Парадный доспех
—
доспех
для парадных выездов и торжественных церемоний. Мог быть непригодным для боя, в
Европе
нередко одновременно являлся турнирным доспехом.
Региональные особенности
Единственный полностью дошедший до наших дней доспех
катафрактария
является парадным доспехом
сакского царя
, выполненным из чистого золота (и потому негоден для боя).
В
Месоамерике
(доколумбовой Центральной Америке) были неизвестны доспехи, но правители были облачены в золото, которое, помимо украшательских целей, в случае опасности обеспечивало некоторую защиту от оружия, и может с некоторой долей условности именоваться парадными доспехами.
В Японии
в качестве парадных доспехов было очень престижно носить антикварный фамильный доспех, побывавший в какой-нибудь знаменитой битве
некоторые из дорогих доспехов были для устрашения, полностью покрыты медвежьей шкурой и украшены огромными буйволиными рогами
во времена правления регентов из дома
Ходзё
(когда отсутствовали войны) были модными
ламеллярные
доспехи из вычурно мелких пластин, которые хоть и не считались парадными, но тем не менее в связи со своей крайней дороговизной и вычурностью можно назвать парадными. Более того, производство таких доспехов из вычурно мелких пластин с началом междоусобных войн постепенно сошло на нет.
Интересно, что конские доспехи в Японии появились в эпоху Эдо и предназначались только для парадов и торжественных выездов. В эпоху Эдо также получили распространение парадные доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой.
В Индии
парадные варианты бригантины, нередко не имели внутренних металлических пластин, а имели только декоративные заклёпки на дорогой ткани. Существовали парадные доспехи делались из особой мелкой кольчуги, концы колец в которой были согнуты, но не заклёпаны и не сварены, от чего кольца такой кольчуги рассыпались бы при первом же ударе.
На Востоке
(
Средняя Азия
и
Ближний Восток
) было распространено ношение поверх доспехов наддоспешной одежды (халаты и порой головные уборы), выполнявшей помимо защиты от солнца также и парадные функции. При этом
зерцала
носили поверх одежды.
В Средневековой Европе
до XV века в качестве парадных доспехов использовали боевые, дополнительно украшенные
геральдикой
: нашлемными фигурами (из папье-маше, пергамента, ткани, кожи, дерева),
наплечными щитками
, и гербами на
сюрко
,
намете
, конской попоне и
бригантине
. Некоторые надевали поверх шлема или кольчужного капюшона настоящую корону. Кроме того, кольчуги украшались вплетёнными медными кольцами, отполированными до золотого блеска. Шлемы иногда расписывали раствором золота в ртути, после испарения которой на шлеме оставался золотой рисунок. Дополнительно носился обильно украшенный
рыцарский пояс
из золотых или позолоченных бляшек (фактически перевязь меча в виде широкого пояса), а в XIV веке появились цепи (для подвешивания оружия и шлема), которые также могли украшаться.
в XV веке, в связи с повсеместным распространением лат, появились отдельно изготовленные парадные доспехи на основе боевых, отличающиеся от них прежде всего тем, что были расписаны золотом. При этом в Германии дорогие доспехи, даже не являвшиеся парадными, имели обильное гофрирование, а латная обувь снабжалась отстёгиваемыми вычурно длинными носами. А в Италии имели хождение обильно украшенные парадные шлемы с открытым лицом.
кроме того, в XV—XVI веках некоторые парадные латы обтягивали нарядной тканью украшеной
геральдикой
и прибитой к металлу фигурными заклёпками. Причём, у некоторых из таких доспехов металлическую основу, скрытую под тканью, для облегечения веса обильно перфорировали, так что такой облегчённый доспех был непригоден для боя, хотя и мог использоваться для турнирных поединков на
булавах
. Что примечательно, металлические
кирасы
обтянутые тканью, фактически появились ещё в конце XIV века, являясь тогда разновидностью крупнопластиначтых
бригантин
(
корацин
), переходных от бригантин к латам.
в конце XV — начале XVI века, как влияние
Эпохи Возрождения
, появились парадные доспехи в античном стиле, созданные в подражание римским и древнегреческим доспехам. Итальянцам, любившим доспехи в стиле
итал.
alia romana
(то есть римский), не нужно было далеко ехать, чтобы видеть, какие доспехи носили
римляне
.
в начале же XVI века был настоящий пик моды на парадные доспехи в виде одежды, именуемые
костюмными
некоторые парадные доспехи XVI века, именующиеся
, либо имели забрало в виде человеческого лица, либо вовсе делались в виде животных и мифологических существ.
в том же XVI веке некоторые доспехи расписывали эмалью, рисуя на них настоящие картины в стиле современных им картин
Эпохи Возрождения
. Естественно, при ударе по доспеху эмаль не выдерживала и рассыпалась, от чего эти доспехи, хоть и держали удар оружия, были предназначены для парада, а не для боя. Тогда же, в дополнение к росписи
золотом
, получили распространение доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой, а также аппликациями из золотых и серебряных пластин.
в XVI—XVII веках в
Польше
и
Литве
(а также среди белорусской и украинской
шляхты
), в связи с очень модной теорией
сарматизма
времён Яна Собеского о сарматском происхождении шляхты (предками холопов считались другие народы), были очень популярны доспехи из
карацены
(прочной клёпаной чешуи), стилизованные под чешуйчатые доспехи
сарматских
катафрактариев
. Причём из
карацены
нередко делали даже парадные шлемы таких доспехов. Как и современные им гусарские доспехи, они обычно защищали только корпус и руки, иногда имея набедренники, но встречались также и доспехи в полный рост. Один из таких доспехов в полный рост хранится в Оружейной палате Кремля, а другой точно такой же, принадлежащий роду Унишовских, хранится в замке
Вавель
.
Блэр Клод.
Рыцарские доспехи Европы. Универсальный обзор музейных коллекций / Пер. с англ. Е. В. Ламановой. — М.: ЗАО «
Центрполиграф
», 2006. — 256 с.: ил. —
ISBN 5-9524-2450-3
.
Ефимов С. В., Рымша С. С.
Оружие Западной Европы XV—XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». —
ISBN 978-5-98655-022-0
.
Келли Фрэнсис, Швабе Рэндольф.
История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей / Пер. с англ. Т. Е. Любовской. — М.: ЗАО «
Центрполиграф
», 2007. — 304 с.: ил. —
ISBN 978-5-9524-2869-0
.
Функен Л., Функен Ф.
Средние века. Эпоха ренессанса: Пехота — Кавалерия — Артиллерия / Пер. с франц. М. Б. Ивановой. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 146 с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». —
ISBN 5-17-014796-1
.
«Knights at Tournament» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator)
«German Midieval Armies 1300—1500» by Christopher Gravett (Author) & Angus Mcbride (Illustrator)
«English Midieval Knight 1400—1500» by Christopher Gravett (Author) & Graham Turner (Illustrator)
«Italian Midieval Armies 1300—1500» by David Nicole (Author) & G.A. Embelton (Illustrator)