Interested Article - Классический либерализм

Либерализм
Идеи
Внутренние течения
См. также
Порталы

Класси́ческий либерали́зм политическая идеология , ветвь либерализма , которая утверждает права человека . Классический либерализм особо подчёркивает необходимость экономической свободы .

Классический либерализм был разработан в XIX веке в Европе и США . Несмотря на то, что классический либерализм был построен на идеях, известных ещё в XVIII веке, он ориентирован на новый тип общества , государства , власти , правительства и публичных отношений, которые появились в ответ на индустриальную революцию и урбанизацию . Среди людей, чьи идеи повлияли на классический либерализм, присутствуют Джон Локк , Жан-Батист Сэй , Томас Мальтус , и Давид Рикардо . Их идеи потянули за собой экономику Адама Смита и веру в естественное право , утилитаризм , и прогресс .

В XX веке произошло возрождение интереса к классическому либерализму, возглавляемое экономистами Фридрихом Хайеком и Милтоном Фридманом . Некоторые называют современное развитие классического либерализма « неоклассическим либерализмом », который особо отмечает необходимость минимализации роли государства и сосредоточения его на вопросах обороны , безопасности и правосудия .

Использование термина

Термин классический либерализм был введён, чтобы различать ранний либерализм XIX века, от современного социального либерализма .

Отличия от либертарианства

Либертарианство и классический либерализм — родственные политические течения, имеющие одну и ту же цель: установление общества, строящегося на принципах свободного рынка и максимально возможного невмешательства государства в жизни людей. Различие в том, что классические либералы воспринимают государство как гарант естественных или утилитарно проистекающих прав и свобод граждан , а не как компромисс и необходимое зло, то есть, могут выступать за те полномочия государства, которые они видят утилитарно необходимыми или этически . Кроме позиции по полномочиям государственной власти зачастую у либертарианцев и классических либералов (в особенности утилитарной направленности) также отличаются воззрения на генезис права , демократию , судебную и правоохранительную систему .

Классические либералы выступают за контроль армии , судебной системы, сбор налогов , естественно, малого уровня (в свою очередь некоторые минархисты выступают за добровольные налоги или замену налогов альтернативными пожертвованиями частным компаниям той же отрасли). Некоторые из классических либералов также за интеллектуальную собственность , наличие центрального банка и государственное лицензирование продукции , а в очень редких случаях поддерживающие эту идеологию выступают и за государственное образование .

Классический либерализм исходит из концепции неотчуждаемых естественных прав или утилитарно обосновывает их существование . С позиции либералов и либеральной логики государство является общественным договором , гарантирующим и помогающим людям блюсти и осуществлять их права, а также (более поздние вариации либерализма уже после второй половины XIX века) нести либеральную идеологию по всему миру, ведь с точки зрения либералов все люди (вне зависимости от их расы , национальности или религии ) наделены равными правами, а задача государства состоит в том, чтобы защищать и обеспечивать соблюдение этих прав .

Либертарианство же рассматривает государство как компромисс . Поэтому либертарианцы продолжают отрицательно относиться к государству, даже в форме « ночного сторожа » . У либертарианства нет своей повестки касательно внешней политики кроме принципа о том, что любая деятельность государства в этом отношении может быть направлена только лишь на защиту своих граждан от внешних угроз, и никакое идеологическое основание не может оправдать растрату денег налогоплательщиков на что-то, выходящее за пределы полномочий государства — «ночного сторожа» .

Вопросы, проистекающие как из общего развития экономической науки, так и из общего развития человечества, приводят к глубинным различиям между классическим либерализмом и либертарианством .

См. также

Примечания

  1. Steven M. Dworetz, The Unvarnished Doctrine: Locke, Liberalism, and the American Revolution (1994)
  2. , Liberalism and Republicanism in the Historical Imagination (1992) p. 58
  3. Gerald F. Gaus and , Handbook of Political Theory (2004) p. 422
  4. Hunt, p. 54
  5. Richardson, p. 43
  6. Richardson, p. 52
  7. Фридрих фон Хайек , «Конституция свободы» , страница 60: «…ни Локк, ни Юм, ни Смит, ни Бёрк никогда не утверждали, что „всякий закон — это зло, ибо всякий закон есть нарушение свободы“. Их аргументация никогда не была аргументацией за абсолютное laissez-faire, которое, как видно из самого выражения, также принадлежит французской рационалистической традиции и в своем буквальном смысле никогда не поддерживалось английскими классическими экономистами. Они знали лучше большинства своих будущих критиков, что успешно направляет индивидуальные усилия к общественно полезным целям не какая-то магия, а эволюция „хорошо построенных институтов“, в рамках которых будет происходить примирение „правил и принципов соперничающих интересов и частичных выгод“. В действительности, их аргументация никогда не была сама по себе антигосударственной или анархистской, что было бы логически неизбежным результатом рационалистической доктрины laissez-faire;»
  8. . Либертарианская партия. Дата обращения: 1 сентября 2019. 19 ноября 2019 года.
  9. Ван де Хаар, Эдвин (2015). Степени свободы: либеральная политическая философия и идеология . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство транзакций. ISBN 1-412-85575-6 ,
  10. Ричардсон, Джеймс Л. (2001). Борьба с либерализмом в мировой политике: идеология и власть . с. 36-38. Боулдер, Колорадо: Линн Риннер, Издатели. ISBN 1-55587-939-X ,
  11. Gerald Gaus, Shane D. Courtland, David Schmidtz. Liberalism // от 8 сентября 2018 на Wayback Machine / Edward N. Zalta. — Metaphysics Research Lab, Stanford University, 2018. «Большинство классических либеральных экономистов XIX века одобрили разнообразную государственную политику, охватывающую не только уголовное право и обеспечение выполнения контрактов, но и лицензирование специалистов, правила здравоохранения, безопасности и пожарной безопасности, банковские правила, коммерческую инфраструктуру (дороги, гавани и каналы). и часто поощрял объединение в профсоюзы (Gaus, 1983b). Хотя классический либерализм сегодня часто ассоциируется с либертарианством, более широкая классическая либеральная традиция была сосредоточена на улучшении положения рабочего класса, женщин, чернокожих, иммигрантов и т. д. как сказал Бентам, было сделать бедных богаче, а не богатых беднее (Bentham, 1952 [1795]: т. 1, 226n). Следовательно, классические либералы рассматривают выравнивание богатства и дохода как выходящее за рамки законных целей государственное принуждение.» Дата обращения 1 сентября 2019.
  12. Хант Е. К. (2003). Собственность и пророки: эволюция экономических институтов и идеологий . стр. 51-53. Нью-Йорк: ME Sharpe, Inc. ISBN 0-7656-0608-9 ,
  13. Joyce Oldham Appleby, Professor of History Joyce Appleby. . — Harvard University Press, 1992. — 370 с. — ISBN 9780674530133 . 9 января 2020 года.
  14. Professor of Political Science and Philosophy Gerald F. Gaus, Gerald F. Gaus, Chandran Kukathas, Neal a Maxwell Presidential Chair in Political Theory Public Policy and Public Service in the Department of Political Science Chandran Kukathas. . — SAGE, 2004-08-21. — 468 с. — ISBN 9780761967873 . 10 января 2020 года.
  15. (англ.) . Law & Liberty. Дата обращения: 1 сентября 2019. 2 сентября 2019 года.
  16. Нозик, Роберт (1974). Анархия, Государство и Утопия
  17. . Политком.RU: информационный сайт политических комментариев. Дата обращения: 1 сентября 2019. 2 сентября 2019 года.
  18. Heywood, Andrew (2004). Политическая теория, третье издание: введение . Пальгрейв Макмиллан. ISBN 0-333-96180-3 ,
  19. Грегори, Энтори (10 мая 2004 года). от 12 января 2020 на Wayback Machine . Поразить корень . Получено 26 июня 2019 г.
  20. от 24 июня 2018 на Wayback Machine , Peikoff.com. 7 марта 2011 . Проверен 26 июня 2019 .
  21. от 12 сентября 2014 на Wayback Machine . Peikoff.com. 10 марта 2011 .
Источник —

Same as Классический либерализм