Interested Article - Антисистема
- 2021-06-05
- 1
Антисисте́ма — термин пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва , который использовал его в этнологии для определения этнической антисистемы ; получил широкое распространение в русскоязычной литературе преимущественно в области гуманитарных наук ; в настоящее время существует множество пока ещё неудовлетворительных общих определений, например: « система , выполняющая по отношению к данной противоположную функцию » , «система с отрицательным уровнем системности» , и тому подобное.
Сам Гумилёв даёт следующее краткое определение :
Антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением.
Этническая антисистема по Гумилёву
Лев Николаевич Гумилёв определял этническую антисистему как системную целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство , ландшафт или этнос . Антисистема вырабатывает для своих членов общее мировоззрение . Для антисистемы, независимо от конкретной идеологии её членов, существует одна объединяющая установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей. Среди членов антисистем преобладают люди с футуристическим ощущением времени , то есть таким мироощущением, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое — ушедшим в не бытие , а настоящее расценивается как преддверие будущего. Таким образом, реализация целей антисистемы, какими бы они ни были, всегда отнесена к будущему. Идеология антисистемы всегда противопоставляет себя любой этнической традиции, под которой понимается иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов , политических и хозяйственных форм, а не только мировоззренческих установок, характерных для каждого конкретного этноса и передаваемых из поколения в поколение. Накопленной этнической традицией определяется своеобразие каждого этноса и его место в ряду других народов . Следовательно, антисистема всегда стремится к моральному уничтожению этноса, из числа представителей которого она инкорпорирует своих новых членов.
Примеры антисистем в истории
Л. Н. Гумилёв выделил много примеров проявления антисистем в мировой истории. К ним относятся: гностицизм , манихейство , маркионизм , павликианство , ереси богомилов , катаров , (все вышеперечисленное, по Гумилёву, преемственно друг другу и по сути есть одна антисистема), ряд течений исмаилизма , а также опричнина и революционное движение . Эти примеры для последователей Л. Н. Гумилёва являются основополагающими и практически не оспариваются.
Л. Н. Гумилёв в своих работах предпочитал не выдавать точных суждений по некоторым древним эпохам истории до XVIII в. до н. э., от которых осталось мало достоверных источников (« аберрация дальности»), а также не заниматься Новым временем , начиная приблизительно с 1815 года («аберрация близости»). Здесь ни у него, ни у его последователей уверенности нет. К антисистемам иногда причисляют режим фараона Эхнатона в Древнем Египте .
Примечания
- « Антисистема — система, выполняющая по отношению к данной противоположную функцию » — Френклах Г. Б., Езерски Г. А. от 27 сентября 2007 на Wayback Machine // Журнал ТРИЗ т.1, N 1`90
- « Антисистемой называется система с отрицательным уровнем системности, то есть это такое объединение некоторого множества элементов за счёт их взаимодействия в целое, которое препятствует достижению целей.» — от 2 марта 2008 на Wayback Machine // Научный журнал КубГАУ. – Краснодар: КубГАУ , 2005. – №03(11). — С. 2
- Гумилёв Л. Н. Толковый словарь понятий и терминов // Древняя Русь и Великая степь. — М. : АСТ , 2004. — С. 827. — 839 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-021146-5 .
- Корявцев П.М. . — СПб., 1994. Саратов, 2003. 4-я редакция. Автореферат (1993,1996,1998,2004)
Литература
- Гумилёв Л.Н. — М. , 1979.
- Мичурин В. А. — Л. , 1993.
- Корявцев П.М. — СПб., 1994. Саратов, 2003. 4-я редакция. Автореферат (1993,1996,1998,2004).
- Мельников В.И. / Норильский индустр. ин-т. – Норильск, 2003. – 148 с.
- Макаров С.П. (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3926 дней] — , ) // Философия хозяйства , 1999, № 1, с. 38-47.
- Румянцев М.А. (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3926 дней] — , ) // Философия хозяйства . Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. — 1999. — №5.
- Владимир Махнач. (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3926 дней] — , )
- Будагов Р. А. – Вопросы языкознания . — 1978. — No 4.
- Мичурин В.А. . Под ред. Л.Н.Гумилёва. // в книге Л.Н.Гумилёв Этносфера: История людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993.
- Карев А.А. г.Братск, 20.03.05 г.
- Френклах Г. Б. , Езерский Г. А. // Журнал ТРИЗ. — Т.1. — № 1`90.
- Луценко Е.В. (д.э.н., к.т.н., профессор Кубанский государственный аграрный университет .) // Научный журнал КубГАУ. – Краснодар: КубГАУ, 2005. – №03(11). — С. 2
- Бондаренко О.Я.
См. также
Внешние ссылки
- [antisys.borda.ru/ Форум по теории антистем]
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-06-05
- 1