Interested Article - Восстание кристерос

Перейти к шаблону «История Мексики» История Мексики
До открытия европейцами (до 1519)
Колониальный период (1519—1821)
Период независимости (с 1821)

Восстáние кристéрос ( 1 августа 1926 21 июня 1929 ) — вооружённый конфликт в Мексике между федеральными силами и повстанцами кристерос (Guerra de los Cristeros, самоназвание инсургентов от исп. Cristo Христос ), боровшимися против положений конституции 1917 года , направленных на ограничение роли Римско-католической церкви в стране .

Казнённые кристерос, штат Халиско (1927 год)

Предыстория

Конституция 1917 года лишила церковь права владеть недвижимым имуществом и приобретать его. Упразднялись монастыри, запрещалось религиозное обучение. Кроме этого, был установлен целый ряд ограничений на религиозную деятельность — религиозные акты могли проводиться только в стенах специально отведённых помещений, священникам запрещалось носить церковное облачение в общественных местах, не разрешалось поднимать в проповедях какие-либо политические вопросы. Также все служители церкви лишались избирательных прав . Запрещалась деятельность любых общественных организаций, в названии которых была отражена их связь с религией или церковью .

В начале 1926 года Плутарко Элиас Кальес принял ряд мер по осуществлению антиклерикальной программы конституции. В конце февраля из страны были высланы несколько десятков иностранных священников, не имевших по конституции права отправлять службу на территории Мексики. Президент предложил также изменить или дополнить уголовное законодательство, предусмотрев в нём наказание за нарушение антиклерикальных положений конституции .

В июне был опубликован текст такого закона, вступавшего в силу 1 августа. По новому любой иностранец, продолжавший совершать богослужения на территории Мексики, подлежал штрафу в размере 500 песо или аресту на 15 суток. Такое же наказание предусматривалось для священников, открывавших религиозные школы. Монастыри подлежали немедленному роспуску, а члены обнаруженных монашеских ассоциаций лишались свободы на срок до двух лет. Кроме того, священнослужитель, выступавший с призывами к неповиновению правительству, мог быть лишён свободы на срок от 6 лет, а с критикой конституции — на срок от года до 5 лет .

Командиры кристерос под знаменем восстания

Конфликт

В июле 1926 года мексиканские епископы решили приостановить проведение богослужений в церквях, правительство сочло это решение попыткой настроить народ против государства. Прекращение богослужений положило начало кровопролитному восстанию кристерос.

Наиболее известными лидерами повстанцев были Энрике Горостьета , Хесус Дегольядо (фармацевт), Викториано Рамирес (управляющий) и два священника ( (исп.) и (исп.) ). Непосредственно в боевых действиях участвовало пять священников.

23 февраля 1927 года кристерос одержали первую победу в Сан-Франсиско-дель-Ринкон ( Гуанахуато ), за ней последовала ещё одна — (исп.) ( Халиско ). 19 апреля отец Вега совершил нападение на поезд, перевозивший деньги. В перестрелке был убит его брат. Люди Вега облили вагоны бензином и подожгли их, при этом погиб 51 мирный житель.

Это зверство повернуло общественное мнение против кристерос, и к лету восстание было почти полностью подавлено. Но оно обрело новую жизнь благодаря усилиям неграмотного, но прирождённого партизанского вождя, (исп.) , известного как «El Catorce» (с исп. «четырнадцать»). Легенда гласит, что это прозвище Рамирес получил, потому что во время побега из тюрьмы он убил все 14 человек из отряда, посланного за ним.

Были созданы также и женские бригады кристерос , их задачей был сбор денежных средств, оружия, провианта и информирования для бойцов-мужчин, и уход за ранеными. К концу войны эти формирования насчитывали 25 000 членов. Военные же силы кристерос насчитывали к 1929 году 50 000 человек .

Урегулирование конфликта стало возможным при более лояльно настроенном к церкви президенте Эмилио Портесе Хиле . В 1929 году при содействии США и Ватикана удалось несколько примирить духовенство и мексиканское правительство. Снова было разрешено религиозное воспитание (но не в школах), разрешалась подача ходатайств о реформировании законодательства, церковь была восстановлена в своих имущественных правах — хотя юридически недвижимость по-прежнему находилась в государственной собственности, церковь получала над ней фактический контроль. Это устраивало обе стороны, и духовенство прекратило поддержку инсургентов. Однако большинство повстанцев, чувствуя себя обманутыми, продолжало борьбу в течение нескольких лет.

Война унесла до 250 тысяч жизней: 60 000 человек со стороны федеральных войск, от 25 000 до 50 000 инсургентов -кристерос, и большое число гражданских лиц и уже разоружившихся кристерос, которые были убиты в антиклерикальных рейдах по окончании конфликта .

Последствия

Правительство не выполнило условий перемирия — примерно 500 лидеров кристерос и 5000 рядовых участников сопротивления были расстреляны, часто в своих домах, в присутствии жён и детей. Особенно оскорбительной для католиков стала полная государственная монополия на образование. Преследования были продолжены и во время президентства Ласаро Карденаса , антикатолически настроенного социалиста, и не прекращались до 1940 года , когда президентом стал практикующий католик Мануэль Авила Камачо .

Последствия войны для церкви оказались весьма плачевными. В период с 1926 по 1934 год по меньшей мере 40 священников были убиты . Из 4500 священников, служивших Ватикану до восстания, в 1934 году осталось только 334 (имевших разрешение правительства), на 15 миллионов человек населения. Причиной сокращения количества священников стали эмиграция, высылка и убийства . К 1935 году 17 штатов не имело священников вовсе .

Движение кристерос послужило политико-идеологической первоосновой для ультраправых Текос , действующих в Мексике с середины 1930-х годов.

Только в 1988 году президент Карлос Салинас де Гортари возобновил дипломатические отношения со Святым Престолом , статья 130 Конституции была изменена, и Церкви была предоставлена правосубъектность, что ознаменовало начало нового этапа в отношениях Церкви и государства .

В искусстве

См. также

Комментарии

  1. Повстанческая армия, осуществлявшая вооружённое сопротивление
  2. Общественная организация , осуществлявшая ненасильственное сопротивление

Примечания

  1. Christopher Check от 5 сентября 2011 на Wayback Machine ; This Rock ; p. 17; September 2007; Accessed May 21, 2011
  2. , La Cristiada: A Mexican People's War for Religious Liberty , ISBN 978-0-7570-0315-8 . SquareOne Publishers.
  3. Philippe Levillain p. 1208, 2002 Routledge
  4. от 24 октября 2012 на Wayback Machine , Catholic World Report, June 1, 2012
  5. . Дата обращения: 30 сентября 2022. 23 мая 2022 года.
  6. Jean A. Meyer (1997) [1973]. . Ciudad de México: Siglo XXI Editores, pp. 153. ISBN 968-23-1904-8 .
  7. Lauro López Beltrán (1987). La persecución religiosa en México: Carranza, Obregón, Calles, Portes Gil. Ciudad de México: Tradición. ISBN 978-958-625-143-3 .
  8. Antonio Avitia Hernández (2000). El caudillo sagrado: historia de las rebeliones cristeras en el estado de Durango . Ciudad de México: Miguel E. Schult, pp. 67. ISBN 978-970-92128-0-8 .
  9. Edgar Danés Rojas (2008). Noticias del Edén: la iglesia católica y la Constitución mexicana . Tamaulipas: Universidad Autónoma de Tamaulipas, pp. 82. ISBN 978-970-819-063-3 .
  10. от 1 июня 2014 на Wayback Machine .
  11. , с. 94—95.
  12. , с. 116.
  13. , с. 118—119.
  14. Scheina R. L. . — Dulles, Virginia: Potomac Books, Inc., 2003. — 624 p. — ISBN 9781597974783 .
  15. Van Hove B. от 9 ноября 2017 на Wayback Machine Faith & Reason 1994
  16. Ruiz R. E. . — New York: W. W. Norton & Company, 1993. — P. 393. — 512 p. — ISBN 0393310663 . 29 июля 2018 года.

Литература

  • Ларин Н. С. Борьба церкви с государством в Мексике (Восстание «кристерос» 1926—1929 гг.). — М. : Наука, 1965. — 316 с.
  • Платошкин Н. Н. История Мексиканской революции. Выбор пути 1917—1928 гг. — М. : Университет Дмитрия Пожарского: Руссий Фонд содействия образованию и науке, 2011. — Т. 2. — 456 с. — ISBN 978-5-91244-035-9 .
Источник —

Same as Восстание кристерос