Горшо́к
(от
горншек, горнчек, горнец
; уменьшительно от «
горн
») — собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых,
керамических
сосудов с широким горлом.
Горшок предназначен для готовки и хранения пищи
. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших на 200—300 грамм до 2-х — 3-х
ведёрных
. Форма хорошо подходит для
русской печи
. Чаще они не имели
орнамента
или украшались круговыми прямыми или волнистыми полосками, а также рядами ямочек вокруг венчика и на плечиках. Использовалась и свинцовая
глазурь
(полива).
Мастерская
или заведение, где делают
глиняную
посуду
—
Горшечня
,
Гончарня
.
Содержание
Современный термин
Горшком называются сосуды, в том числе круглодонные и остродонные, которые повсеместно использовались с эпохи
неолита
, древнейшие образцы появились ещё в позднем
палеолите
(Дальний Восток)
.
Кухонная утварь
На Руси и в сельской местности, и в городе в эпоху раннего средневековья глиняный горшок играл главную роль при приготовлении пищи в
русской духовой печи
. Именно его специфическая форма: расширение тулова от узкого низа кверху по
кривой
определённой конфигурации, позволяла максимально использовать печной жар. Горшок в печи размещался на одном уровне с источником огня и нагревался сбоку. Подобная форма горшка бытовала не только на Руси, но и у
славянских народов
, живших на обширной территории между
Эльбой
и
Волгой
. Для манипуляций с горшком — установки и выемки его из печи, а также передвижения в печи, использовался
ухват
, представлявший собой железную дугу, насаженную на деревянную рукоять достаточной длины. Работа с ухватом требовала определённого умения, приходившего с опытом
.
Горшки предназначались не только для приготовления горячей пищи, но также и для подачи её на стол, и для хранения разнообразных продуктов и блюд. В быту использовались горшки широкого диапазона размеров: от самых больших, называвшихся корчагами, до горшочков, вмещавших 200—300 грамм продукта. Городские горшки имели украшения, особенно многочисленные на начальном этапе сложения городской культуры. С течением времени и ростом мастерства ремесленников и, как следствие этого, качества гончарных изделий, украшения становились скромнее. В деревенской среде горшечные украшения были гораздо красочнее. Горшки, которые подавались на стол, украшались более богато, чем те, в которых готовилось кушанье
.
Треснувший горшок не выкидывался, а оплетался
берёстой
, иногда он скреплялся заклёпками из металла. Горшки, переплетённые берестяными лентами — одна из распространённых находок в культурных слоях городов. Не годные для жидкостей, они становились тарой для хранения различных продуктов. Бережное отношение к посуде закреплено в
Домострое
, где отмечается, что хороший хозяин продлевает жизнь посуде именно её ремонтом. Обычай скреплять горшки берестяными лентами породил
загадку
, которую приводит
Даль
: «Был ребёнок — не знал пелёнок, стар стал — пеленаться стал»
.
В традиционной культуре
Горшок занимал значительное место в поверьях, поговорках,
загадках
(например: «Был ни конке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре», «Молод был, сто голов кормил» и так далее), свадебных и похоронных обрядах. У славян являлся ритуальным предметом и был связан с символикой
печи
,
очага
и
земли
; осмысляется как вместилище
души
и
духов
.
Погребальные обряды
У многих древних народов (например, юго-восточных славян, жителей
Кавказской Албании
и др.) горшок наряду с кувшином использовался в погребальных обрядах.
Обряд разбивания
Обрядовое разбивание горшка встречалось у разных народов; так, например, в Африке у
вакамбов
(Кения) при заключении мира уполномоченные усаживались в круг, ставили посредине круга горшок с водой, клялись в сохранении мира, постукивая палочками в горшок, и наконец разбивали его со словами: «
если мы нарушим заключённый здесь дружественный союз, то да будем мы сокрушены, как этот горшок
». Негры племени
вакикую
мочились при этом в горшок и потом его разбивали
.
В
Пошехоно-Володарском районе
Ярославской области
ещё в 1930-х годах соблюдался обряд
бить горшки
, когда на следующий день после свадьбы родственники будят молодых разбивая горшки о дверь и стену комнаты, где они спали; а когда молодая подметает черепки, ей бросают деньги
.
В виде культурного пережитка этот обычай сохранялся в России местами на свадьбах и держался в школах.
М. С. Щепкин
в своей автобиографии
говорит, что когда он в детстве обучался грамоте у
дьяка
-
малоросса
, то при переходе от азбуки к
часослову
и от часослова к
псалтыри
ученик приносил горшок каши, бумажный платок и
полтину
денег; кашу съедали учитель и ученики, затем выносили горшок на середину двора и разбивали его палками
.
Разновидности
Перечень старинных и некоторых современных сосудов, к которым в России традиционно применяется термин «горшок».
Балакирь — высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
Братина
— большой горшок для подачи напитков на стол.
Горлач — высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
Глечик, глек — высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка. Часто имеет слив и ручку.
Горнушка, горлач — высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
Горшенятко — маленький горшочек.
Горшок-луковник — конусообразный горшок с ручкой.
Горшок щаной, естальник (тамб.), егольник (ряз.) — то же, что кашник.
Дойник — большой горшок с носиком и ручкой.
Кашник, кашничек (поменьше) — небольшой горшочек для подачи щей. С одной отходящей или петлевидной ручкой, иногда имеет слив.
Квашня
(
опарница
, растворница, розлив) — большой горшок без ручек для вымешивания теста. См. также «
дежа
».
Корчага
— самый большой горшок для хранения зерна или большая
кринка
с узким дном, часто с двумя вертикальными ручками.
Кринка
, крынка — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока. За счёт испарения влаги через поры, происходит охлаждение. Поэтому молоко в кринке могло сохраняться 3—4 суток. Удобна для сбора сметаны.
Щанки
(близнята, спарыши, двойчата, двойнята) — два горшка с одной общей ручкой, соединённые боками или перемычками. Один — для
щей
, другой — для каши. Применялись для переноса еды во время полевых работ.
Горшки для простокваши. Горшки хозяйственные
//
Товарный словарь
/ И. А. Пугачёв (главный редактор). —
М.
: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. II. — Стб. 319—322. — 567 с.
Беловинский Л. В.
Горшок
// Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред.
Н. Ерёминой
. —
М.
: Эксмо, 2007. — С. 136. — 784 с.: — ил. с. —
5000 экз.
—
ISBN 978-5-699-24458-4
.
Берегова О.
Символы славян. Глава «Горшок». — СПб.: Диля, 2008. — С. 305—310. —
ISBN 978-5-88503-605-4
.
Гангур Н. А.
// Журнал «Культурная жизнь Юга России», 2007
Калмыкова Л. Э.
Народное гончарство Московской области XIX — начала XX в. Каталог. — М., 1995.
Лопатенко С. И.
Традиционная керамика Ёрги. — Вологда, 1993.
Лопатин Н. В.
// Археология и история Пскова и псковской земли. — Институт археологии РАН, 2011. —
№ 26 (56)
. —
ISBN 2304-0076
.
Поверин А. И.
Гончарное дело. — М.: Культура и традиции, 2002. — 93 с. —
ISBN 5-86444-102-3
.
Поверин А. И.
Гончарное дело: Энциклопедия. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. — 168 с. —
ISBN 978-5-462-00676-0
.
Промыслы Московской губернии. — М., 1876, 1877. — Т. 1, 2.
Рабинович М. Г
.
Очерки материальной культуры русского феодального города / доктор географических наук В. В. Покшишевский, член-корреспондент АН СССР К. В. Чистов. — Москва: Наука, 1988.
Рахно К. Ю.
Глиняная посуда в русской кумулятивной сказке //
— С. 140—149
Рогозникова И. А.
// Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых — Томск, 2008
Семёнов С. А., Коробкова Г. Ф.
Технология древнейших производств. — Л.: Наука, 1983. — С. 191—234.
Татаурова Л. В.
Глиняный горшок как архетип в славяно-русской культуре // Українська керамологія. Глиняний посуд у культурі харчування народів світу. — Опішне: Українське Народознавство, 2012. — Кн. VІІІ. — Т. 1. — С. 226—232.