Interested Article - Само (народ)
- 2021-02-17
- 1
Само (самоназвание — сану ), другие названия: самого, сан, ниниси , — народ, говорящий на языке юго-восточной подгруппы манде (Brooks 1989: 24). Проживает на территории Мали и Буркина-Фасо . Численность по данным на конец 1990-х годов составляла 319 тыс. человек, из них 240 тыс. человек проживало в Буркина Фасо.
История
Этногенез само связан с экспансией мандинго эпохи древнего государства Мали (XIII—XVI века) и их смешением с автохтонным населением сенуфо и бобо . Включает в себя субэтнические группы матья, сембла и само-гуан в Буркина Фасо и дууни джо в Мали. Говорят на языке само.
Религия
Значительная часть само — мусульмане - сунниты , большинство придерживается традиционных верований — культа плодородия и сил природы. Распространены пляски и песни в масках под аккомпанемент флейт и барабанов, сопровождающие ритуалы, связанные с культом предков.
Традиционные хозяйственные занятия
Традиционно занимаются ручным подсечно-огневым земледелием ( сорго , просо -фонио, рис , хлопок , арахис , батат , бобовые ), животноводством (крупный рогатый скот горбатой породы, козы , овцы , птица ), сезонной охотой. Развиты ремёсла — кузнечное, гончарное, ткацкое. Распространены отходничество на плантации в соседние страны.
Общество
Традиционная семья само большая, патриархальная . Брак патрилокальный. Счёт родства патрилинейный.
Культура
Культура само сочетает элементы культур народов сенуфо и бобо и других народов мандинго.
Жилище и быт
Поселения компактные или разбросанные. Жилище прямоугольное, с плоской крышей или круглое, с конической крышей из травы и пальмовых листьев. Характерны группы башнеобразных зернохранилищ. Поселения само были обнесены высокими стенами с несколькими входами. Ворота быль стол малы и низки, что люди должны были пригибаться при входе. Дома имели несколько входов (Klein 2001: 53).
Традиционная женская одежда — яркая несшитая юбка, у мужчин преобладает одежда европейского покроя.
Пища — растительная с маслом карите и острыми соусами.
Музыка — одним из традиционных музыкальных инструментов является свисток. На них играли собравшись в группы. Свисток имел важную музыкальную и ритуальную роль. Представлял собой абстрактную человеческую фигурку завернутую в кожу рептилии. Подобные свистки есть и у народа бобо (Libin 1977—1978: 25).
Литература
- Андрианов Б. В., Арсеньев В. Р. 1999. Само. Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия. С. 466—467.
- Broks G.E. 1989. Ecological Perspectives on Mande Population Movements, Commercial Networks, and Settlement Patterns from the Atlantic Wet Phase to the Present. History in Africa . Vol. 16. P. 23 — 40.
- Klein M.A. 2001. The Slave Trade and Decentralized Societies. The Journal of African History . Vol. 42. No. 1. P. 49 — 65.
- Libin L. 1977—1978. Musical Instruments in the Metropolitan Museum. The Metropolitan Museum of Art Bulletin, New Series . Vol. 35. No. 3. P. 2 — 48
- 2021-02-17
- 1