские песни, хотя основу ее репертуара составляли западные шлягеры.» Дата обращения: 10 июля 2020. 10 июля 2020 года.
  20. . www.youtube.com . Дата обращения: 4 ноября 2020.
  21. . Дата обращения: 19 сентября 2020. 25 января 2021 года.
  22. . www.diva.lv . Дата обращения: 19 сентября 2020. 27 января 2021 года.
  23. . www.diva.lv . Дата обращения: 19 сентября 2020. 27 января 2021 года.
  24. . ale07.ru . — «Лайма Вайкуле в той новогодней программе вместе со своим балетным ансамблем исполняла красочную песенно-танцевальную миниатюру «Мухоморы». Мы перемолвились с Лаймой несколькими фразами, я поздравил ее с дебютом на телеэкране, узнал, что она с огромным успехом выступает со своей программой варьете здесь же, в Центре, в бизнес-клуба «Меркурий».» Дата обращения: 10 июля 2020. 10 июля 2020 года.
  25. . chgk.tvigra.ru . Дата обращения: 10 июля 2020. 10 июля 2020 года.
  26. . chgk.tvigra.ru . Дата обращения: 10 июля 2020. 12 июля 2020 года.
  27. . chgk.tvigra.ru . Дата обращения: 10 июля 2020. 13 июля 2020 года.
  28. . ale07.ru . — «Надо сказать, что Резник завел разговор о Лайме не впустую. Как раз накануне он показал мне свое стихотворение «Ночной костер», с тем чтобы я попробовал написать к нему музыку. Даже напеть его постарался. Я пробурчал ему в ответ что-то невразумительное, однако и не отказался. Стихи остались лежать у меня на рояле. И Резник тут же сообщил, что для поездки и съемок в Вильнюсе Вайкуле нужна какая-то новая песня. Более чем прозрачно он намекнул, что этой песней могла бы быть как раз песня «Ночной костер». А потом повел разговор и дальше: мол, Лайма уже год как не работает в ресторане, что ее приняли в Азербайджанконцерт, что она учится в ГИТИСе на отделении эстрадной режиссуры.» Дата обращения: 10 июля 2020. 10 июля 2020 года.
  29. . ale07.ru . — «С прекрасным настроением после кировских концертов я приехал в Москву, чтобы в точение недели участвовать в совместной программе звезд советской и итальянской эстрады во Дворце спорта «Лужники». Здесь я должен был впервые показаться на одной сцене вместо с Лаймой Вайкуле. <...> Мне, в конечном итоге, отвели в концерте единственный выход с песней «Ночной костер», которую пела Вайкуле. Я же сидел за роялем, как памятник и лишь выходил на поклон к зрителям. <...> В середине декабря я все-таки приехал вновь в Москву, чтобы сыграть в новогодней программе вместе с Лаймой Вайкуле песню «Еще не вечер». Та запись порадовала и несколько сняла напряжение и даже раздражение, которое испытываю, сталкиваясь с работой съемочных групп советского телевидения. Почти день ушел на проверку заранее приготовленных фонограмм, на никому не нужные репетиции. Полдня я вынужден был просидеть, неизвестно чего ожидая и убивая бесценное время в кафе, а к вечеру, наконец-то, начали снимать. Причем планировались эти съемки на два дубля два вечера подряд. Но я сразу же поставил редакторов и режиссера программы в известность, что в 21 час 30 минут у меня уходит в Ригу поезд. Поэтому была отснята лишь песня «Еще не вечер», которую Лайма исполняла имеете с артистами своего балетного ансамбля. Я же сыграл проигрыш на рояле, простился с участниками программы и помчался на Рижский вокзал. Уже без меня доснимались «Вернисаж» — дуэт Вайкуле с Леонтьевым, и заключительная песня программы «Город песен» в исполнении Валерия Леонтьева.» Дата обращения: 10 июля 2020. 10 июля 2020 года.
  30. (18 апреля 2009). Дата обращения: 11 июля 2016. 29 июля 2016 года.
  31. на YouTube
  32. . ale07.ru . — «Лайма в феврале 1988 года в Москве, в зале «Россия», готовила свою первую сольную концертную программу: жаловалась по телефону, что ей никто не помогал, хотя и обещали, звала меня в Москву на подмогу. На мой взгляд, программа у Лаймы получилась интересной, но только зрители уходили после сольных концертов Вайкуле не в восторге, а скорее в недоумении. Все вроде было сделано в этой программе на высоком профессиональном уровне, однако тактическая расстановка песен оказалась неправильной, а значит — невыигрышной. Все шло в концерте слишком ровно и не обеспечивало высокого эмоционального всплеска, напряженного подъема, без которого трудно рассчитывать на успех сольного концерта. Обидно, что вся та колоссальная работа, которую проделала Лайма при подготовке этих концертов (недоедая, недосыпая, со страшным нервным и физическим напряжением, она сумела всего за месяц подготовить программу из двадцати песен во всем комплексе найденных ею визуальных эффектов), дала куда меньший эффект, чем могла бы.» Дата обращения: 10 июля 2020. 10 июля 2020 года.
  33. . ale07.ru . — «В марте 1988 года я выехал в Хельсинки. <...> Там же во время встречи с представителями ВААП и иностранными представителями я попросил Лайму показать несколько номеров со своим балетным коллективом. Финны были восхищены синтезом песни и танца, который она создала, — таким образом определился первый «соучастник» моей поездки в Финляндию. Вторым но обоюдному согласию с финской стороной стал Яак Йоала. Последний раз мы встречались с продюсером в конце октября. Специально для этой встречи я приезжал на один день из Риги в Москву. Тогда же было окончательно решено, что программа будет называться «Шоу Раймонда Паулса», что выступать мы будем в сопровождении биг-бэнда «Юлейсрадио», что Лайма с балетом исполнит десять песен, Яак Йоала — четыре, что выступят в программе еще и известные финские певицы, что ото будет единственный концерт, который отснимет телевидение, а фонограмму затем использует фирма грамзаписи «Поларвокс». <...> Волновало лишь, что уже накануне моего отъезда в Финляндию у Лаймы в Госконцерте возникли какие-то проблемы но оформлению выезда вместе с пей балетного ансамбля. Надо было, конечно, видеть лицо финского продюсера, когда Лайма приехала в Хельсинки без своего балета — наши «культурные» деятели все-таки сумели «сунуть палку в колеса» и не позволили нам показать того, что могли и хотели. Хорошо, что было еще дней пять в запасе, чтобы буквально на ходу перестроить сценографию и балетно-хореографические решения. Мы ведь с Лаймой специально готовили репертуар, в котором бы в лучшем виде был использован ее балетный ансамбль. К этим же песням были сделаны оркестровки, подготовлены партитуры, и заменить их с ходу не было возможности. И все же на концерте был аншлаг. Судя но реакции зала, публика не разочаровалась, что провела тот вечер с нами. А потом мы слышали бесконечные сожаления, о том, что кто-то помешал приезду балетного ансамбля Лаймы. Финны никак не могли понять, подготовка каких документов оказалась столь сложной, что смогла повлиять на ход зарубежных гастролей. Лайму приглашали на серию коммерческих концертов по Финляндии, но, наученная горьким опытом, она уже боялась дать твердое согласие опять же из-за непредсказуемости в поведении наших псевдоменеджеров из Госконцерта.» Дата обращения: 10 июля 2020. 10 июля 2020 года.
  34. А поговорить?. (11 июля 2019). Дата обращения: 12 июля 2019. 12 июля 2019 года.
  35. .
  36. . YouTube (12 мая 2016). Дата обращения: 10 июля 2020. 3 сентября 2020 года.
  37. .
  38. .
  39. .
  40. . Первый канал . Дата обращения: 2 сентября 2021. 2 сентября 2021 года.
  41. Константин Глыба. . Комсомольская правда (31 августа 2021). Дата обращения: 2 сентября 2021. 2 сентября 2021 года.
  42. .
  43. . Дата обращения: 17 июня 2018. 17 июня 2018 года.
  44. Дата обращения: 16 июня 2018. 17 июня 2018 года.
  45. . Дата обращения: 16 июня 2018. 27 марта 2019 года.
  46. . Дата обращения: 16 июня 2018. Архивировано из 27 марта 2019 года.
  47. . Дата обращения: 11 февраля 2011. 21 сентября 2013 года.
  48. . Дата обращения: 17 июня 2018. 15 апреля 2021 года.
  49. www.santa.lv . Дата обращения: 28 июня 2023. 17 января 2022 года.
  50. Сергей Николаевич. . Сноб (17 мая 2017). Дата обращения: 26 ноября 2020. 15 апреля 2021 года.
  51. . Дата обращения: 16 июля 2020. 24 января 2021 года.
  52. . Дата обращения: 17 марта 2011. 20 ноября 2010 года.
  53. (недоступная ссылка)
  54. (11 августа 2018). Дата обращения: 12 августа 2018. 12 августа 2018 года.
  55. (14 августа 2018). Дата обращения: 12 августа 2018. 12 августа 2018 года.
  56. .
  57. . Дата обращения: 20 июня 2022. 8 июня 2022 года.
  58. .
  59. . www.tvc.ru . ТВ Центр (2013). Дата обращения: 20 сентября 2021. 20 сентября 2021 года.
  60. . www.1tv.com . Первый канал (2014). Дата обращения: 20 сентября 2021. 20 сентября 2021 года.
  61. . www.1tv.ru . Первый канал (29 марта 2014). Дата обращения: 20 сентября 2021. 20 сентября 2021 года.
  62. . www.1tv.ru . Первый канал (4 сентября 2021). Дата обращения: 20 сентября 2021. 20 сентября 2021 года.
  63. .
  64. www.kremlin.ru . Официальный сайт Кремля (7 июля 2011). Дата обращения: 20 сентября 2021. 18 апреля 2021 года.
  65. . www.abbaomnibus.net . — «Laima – Best-Selling Russian Recording Artist Of The Year.» Дата обращения: 29 октября 2020. 1 ноября 2020 года.
  66. . Веб-сайт президента Латвии. Дата обращения: 26 ноября 2020. Архивировано из 12 августа 2020 года.
  67. . Интерфакс (29 ноября 2019). Дата обращения: 26 ноября 2020. 29 ноября 2019 года.

Ссылки

  • Артём Геодакян. . tass.ru . ТАСС . Дата обращения: 20 сентября 2021.
Источник —

Same as Вайкуле, Лайма Станиславовна