Демофонт (сын Тесея)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ипполи́т ( др.-греч. Ἱππόλυτος ) — греческий герой , сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы (или Ипполиты ; Еврипид имя матери не называет).
Воспитывался в Трезене у братьев Эфры. Построил храм Артемиды Ликейской в Трезене . Ипполит презирал любовь (в частности, отверг любовь своей мачехи Федры ) и славился как охотник и почитатель богини девы-охотницы Артемиды , за что испытывал на себе гнев Афродиты . Когда Ипполит прибыл в Афины для участия в элевсинских мистериях , Федра влюбилась в него . По другой версии, Федра впервые увидела Ипполита в Трезене .
Известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тесея, Федра , любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тесей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Посейдон неожиданно послал волну на берег, где проезжал Ипполит; кони понесли юношу, и он погиб, разбившись о скалы. Либо из моря появился бык, посланный Посейдоном, и кони испугались и разорвали Ипполита . Вожжи Ипполита зацепились за дикую маслину .
Федра же покончила жизнь самоубийством . В пелопоннесском городе Трезенах , который по сказанию является родиной Ипполита, девушки перед вступлением в брак приносили ему в жертву свой локон. Могила Ипполита была в Афинах у храма Фемиды, неподалёку от храма Асклепия; другая могила в Трезене, там же его дом . Святилище в Спарте . В Трезене Диомед воздвиг храм в честь Ипполита. Трезенцы отрицают, что он погиб от коней, и считают, что он вознёсся на небо в виде созвездия Возничий .
По воле Артемиды вернулся из подземного царства, его звали Вирбий . Воскрешен Асклепием (согласно автору «Навпактики»). . Согласно Стафилу, был возлюбленным Асклепия . Древняя стела в храме Асклепия гласит, что Ипполит посвятил богу 20 коней. Согласно жителям Ариции в Италии, Ипполит отправился к ним . Его воскресил Пеан (Асклепий), и Диана унесла его в рощи Эгерии, где его назвали Вирбием .
По римской версии мифа, Ипполит был вновь оживлён Эскулапом и Дианой , любимцем которой он был при жизни. После этого он был приведён в рощу Ариции в Лациуме , где почитался под именем Вирбия ( лат. Virbius , по древней этимологии от лат. vir — человек и лат. bis — дважды). На памятниках , особенно саркофагах , часто изображается миф об Ипполите.
Действующее лицо трагедии Софокла « Федра », двух трагедий Еврипида (« Ипполит, закрывающийся плащом » и « Ипполит увенчанный »), трагедии Ликофрона «Ипполит», комедии Сопатра «Ипполит», трагедии Сенеки « Федра », возможно, комедии Атилия «Мисогин (Женоненавистник)» .
Судьба Ипполита — один из любимейших сюжетов трагиков ; сохранилась трагедия Еврипида « Ипполит », послужившая образцом для « Федры » Расина. Известно, что Еврипид написал две трагедии про Ипполита, из которых сохранилась только вторая. Текст первой до нас не дошёл, но сюжет сохранился благодаря Сенеке и его трагедии «Федра». Также известны варианты использования этого сюжета Шиллером , Суинберном , Д’Аннунцио , , Жаном Кокто , Бодлером , Цветаевой , Мандельштамом , Львом Гумилёвым и другими. Один из главных персонажей романа Мэри Рено « Бык из моря ».
Дар слов, неведомый уму,
Мне был обещан от природы.
Он мой. Веленью моему
Покорно всё: земля и воды,
И лёгкий воздух, и огонь
В одно моё сокрыто слово,
Но слово мечется, как конь,
Как конь вдоль берега морского,
Когда он, бешеный, скакал,
Влача останки Ипполита,
И помня чудища оскал,
И блеск чешуй, как блеск нефрита.
Сей грозный лик его томит,
И ржанья гул подобен вою,
А я влачусь, как Ипполит,
С окровавлённой головою
И вижу — тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского.
Редкий случай картины на сюжет о воскрешении Ипполита — « Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью » (1793) французского художника Реми-Фюрси Дескарсена . Античный эпизод изображён на картине, которая висит за главными персонажами на стене.