Interested Article - Джетыасарская культура
- 2021-02-01
- 1
Джетыасарская культура (Джеты-асарская, от каз. Жетиасар — семь (много) крепостей) — археологическая культура раннего железного века и раннего средневековья начала I тыс. до н.э. — IX в н.э. Джетыасарские городища (более 50) расположены на древних протоках Сырдарьи — (Пракувандарья) и расположенная южнее . Основная часть городищ расположена в полосе 45 — 90 км. на левом берегу Сырдарьи, к югу от г. Кызылорды до г. Байконур в Кызылординской области Казахстана .
Носители
Джетыасарская культура связывается одними археологами с культурой древних тохаров и эфталитов , другими — с культурой кангюйских племён . Многие атрибутируют археологическую культуру, близкую к культурами Средней Сырдарьи – и каунчинской , которые считаются кангюйскими, с владением Яньцай , упомянутым в китайских источниках .
По одной из версий происхождения европейских авар , эти племена появились в результате объединения угров ( уары ) и ираноязычных хунни ( хиониты ), первоначально обитавших в районе Аральского моря и бежавших под натиском тюркютов . Гумилёв считал хионитов остатками алано-сарматских племен. В степях между Каспием и Азовом эти два племени были приняты за племя аба (абар), или, как говорит Феофилакт Симокатта «истинных авар». Этой версии придерживался М. И. Артамонов . А. Г. Малявкин отождествлял Яньцай с аварами . Таким образом, некоторые исследователи до некоторой степени связывают жетыасарскую культуру с предками авар . От джетыасарской культуры происходит и . Передвижения осуществлялись под давлением перемещавшихся в конце VI — начале VIII века в пределах джетыасарского ареала новых этнических группировок из среднесырдарьинских районов в основном подвергшихся тюркизации отрарско-каратауского населения, а также тюркских племён Семиречья и Кара-тау .
Городища
Все городища Джетыасарской культуры хорошо укреплены, обязательно приурочены к древнему руслу, в их основе лежат одна или несколько двух-трёх этажных крепостей, по всей видимости выполнявших роль общинных домов. Население занималось ирригационным земледелием, скотоводством и рыболовством, через район городищ проходил важный караванный путь от Тянь-Шаня к устью Волги, и традиционные маршруты миграции кочевых оседлых племен. Наиболее крупные крепости: Алтын-асар (занимающая 17 гектаров), Курайлы-асар, Кара-асар , Базар-асар, Томпак-асар, Жалпак-асар , Бедаик-асар, Большой и Малый Кос-асары. Высота городищ над окружающей равниной от двух до десяти метров. Самое крупное центральное поселение населяли люди из знатного сословия .
Могильники
Городища были окружены могильниками, в которых совершались захоронения в кирпичных склепах, ямах, ямах с нишами, ямах с подбоями. Также встречаются катакомбы. Среди находок – фибулы, ременная гарнитура, зеркала, янтарные и стеклянные бусы, антропо- и зооморфные фигурки и налепы на керамике, золотые украшения, резные иранские геммы (камни-печати), китайский, индийский и другой импорт .
История исследования
Памятники были впервые исследованы Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством С. П. Толстова в 1946—1951. Исследования продолжались в 1973—1993 годах под руководством . Наиболее значительные раскопки городища Алтынасар и прилегающих некрополей были выполнены во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов как охранные работы при строительстве водовода, соединяющего артезианские источники воды в Кызылкумах с городом Ленинск (современный Байконур ).
Периодизация
Л. М. Левиной ещё в конце 60-х — начале 70 годов была детально разработана периодизация и характеристика джетыасарской культуры. Исследовательница в развитии культуры видела три этапа, при этом первый, названный Джетыасар-1, относился к кангюйскому периоду и датировался последними веками до н.э. — концом III—IV вв. н.э. Позже, в 90-х годах, автор удревняет ранний этап до VII—VI веков до н.э. и делит на три самостоятельных хронологических периода: 1а, 1б, 1 в. Датирует их VII—VI вв. до н.э. — последним веками до н.э.; последние века до н.э. — первые века н.э.; II—IV вв. н.э. соответственно .
Примечания
- . annales.info. Дата обращения: 31 июля 2017. 5 августа 2017 года.
- ↑ « от 17 февраля 2020 на Wayback Machine » — Казахстанская энциклопедия.
- ↑ Цуциев А. А. « от 17 февраля 2020 на Wayback Machine » — газета « Северная Осетия », 29.06.2018.
- « от 4 декабря 2020 на Wayback Machine ». — nomadica.ru.
- Медникова М. Б. , Тарасова А. А., Чечеткина О. Ю. « » // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2020. – Т. 25, № 4. – С. 84–102. – DOI: .
- . Дата обращения: 29 января 2023. 29 января 2023 года.
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
- . studwood.ru. Дата обращения: 31 июля 2017.
- . bigenc.ru. Дата обращения: 31 июля 2017. 1 августа 2017 года.
- Свиридов А. Н. Кангюйская проблема в археологии Казахстана. « от 31 марта 2020 на Wayback Machine » № 02 (36), 2012. стр. 113—128.
Литература
- Толстов С. П., «По древним дельтам Окса и Яксарта», М., 1962.
- (недоступная ссылка — ) . ISBN 5-201-00815-1
- ISBN 5-02-017901-9 ( . Архивировано из 31 января 2009 года. )
- Акишев К. А., Байпаков К. М. Вопросы археологии Казахстана. — Алма-Ата: Мектеп, 1979. — 160 с.
Ссылки
- БСЭ : [bse.sci-lib.com/article026022.html Джеты-Асар]
- [mapl41.narod.ru/map2/index28.html L-41-XXVIII - 1 : 200 000 Топографическая карта района Джетыасар]
- 2021-02-01
- 1