Interested Article - Каирис, Теофилос
- 2021-05-18
- 1
Теофилос Каирис (Феофил Каирис , греч. Θεόφιλος Καΐρης , 19 октября 1784 , Андрос — 13 января 1853 , Сирос ) — греческий просветитель, православный священник, философ и политик. Был отлучён от Элладской православной церкви . Участник Греческой революции .
Биография
Каирис родился на острове Андрос, 19 октября 1784 г. в знатной семье (отец его был старостой острова). Получил при крещении имя Фома. У него было 3 брата, двое из которых впоследствии стали монахами и 3 сестры. Одна из сестёр, Эвантия Каири, (греч. Ευανθία Καΐρη) стала «безоговорочно самой образованной гречанкой своей эпохи», автором воззвания (на французском языке) к женщинам мира в поддержку Греческой революции и автором трагедии Никиратос (греч. Νικήρατος), изданной за подписью «безымянная гречанка» в городе Нафплион в 1826 г., сразу после героического и трагического исхода осаждённых города Месолонгион (см. Третья осада Месолонгиона ) .
Начальное образование Каирис получил на острове при диаконе Якове. В 1794 г. умер его отец, и его дядя по материнской линии, Софроний Кампанакис, приходский священник в храме Св. Георгия в Кидониес (ныне Айвалык ), взял его к себе для продолжения образования. В 1802 г. была создана Академия Кидониес. Каирис поступил в Академию, где изучал филологию и философию у Григория Сарафиса, математику и естественные науки у Вениамина Лесбийского. Последовав за Сарафисом, Каирис продолжил свою учёбу в школе острова Патмос , где преподавал Даниил Керамевс, и в школе острова Хиос , где преподавали Афанасий Париос и Дорофей Пройос. В 1801 г. Каирис стал монахом и был рукоположен в диаконы, приняв имя Теофилос.
В 1803 г. при финансовой поддержке своего дяди и некоторых богатых жителей Кидониес Каирис отправился в Швейцарию, где изучил у педагога Песталоцци организацию учебных заведений. После этого Каирис отправился в итальянскую Пизу , где изучал философию, математику и физику и одновременно посещал лекции физиологии в медицинской школе. В 1807 г. Каирис уехал в Париж , где завершил своё философское образование и близко сошёлся с Кораисом .
В 1810 г. Каирис вернулся в Кидониес и начал преподавать в Академии. В 1811 г. Каирис возглавил Эвангелическую школу Смирны ( Измир ), но в конце года вернулся в Кидониес. В 1812 г. временно оставил Академию из-за разногласий с Сарафисом и Венимианом Лесбийским и обосновался ненадолго на Андросе. По просьбе кидонийцев Каирис вернулся в академию в 1814 г., где преподавал физику, математику и химию. С помощью Кораиса он обогатил библиотеку греческими и иностранными книгами и лабораторным оборудованием для физики, химии, астрономии и географии. В 1819 г. Каирис создал при академии типографию. В том же году посвятил его в тайное общество Филики Этерия .
Греческая революция
Каирис возглавлял Академию до разрушения города турками в июне 1821 года . Вместе с спасёнными греческим флотом жителями города Кидониес Каирис и сотня его учеников были вывезены на остров Псара . В марте 1822 года Дмитрий Ипсиланти послал в поддержку восстания греческого населения Западной Македонии маленький экспедиционный корпус под командованием военачальника . Корпус Саласа на двух кораблях острова Псара и с маленькой группой немецких филэллинов-артиллеристов высадился в Скала Элефтерохори Олимп 13 марта. Каирис принял участие в этой в экспедиции, в ходе которой получил три ранения. Каирис в течение этих двух месяцев вёл дневник, который в начале 20-го века был опубликован профессором Воядзидисом .
После этого Каирис выехал на Пелопоннес , где по приказу командования организовал военный отряд из беженцев из Кидониес. Каирис принял участие в работе Первого национального конгресса в Эпидавре, 20 декабря 1821 − 15 января 1822 г. и во Втором национальном конгрессе в Аструс, 29 марта 27 − 10 апреля 1823 г. В мае 1823 г. года он стал членом комиссии комитета по переработке и исправлении уголовных законов и организации судов. В апреле 1824 г. Каирис подал в отставку с поста депутата по состоянию здоровья, но андриоты настаивали, чтобы он представлял их в парламенте, и в сентябре 1824 г. Каирис вернулся в Пелопоннес. В 1826 г. Каирис был избран представителем Андроса на Третий национальный конгресс Эпидавра, 6 апреля − 16 апреля 1826 г.
В 1828 г. Каирис находился на острове Эгина , где ему было поручено произнести речь по прибытии первого правителя Греции Каподистрия в кафедральном храме 12 января 1828 г. Полный текст этой длинной и «во многом пророческой речи» занимает в труде Д. Фотиадиса «Революция 1821 г.» 6 страниц .
После освобождения
С целью создания на Андросе сиротского приюта и школы для детей погибших в революции Каирис в 1832 году совершил поездку для сбора средств по городам Италии, Франции, Англии, Австрии, южной России, Молдавии и в Константинополь .
В 1835 году король Оттон наградил Каириса Золотым крестом ордена Спасителя ( греч. Χρυσός Σταυρός του Τάγματος του Σωτήρος ) в знак признания его вклада в Освободительную войну. Каирис, как и Фармакидис , отказался принять награду в знак протеста против баварского режима регентов. Такой же была его позиция и когда ему предложили кафедру философии в только что учреждённом Афинском университете в 1837 году.
Он открыл сиротскую приют-школу в сентябре 1835 году.
В школе преподавались все предметы, преподаваемые и в Западной Европе при помощи современного лабораторного оборудования.
Педагогический метод Каириса основывался на самовыражении ученика и либерализме. Он даже называл свои уроки беседами ( συνδιαλέξεις ). Учениками школы были не только сироты, но ими становились и дети из богатых семей, желающие учиться у учителя-новатора.
Под воздействием французских деистов Каирис развил личную веру Теосевия ( Θεοσέβεια — Богопочитание). Это было монотеистическое учение со своими ритуалами и ссылками на равенство и существенную свободу личности. Из-за этой религиозной теории он вскоре стал считаться еретиком и опасным, как для баварских властей, которые видели в его лице смутьяна для народа, так и для официальной церкви.
Священный синод Греческого королевства во главе с митрополитом Кинурии Дионисием потребовал от Каириса выступить с заявлением признания веры ( ομολογία πίστεως ), от которого Каирис отказался как угнетающее его сознание.
Каириса привезли в Афины , где он был судим церковным судом и где, несмотря на его заявление, что он преподаёт не теологию, а философию, и что он не является основателем новой религии, суд принял решение 23 октября 1839 года о снятии его с должности и приказом правительства от 28 октября 1839 года был сослан сначала в монастырь на острове Скиатос , а затем на остров Тира (Санторин) .
19 декабря 1839 года Вселенский патриархат издал циркуляр ( εγκύκλιος ) против Каириса и его антихристова учения ( Περί της νεωστί αναφανείσης αντιχρίστου διδασκαλίας του Θεοσεβισμού ). Через два года Каирис покинул страну и вернулся после Конституционной революции 3 сентября 1843 года, чтобы продолжить работу в сиротском приюте.
Несмотря на то что рапорты двух правителей архипелага Киклады говорили, что Каирис не занимался обращением в свою веру, министр правосудия Волвис на основании документа Синода приказал прокурору острова Сирос возобновить преследование Каириса и его сотрудников. Допрос был завершён 26 апреля 1852 года. Согласно решению суда от 21 декабря 1852 года, Каирис был приговорён к тюремному заключению сроком на два года. Уже больной и в преклонном возрасте Каирис был заключён в тюрьму, где через несколько дней, 13 января 1853 года, умер.
Покойник был захоронен на территории карантина города Эрмуполис , поскольку местный священник не дал разрешения на погребение на кладбище, и был похоронен без службы и в сопровождении полиции. Спустя восемь дней после его смерти Верховный апелляционный суд ( Άρειος Πάγος ) решением № 19/19.1.1853 снял обвинения и реабилитировал Каириса.
Через полвека, 5 мая 1912 года, жители Андроса установили бюст своему земляку с надписью на постаменте: «Учитель Нации, Пожертвовавший всем Отечеству, Отец и защитник сирот» .
Труды
- Γνωστική-Στοιχεία Φιλοσοφίας , εισαγωγή, επιμέλεια, παραρτήματα: Νικήτας Σινιόσογλου. Άνδρος και Αθήνα: Καΐρειος Βιβλιοθήκη και Εκδόσεις Ευρασία 2008
Ссылки
- ↑ Соколов И. И. // Православная богословская энциклопедия . — Петроград, 1903. — Т. IV. Гаага — Донатисты. — Стб. 586.
- [Δημήτρης Φωτιάδης, Ή Επανάσταση του 1821, ΜΕΛΙΣΣΑ, τ.Δ,σ.189]
- [Στέφανος Π. Παπαγεωργίου, Απο το Γένος στο Έθνος ,Παπαζήση Αθήνα 2005, σ.460]
- [Ι.Κ.Βογιατζίδης,Νεοελληνικά ανέκδοτα 1812—1831,ΔΙΕΕ 7 (1910—1918) 26-22]
- [Απόστολος Ε. Βακαλόπουλος ,Επίλεκτες Βασικές Ιστορικές Πηγές της Ελληνικής Επανασταστάσεως ,Βάνιας Θεσσαλονίκη 1990, τ.Β, σ.408-413]
- [Δημήτρης Φωτιάδης, Ή Επανάσταση του 1821, ΜΕΛΙΣΣΑ, τ.Δ,σ.21-28]
- Στέφανος Π. Παπαγεωργίου, Απο το Γένος στο Έθνος, Παπαζήση Αθήνα 2005, σ. 461.
- Δημήτρης Φωτιάδης . Ή Επανάσταση του 1821, ΜΕΛΙΣΣΑ, τ. Δ, σ. 18.
- 2021-05-18
- 1