Курган у Западного кладбища
- 1 year ago
- 0
- 0
Бесшатырский курган (Царские курганы Бесшатыр) — комплекс захоронений сакской эпохи, расположенный в долине реки Или на территории государственного национального природного парка « Алтын-Эмель » ( Кербулакский район Республики Казахстан ). Курганы находятся в урочище Шылбыр, на правом берегу реки Или. Топоним «Бесшатыр» переводится с казахского языка как «пять шатров» (возможно, по количеству самых больших курганов в этой местности).
«Бесшатырский курган» состоит из множества могильников , датируемых VI — IV веком до нашей эры. Общая площадь могильника Бесшатыр около 2 км². Большой Бесшатырский курган является самым большим из курганов. Его диаметр 105 метров, а высота 17 метров. Курган имеет форму усеченного корпуса, а за счет каменного покрытия, которое плотно уложено в несколько слоев у основания, создается впечатление цоколя. Курган по спирали окружают 94 кольцевых ограды из каменных столбов-менгиров и больших валунов. Тамги несколько казахских родов расписаны на некоторых менгирах. В одном из курганов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шанских елей .
Могильники исследованы в 1957, 1959—1962 годах семиреченской археологической экспедицией (рук. К. Акишев ). Было установлено, что в состав захоронения входит 31 большой и маленький могильник, 21 из которых покрыты камнем, 10 — пластом из щебня и глины. Могильники условно делятся на северные и южные. Самые крупные (2-й и 3-й) диаметром от 45 до 105 м, высотой 6—17 м, средние курганы — соответственно 25—38 м и 5—6 м, маленькие — 6-13 м и 0,8—2 м. Удлинённые участки 6 из 20 курганов ограждены цепью из 45 оград, сложенных из каменных плит и мелких камней. На множестве плит высечены изображения горных коз, кабанов, волков и других зверей, а также различные метки. Встречаются символы солнца и круги, изображающие казахскую тамгу «глаз». В 6 больших курганах обнаружены сложные подземные ходы общей длиной 55 м, высотой проходов — 1,68 м, шириной — 0,8 м. Могильники малых курганов вырыты в виде простой ямы, иногда с боковым каменным ящиком. Средние по форме напоминают юрту. Большие могильники изнутри отделаны деревом и являются уникальными архитектурными памятниками древней эпохи. На строительство большого кургана уходило до 50000 м 3 камня и глины. Брёвна для отделки заготавливались из тянь-шанской ели в Заилийском Алатау в 200—250 км от места и сплавлялись по реке.
По мнению учёных, Бесшатырский комплекс являлся священным местом для сакских племен, которые на протяжении столетий совершали тризны, различные культовые обряды и приносили жертвоприношения.
Исследования 18 могильников разной величины дали ценные научные сведения о социальных группах, хозяйстве, быте, обычаях, религиозных убеждениях, архитектуре, оружии и снаряжении саков. Курганы были не только местом погребения, но и местом проведения религиозных обрядов. Большие могильники предназначались для погребения вождей и военачальников сакских племен. В средних хоронили военачальников ниже рангом и известных воинов, а могильники поменьше отводились рядовым воинам и простым людям. При раскопках обнаружены короткий меч- акинак , железные ножи и кинжалы с бабочковидными эфесами, наконечники копий, часть деревянного щита, остатки колчанов с бронзовыми наконечниками стрел, железная пряжка подпруги, бронзовые шпильки, браслеты, 4 агатовых и 2 золотых бус. Предполагается, что огороженный каменными оградами участок являлся ритуальной площадкой некрополя.
Рядом с Бесшатыром находятся сакские могильники , Алтын-Эмель , Карашокы . В 3 км юго-восточней расположены более поздние захоронения: могильники усуней , состоящие из 33 курганов, чуть дальше — могильник Калкан I, насчитывающий 118 погребальных сооружений, а в районе перевала Алтынэмель — одноименные могильники из 36 курганов.
Находки из кургана свидетельствуют о том, что сакская знать стремилась увековечить свой господствующее положение и после смерти, сооружая громадные памятники . Величина насыпи свидетельствовала о высоком социальном положении человека в обществе. Бесшатырские курганы окружены очень необычными сооружениями.
Изучение курганов свидетельствует о большом строительном опыте при строительстве курганов и жилищ с использованием дерева, камня, камыша и кустарников. Из этого можно сделать вывод, что саки Семиречья кочевали лишь в теплое время года, а с наступлением зимы уходили в места зимовок. Это дает новые знания о культуре сакских племен Семиречья. И ещё 31 могильщик