Хвостов, Дмитрий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Ива́нович Донцо́в ( укр. Дмитро Іванович Донцов ; 17 [29] августа 1883 , Мелитополь , Российская империя — 30 марта 1973 , Монреаль , Канада ) — теоретик украинского национализма , философ, основоположник современной версии теории украинского интегрального национализма , предприниматель, государственный деятель, литературный критик и публицист. Идеолог украинской консервативной революции. Редактор журнала « Литературно-научный вестник » и первый руководитель Украинского телеграфного агентства . Автор книг « Национализм », «Крестом и мечом» и «Дух нашей старины».
Идеи и взгляды Донцова, основанные на социал-дарвинизме, национализме и расизме , легли в основу политической платформы ОУН , в большей степени — её бандеровского крыла .
Родился 17 (29) августа 1883 в Мелитополе, в семье торговца сельхозмашинами Ивана Дмитриевича и Ефросиньи Иосифовны (Осиповны) Донцовых . В семье он был средним из пяти детей . В семье говорили по-русски и по-немецки, но читали и украинские книги .
Окончил реальное училище в Мелитополе и в 1900 году отправился в Царское Село , где получил среднее образование и поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет .
В 1905—1907 годах участвовал в деятельности Украинской социал-демократической рабочей партии ( УСДРП ) . Осенью 1905 года был арестован и переправлен в Лукьяновскую тюрьму (Киев) . В ходе общей амнистии был освобождён без суда . В ноябре 1905 года уехал обратно в Санкт-Петербург, но в январе следующего года вернулся в Киев .
В начале 1907 года помогал в редактировании двух номеров газеты « » .
В 1907 году вновь был арестован . Как члену Украинской социал-демократической рабочей партии, ему грозили четыре года каторги , но благодаря ходатайству родственников он был освобождён на поруки после 8 месяцев пребывания в Лукьяновской тюрьме .
12 апреля 1908 года переехал во Львов . Некоторое время лечился в Закопане , где познакомился с создателем отрицавшей тогда шовинизм и ксенофобию теории украинского интегрального национализма В. Липинским .
В 1909 году он считал главной целью украинского пролетариата свержение абсолютизма и автономию Украины в демократической России. Работы Донцова того времени были направлены против всех украинских групп и партий, которые стояли на «буржуазно-националистических» позициях .
С 1909 по 1911 год был вольным слушателем юридического факультета Венского университета , где познакомился с Марией Михайловной Бачинской, на которой и женился 17 мая 1912 года .
С 1911 года жил во Львове, занимался журналистикой .
С течением времени публикации Донцова стали приобретать антироссийскую направленность, он начинает критиковать «москвофильство», заявлять, что украинство должно «отгородиться» от России и обратиться к западноевропейской культуре . В 1913 году, выступая во Львове на Втором украинском студенческом съезде с докладом «Современное положение нации и наши задачи», Донцов заявлял, что в грядущей войне следует ориентироваться на Германию и Австрию и что не стать на сторону врагов России будет « преступлением перед нацией и будущим ». Донцов заявлял, в частности: « Австро-Венгрия стоит перед дилеммой: или разделить судьбу Турции, или стать орудием новой революции новых народов Восточной Европы… Актуален не лозунг самостоятельности. Актуальным, более реальным и быстрее достижимым является лозунг отделения от России, уничтожения всякого объединения с нею, — политический сепаратизм » .
В 1913 году Донцов по идейным соображениям вышел из УСДРП .
4 августа 1914 года вместе с В. Дорошенко , , Жуком , М. Меленевским и Скоропись-Иолтуховским возглавил Союз освобождения Украины (СВУ) во Львове , который призывал украинцев выступить на стороне Австрии против России.
В связи с наступлением русских войск в Галиции, вместе с другими членами руководства СВУ переехал в Вену . В конце 1914 года Донцов вышел из СВУ и переехал с женой в Берлин, где возглавил Украинскую информационную службу ( ) . Здесь, в частности, издал брошюру на немецком языке под заглавием «Украинское государство и война против России», в которой доказывал, что Россию нельзя остановить на пути к всемирному господству иначе, как разделив её, при этом отделяемые от Московской империи территории должны представлять собой достаточно сильные автономные единицы, способные сдержать российскую экспансию. Украина с населением в 30 миллионов, по мнению Донцова, — самая подходящая территория для этой цели, так как она имеет необходимые исторические традиции. Для Германии и Австрии это единственная возможность раз и навсегда избавиться от панславистской угрозы; для этого достаточно восстановить прежнюю свободу Украины и оказать покровительство этому новому государству, а тем самым и окончательно обеспечить политическое равновесие в Европе .
В 1916 году переехал в Берн, где возглавлял Бюро народов России (БНР) . В конце марта 1917 года возвратился во Львов, где окончил обучение, получив степень доктора права во Львовском университете .
В 1917 году примкнул к Украинской Центральной раде . В марте 1918 года Донцов переехал в Киев, где включился в работу Украинской демократическо-хлеборобской партии . С 24 мая 1918 года возглавлял Бюро прессы и Украинское телеграфное агентство при Гетманском правительстве П. Скоропадского .
С 14 ноября 1918 года, после провозглашения Скоропадским федерации с Россией, Донцов считал себя более не связанным с гетманом какими-либо обязательствами и уже 25 ноября 1918 года опубликовал статью, осуждающую гетмана .
В 1919 году примкнул к Директории . По предложению Е. Коновальца и С. Петлюры уехал в Вену с дипломатической миссией . В середине февраля 1919 года переехал в Берн, где руководил отделом информации и печати украинского представительства в Швейцарии .
В феврале 1921 года переехал в Вену в связи с ликвидацией украинских дипломатических миссий . В январе 1922 года получил разрешение Польши на переезд во Львов, где проживал до сентября 1939 года .
По предложению Евгения Коновальца (как руководителя Украинской войсковой организации ) был редактором журнала « Литературно-научный вестник » .
С приходом в Италии к власти Бенито Муссолини , Дмитрий Донцов проникается его политикой, восхищается им лично . Под влиянием западноевропейских фашистских идей написал и издал книгу «Национализм», в которой изложил доктрину интегрального национализма, которую, в свою очередь, взяла в качестве официальной идеологии Организация украинских националистов (ОУН).
Донцов также работал редактором журнала « » с 1 апреля 1923 по 1924 год . После неудачи с использованием этого журнала как базы для националистической организации он, по его словам, навсегда оставил попытки участия в практической политике .
В конце 1932 года издание « Литературно-научного вестника » прекращается ввиду недостатка финансов, но Донцова это не останавливает . Под названием « » (или просто «Вестник») он продолжает выпускать журнал в частном порядке в течение 1933—1939 годов . В конце августа 1939 года выходит последний — 9 выпуск .
Приход к власти в Германии НСДАП встречает с одобрением . Пишет предисловие к книге «Гитлер», в котором говорит об огромной актуальности « гитлеризма » для украинцев .
1 сентября 1939 года польская полиция арестовывает Донцова и помещает его в концлагерь « Берёза Картузская », где он находится до падения Польского государства . Выйдя из заключения, Донцов переезжает в Берлин, где находится до лета 1940 года, пока на него не подал в гестапо донос украинский эмигрант А. Севрюк . Но арестован он не был и после выяснения дела уехал в Бухарест, где пробыл до середины 1941 года .
С началом Великой Отечественной войны Донцов вернулся в Берлин, а оттуда в Ригу . В 1943—1944 годах Донцов в последний раз посещает Львов и к концу Второй мировой войны оказывается в американской оккупационной зоне Германии, откуда переезжает в Париж .
Советские власти внесли Донцова в список военных преступников и требовали его выдачи .
Донцов переезжает в Великобританию, а вскоре после этого в США. С 1947 года и до смерти прожил в Канаде . С 1949 по 1952 годы преподавал украинскую литературу в Монреальском университете , сотрудничал с украиноязычными изданиями, занимался писательской деятельностью, но постоянной работы не имел . Пытался создать журнал или наладить сотрудничество с ОУН, но неудачно .
В Торонто он выпустил ещё одну книгу («Крестом и мечом»), где в который раз выступил сторонником « теории элит » итальянских социологов Г. Моски и В. Парето .
В послевоенных переизданиях своих старых работ правил многие моменты, в частности те, в которых высказывался о фашизме комплиментарно. Подобным правкам он подвергал даже чужие цитаты, которые когда-то приводил в своих статьях в «Вестнике» .
Умер 30 марта 1973 года и похоронен на украинском кладбище в Саут-Баунд-Брук , США .
В своей программной работе «Национализм» (1926) Донцов провозглашал идеи интегрального национализма и осуждал сторонников идей Михаила Драгоманова , широко популярных до Первой мировой войны в среде украинской интеллигенции.
Суть доктрины состоит из трёх постулатов:
В своих выводах Донцов опирался на популярный в начале XX в. социал-дарвинизм , где нация понималась как своего рода вид в природе — такой же, как, например, собаки, кошки, львы и пр… Нация находится в перманентном состоянии конкуренции, а следовательно, войны за выживание. Отсюда следует, что война — неизбежная вещь, а войны между нациями вечны.
По мнению Донцова, украинская нация, если она намерена войти на равных в уже существующий мировой порядок наравне со сложившимися (как французы или британцы), должна иметь иерархию. Во главе должен находиться лидер или вождь, далее «инициативное меньшинство» — у Донцова элита или орден, — под которым народ — у Донцова масса или чернь. Принадлежащие к правящей касте «не знают ни милосердия, ни человечности в отношении личности».
По Донцову, истоками национализма являются следующие универсальные принципы, которыми в конечном счёте руководствуются все нации в борьбе друг с другом:
В книге «Дух нашей старины» Донцов пишет, что необходимо выделить из украинского народа специальную «расовую касту» — аристократичных нордийцев .
Считал он также, что необходимо распространять взаимное недоверие, сеять ненависть к своим, приносить «раздор в родной дом» ради объединения носителей одних идей против других .
Неоднократно в своих произведениях провозглашал лозунги «Киев против Москвы», «Прочь от России».
В своих произведениях чаще использовал понятия «московство», «московское», «московиты».
Выступал критиком коммунизма и большевизма как его составной части.
Также неоднократно вступал в заочную полемику с жившим в эмиграции видным политическим деятелем Украинской Центральной рады Владимиром Винниченко . Тот, в свою очередь, отвечал взаимностью, называя Донцова «человеком, который призывает ходить в церковь, а сам остаётся безбожным».
Современный российский историк Михаил Смолин отмечает, что направление философии «украинского сепаратизма» Донцова было более радикальным, нежели более ранняя позиция Михаила Грушевского , а сам Донцов был безусловным русофобом .
Украинский историк Михаил Демкович-Добрянский в своей работе [ какой? ] (размещённой в 1-м выпуске мюнхенского журнала «Проблемы») 1947 года оценивал Донцова как весомую фигуру в формировании украинского национализма, а говоря о тезисе об аморальности национализма, которые Донцов пропагандировал в «Литературно-научном вестнике», называл это находкой в политической борьбе, отмечая, что тем самым он впустил демонов в украинского человека.
Участница ОУН, а затем УПА в своей книге «Тисяча доріг» утверждала, что приписываемое [ кем? ] Донцову влияние на молодёжь Галичины, где украинское национальное движение возглавлялось ОУН, в межвоенный период сильно преувеличено. Ни она сама, ни её товарищи не читали его книг и статей, и познакомиться с ними многие участники украинского националистического партизанского движения и подполья смогли уже только в эмиграции после Второй мировой войны. Гораздо более значительным воздействие трудов намеренно беспартийного Донцова, старшие брат и сестра которого были видными деятелями ВКП(б), судя по продажам книг, было на Волыни, где до Второй мировой войны влияние ОУН было ничтожным, а украинское движение возглавлялось Коммунистической партией Западной Украины . Единственным известным деятелем ОУН Волыни до войны был этнический поляк Роман Бжеский : этнических украинцев Волыни ОУН до войны не интересовала, а труды Донцова читались как труды украинского национального деятеля и родственника видных коммунистов, с ОУН его на Волыни никак не связывали. В связи с этим советская власть считала Донцова главным идеологом Волынской резни , а участие в ней разочаровавшегося в Советской власти населения, ранее распропагандированного, пусть и с помощью трудов Донцова и книг его издательства, КПЗУ и украинским движением в целом, руководимым на Волыни коммунистами, объяснила исключительно террором ОУН. Впрочем, отряды УПА и их службы безопасности действительно возглавлялись галичанами из ОУН, и террор против не желавших участвовать в резне действительно имел место.
«Der», «Die», «Gross-Polen», «Iсторія», «Де», «Московська», «Підстави», «Рік», «Сучасне», «Українська», «Якою»