Рахимбаев, Абдулло Рахимбаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Химба — народ (20 000 — 50 000 человек ), проживающий в северной Намибии в области Кунене . Химба — кочевой народ , ведущий своё происхождение от народа гереро , говорящий на языке ( англ. Otjihimba ), диалекте языка гереро .
Химба (вместе с гереро ) мигрировали в Намибию из восточной Африки несколько сотен лет назад. Около 150 лет назад гереро отделились от химба и переселились дальше на юг.
Химба занимаются разведением рогатого скота, коз и овец. Женщины являются ответственными за дойку коров. Также женщины заботятся о детях (одна женщина может взять на себя заботу о детях другой). Помимо этого, женщины зачастую выполняют более тяжёлую работу, чем мужчины: носят воду в деревню и строят дома .
Дома химба имеют конусообразную форму и строятся из молодых деревьев, которые затем покрываются грязью и навозом .
Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе культ предков и ритуалы, связанные со священным огнём (окоруво), которые считаются важным связующим звеном между миром живых и загробным миром. Священный огонь поддерживается пока жив глава племени. Когда же он умирает, его дом разрушают, а огонь тушат. Его семья всю ночь совершает ритуальные танцы. Перед похоронами вождя все говорят ему: «Karepo nawa», что можно перевести как «не болей» (Henrica von der Behrens 2003: 64).
Сама религия Химба относится к монотеистической религии, где верховным божеством является Мукуру, также важную роль играют духи предков, считается, что если Мукуру только благословляет, то предки могут и благословлять и проклинать . Каждая семья химба строит в хижине алтарь со священным родовым огнём, где совершается поклонение предкам и Мукуру через каждые 7-8 дней, таким образом, чтобы семья не утеряла связь с предками , которые по поверьям Химба выступают представителями Мукуру, так как тот почти всегда занят и пребывает в потустороннем мире .
Другой важный элемент верования Химба — существованое омити или чёрного колдовства , которым наделены злые люди, способные насылать порчу на остальных или даже внушать тёмные мысли . Некоторые химба верят, что смерть всегда вызывается вследствие омити, которое было использовано против жертвы из корыстных целей , также, что жертвой часто может избираться близкий родственник или любимый человек . Часто Химба для выявления источника омити обращаются к местным знахарям .
Для химба прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в их традиционной культуре. Даже новорожденных младенцев украшают жемчужным ожерельем, а дети постарше носят браслеты из меди, украшенные ракушками .
Женщины химба носят юбки из козлиной кожи, украшенные ракушками и ювелирными изделиями из меди. И мужчины и женщины покрывают своё тело смесью из охры , жира и пепла, чтобы защитить кожу от солнца. Довольно часто в эту пасту (otjize) добавляется ароматическая смола кустарника омузумба (Klaus G. Förg 2004: 145). Эта смесь придает их коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь .
Женщины заплетают друг другу косы и также покрывают их этой смесью. По прическе женщины можно определить её семейное положение. Прически мужчин также отражают их семейное положение. Например, женатые мужчины носят тюрбаны.
Современная одежда у химба практически отсутствует, но если она и появляется, то её получают мужчины.
Из современных предметов быта химба используют только пластиковые бутылки и целлофановые пакетики, для хранения вещей, и украшения .
Из-за сурового климата пустыни, в которой живут химба, и их изолированности от внешнего мира, племя сумело сохранить свой традиционный образ жизни. Химба живут в родовом строе, основанном на .
Согласно концепции билатерального наследования, каждый член племени принадлежит к двум кланам: по отцовской линии (патриклан) и по материнской линии (матриклан). Возглавляют кланы самые старые мужчины. Сыновья живут в клане своего отца и матери, а дочери, когда выходят замуж, отправляются жить в клан мужа.
В середине 1800-х годов химба были разорены племенем нама и им пришлось заниматься охотой. В связи с этими событиями химба получили название тжимба, происходящее от названия животного трубкозуб . Многие химба переселились в Анголу , где их стали называть овахимба, что значит «попрошайка». Лидер химба, Вита, также покинул племя. После Первой мировой войны он переселился со своими людьми обратно в Намибию.
В 1904 году химба подверглись геноциду со стороны немецкой колониальной державы под руководством Лотара фон Трота , которая истребила другие народы Намибии, в частности, гереро и нама .
В 1980-х годах химба практически прекратили своё существование. Жесточайшая засуха погубила 90 % рогатого скота, поэтому многие химба покинули племя и в качестве беженцев отправились в город Опуво.
В 1990-х годах химба начали своё возрождение. Правительство Намибии обеспечивает детей химба мобильными школами.
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|