Interested Article - День мёртвых
- 2020-10-30
- 1
Нематериальное наследие ЮНЕСКО | |
День мёртвых | |
---|---|
Страна | Мексика |
Область | Религия , Фольклор |
Ссылка | |
Включение | 2008 год (3-я сессия) |
День мёртвых
(
исп.
El Día de Muertos
) — праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно
1
и
2 ноября
в
Мексике
,
Гватемале
,
Гондурасе
,
Сальвадор
. По поверью, в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам
майя
и
ацтекам
, которые приносили дары богине
Миктлансиуатль
и сооружали стены с изображением черепов —
цомпантли
.
Празднование календарно совпадает с двумя католическими праздниками — Днём всех святых (1 ноября) и Днём всех душ (2 ноября). Традиции, связанные с праздником, включают в себя создание частных алтарей в честь покойного, включающие черепа из сахара, бархатцы, любимые продукты и напитки умершего и посещение могилы с этими подарками.
В 2003 году праздник был включён ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества .
В эти дни устраивается карнавал , готовятся сладости в виде черепов и фигурок одетых женских скелетов, напоминающих Катрину .
В 2004 году студенты Национального автономного университета Мексики выстроили из 5667 сахарных, шоколадных и карамельных черепов стену, что на 2667 черепов превышает прежнюю стену. Стена занесена в Книгу рекордов Гиннесса .
Ко Дню мёртвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой.
Происхождение праздника
День мёртвых стали отмечать на территории современной Мексики ещё древние народы, такие как ольмеки и майя . По мнению учёных, ритуалы , связанные с почитанием умерших, отмечались ещё 2500—3000 лет назад. В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших — как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов, они должны были символизировать смерть и воскрешение.
Во времена империи ацтеков праздник, похожий на День мёртвых, отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, который приходится на современный август. Ацтеки праздновали этот праздник целый месяц, во время которого почиталась богиня Миктлансиуатль — богиня смерти. В современной мифологии этой богине соответствует символ Катрины. Во многих областях Мексики этот праздник празднуется в течение двух дней: 1 ноября почитают умерших детей и младенцев, который ещё называют Днём ангелочков ( исп. Día de los Angelitos ); 2 ноября, в День умерших ( исп. Día de los Difuntos ), почитают всех взрослых мертвецов.
Культурное и религиозное значение
Многие из тех, кто отмечает этот праздник, верят, что в День мёртвых души умерших могут посетить живых родственников и друзей. В этот день люди посещают кладбища, чтобы пообщаться с душами умерших, на могилах строят алтари с фотографиями и реликвиями, приносят любимые напитки и еду умерших. Все это делается для того, чтобы побудить душу усопшего посетить живых. Иногда празднования приобретают весёлую окраску, когда родственники умерших вспоминают у надгробия смешные или веселые факты из жизни умершего.
Празднование Дня мёртвых в разных регионах имеет свои отличия. Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года, когда понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования 1 и 2 ноября родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Очень часто в украшениях на могилах используют специальные цветы — оранжевые бархатцы , которые по повериям притягивают души умерших. В Мексике эти цветы называются «цветы мёртвых» ( исп. Flor de Muerto ). В День ангелочков приносят игрушки для детей и сладости. Для взрослых же чаще всего приносят текилу , пиво и другие алкогольные напитки.
В Мадриде мексиканский Алтарь мёртвых можно увидеть в дни праздника в Институте Сервантеса , где его уже два года подряд выстраивают преподаватели из Мексики .
-
Сахарные головы
-
Хлеб Мёртвых — традиционная выпечка ко Дню мёртвых
-
Цветы мёртвых — оранжевые бархатцы
-
Алтарь мёртвых в Институте Сервантеса
-
Фото Патрика Суэйзи на алтаре по случаю Дня мёртвых в Канаде
-
Алтарь днем
-
Алтарь ночью
В искусстве
- Фильм Прибытие(1996, реж. Девид Туи) герой Чарли Шина попадает в Мексику в День мертвых.
- Октавио Пас . День всех святых, праздник мёртвых // Он же. Поэзия. Критика. Эротика. М.: Русское феноменологическое общество, 1996, с. 22—35.
- Рэй Брэдбери . Канун всех святых, День мертвых, Следующий, Сахарный череп.
- Четвёртый студийный альбом группы « Hollywood Undead », вышедший в 2015 году, назван « Day of the Dead ».
- Песня Voltaire «Day of the Dead» и её испаноязычный вариант «Dia de los Muertos».
- Песня Inkubus Sukkubus «Dia de los Muertos».
- Песня Hammerfall «Dia de los Muertos».
- Песня Grave Digger «Dia de los Muertos».
- С Днём мёртвых связана сюжетная линия одного из эпизодов мультсериала « Эль Тигре: Приключения Мэнни Риверы » (эпизод «Grave Escape», в русском переводе — «Побег из могилы»).
- В мультфильме « Книга жизни » описывается романтическая история любви на фоне празднования Дня мертвых в Мексике, рассказчиками которой отчасти выступают Катрина и Шибальба.
- День Мёртвых и мексиканская культура почитания мёртвых является основой сюжета игры Grim Fandango .
- Песня Оргии Праведников «Flores de Muertos» с альбома «Для тех, кто видит сны, vol. 2».
- В клипах Nelly Furtado — Day and night и Lilly Wood & The Prick — Prayer in C использован грим традиционный для Дня мёртвых.
- В мультфильме « » действие происходит во время празднования Дня мёртвых.
- В клипе Fall Out Boy — HOLD ME TIGHT OR DON’T действие происходит во время празднования Дня мёртвых.
- В мультфильме « Тайна Коко » сюжет происходит в ночь празднования Дня мёртвых в Мексике .
- Фильм « 007: Спектр» об агенте Джеймсе Бонде (премьера 2015 г., реж. Сэм Мендес ) начинается непосредственно в День мёртвых в Мехико на уличном карнавале. Главный герой облачен в костюм скелета, его лицо закрыто маской черепа, в его руках традиционная трость , а на голове цилиндр .
- Фильм « Кэндимен 3: День мертвецов» (премьера 1999 г., реж. ).
- Фильм « Вампиры 2: День мёртвых» (премьера 2002 г., реж. ).
- Мультфильм « Сельма в городе призраков » (оригинальное название Día de muertos , премьера 2019, реж. Карлос Гутьеррес Медрано).
Нематериальное наследие
ЮНЕСКО
, номинация
№ 00054
• |
См. также
Примечания
- . Travel.ru (22 октября 2007). Дата обращения: 16 октября 2008. 6 апреля 2008 года.
- ↑ . Travel.ru (1 ноября 2007). Дата обращения: 16 октября 2008. 19 октября 2008 года.
- . Дата обращения: 6 мая 2011. 11 ноября 2013 года.
- Barnes, Brooks (2015-08-14). . The New York Times . из оригинала 16 августа 2017 . Дата обращения: 5 апреля 2017 .
- (англ.) . Spectre. Дата обращения: 28 октября 2018. 3 мая 2017 года.
Литература
- Andrade, Mary J. Day of the Dead A Passion for Life — Día de los Muertos Pasión por la Vida . La Oferta Publishing, 2007. ISBN 978-0-9791624-04
- Anguiano, Mariana, et al. Las tradiciones de Día de Muertos en México . Mexico City 1987.
- Brandes, Stanley. Sugar, Colonialism, and Death: On the Origins of Mexico's Day of the Dead (англ.) // Vol. 39 . — P. 270—299 . — doi : . : journal. — 1997. —
- Brandes, Stanley. The Day of the Dead, Halloween, and the Quest for Mexican National Identity (англ.) // Vol. 442 . — P. 359—380 . — doi : . : journal. — 1998. —
- Brandes, Stanley. (неопр.) // Ethnohistory. — Duke University Press, 1998. — Т. 45 . — С. 181—218 . — doi : .
- Brandes, Stanley. (неопр.) . — Blackwell Publishing , 2006. — С. 232. — ISBN 1-4051-5247-8 .
- Cadafalch, Antoni. The Day of the Dead . Korero Books, 2011. ISBN 978-1-907621-01-7
- Carmichael, Elizabeth; Sayer, Chloe. The Skeleton at the Feast: The Day of the Dead in Mexico . Great Britain: The Bath Press, 1991. ISBN 0-7141-2503-2
- Conklin, Paul. Death Takes a Holiday (неопр.) // U.S. Catholic. — 2001. — Т. 66 . — С. 38—41 .
- Garcia-Rivera, Alex. Death Takes a Holiday (неопр.) // U.S. Catholic. — 1997. — Т. 62 . — С. 50 .
- Haley, Shawn D.; Fukuda, Curt. Day of the Dead: When Two Worlds Meet in Oaxaca . Berhahn Books, 2004. ISBN 1-84545-083-3
- Lane, Sarah and Marilyn Turkovich, Días de los Muertos/Days of the Dead. Chicago 1987.
- Lomnitz, Claudio. Death and the Idea of Mexico . Zone Books, 2005. ISBN 1-890951-53-6
- Matos Moctezuma, Eduardo, et al. "Miccahuitl: El culto a la muerte, " Special issue of Artes de México 145 (1971)
- Nutini, Hugo G. Todos Santos in Rural Tlaxcala: A Syncretic, Expressive, and Symbolic Analysis of the Cult of the Dead. Princeton 1988.
- Oliver Vega, Beatriz, et al. The Days of the Dead, a Mexican Tradition. Mexico City 1988.
- Roy, Ann. A Crack Between the Worlds (неопр.) // Commonwealth. — 1995. — Т. 122 . — С. 13—16 .
Ссылки
- Миронова, Марина; Константин Калишко.: . Моя планета (29 августа 2014).
- . Bueno Latina (18 ноября 2012).
- 2020-10-30
- 1