Арройо дель Рио, Карлос Альберто
- 1 year ago
- 0
- 0
Доло́рес дель Ри́о ( исп. [doˈloɾez ðel ˈri.o]; урождённая Мария де лос Долорес Асунсоло-и-Лопес Негрете ( исп. María de los Dolores Asúnsolo y López Negrete ); 3 августа 1904 — 11 апреля 1983) — мексиканская актриса, танцовщица и певица. Считается первой женщиной — крупной латиноамериканской звездой в Голливуде , с выдающейся карьерой в американском кино в 1920-е и 1930-е годы. Являлась одной из самых важных женских фигур Золотого века мексиканского кино . Дель Рио также запомнилась как одна из самых красивых актрис за все время существования кинематографа .
После того как её талант заметили в Мексике , она начала свою кинокарьеру в Голливуде в 1925 году. У неё были роли в ряде успешных « немых » фильмов, включая « » (1927), « » (1928) и «Евангелина» (1929). Дель Рио стала считаться своего рода женской версией Рудольфа Валентино , «женского латиноамериканского любовника» .
С появлением звука Дель Рио снималась в самых разных жанрах кино — от современных криминальных мелодрам до музыкальных комедий и романтических драм. Среди её самых успешных фильмов того десятилетия — « » (1932), « Полет в Рио » (1933) и « » (1934). В начале 1940-х годов, когда голливудская карьера начала приходить в упадок, Дель Рио вернулась в Мексику и присоединилась к мексиканской киноиндустрии, которая в то время была на пике своего развития.
Когда Дель Рио вернулась на родину, она стала одной из самых важных звезд Золотого века мексиканского кино. Серия мексиканских фильмов с ней в главной роли стала киноклассикой и способствовала продвижению мексиканского кинематографа во всём мире. Из них особенно выделяется получившая признание критиков « Мария Канделария » (1943). На протяжении 1950-х годов Дель Рио оставалась активной, главным образом, в мексиканских фильмах. В 1960 году она вернулась в Голливуд и в последующие годы снималась в мексиканских и американских фильмах. С конца 1950-х и до начала 1970-х годов она также успешно играла в театре в Мексике и появилась в некоторых американских телесериалах.
Дель Рио по сей день считается легендарной фигурой американского и мексиканского кинематографа, а также мировой квинтэссенцией женского лица Мексики .
Мария де лос Долорес Асунсоло-и-Лопес-Негрете родилась в Виктория-де-Дуранго . Является дочерью Иисуса Леонардо Асунсоло Жака (Jesus Leonardo Asúnsolo Jacques) — директора банка штата Дуранго из семьи богатых фермеров, и Антонии Лопес-Негрете, принадлежавшей к одной из самых богатых семей страны, чья родословная восходила к испанской королевской знати .
Её родители были членами мексиканской аристократии, существовавшей при порфиризме (период в истории Мексики, когда диктатор Порфирио Диас был президентом). Со стороны матери она приходилась двоюродной сестрой режиссеру Хулио Брачо , актёру Рамону Новарро (одному из «латиноамериканских любовников» «немого» кино) и Андреа Пальме (Andrea Palma) — ещё одной выдающейся актрисе мексиканского кинематографа. По отцовской линии она была двоюродной сестрой мексиканского скульптора Игнасио Асунсоло (Ignacio Asúnsolo) и общественной активистки Марии Асунсоло (María Asúnsolo) .
Её семья потеряла всё своё имущество во время Мексиканской революции (1910—1917) . Аристократические семьи штата Дуранго оказались в очаге восстания, которое возглавлял генерал Панчо Вилья . Семья Асунсоло решила бежать. Отец Долорес решил бежать в Соединённые Штаты Америки, в то время как его дочь и супруга — Антония — бежали в Мехико на поезде, переодевшись крестьянами . В 1912 году семья Асунсоло воссоединилась в Мехико и жила под покровительством тогдашнего президента Франсиско Игнасио Мадеро , двоюродного брата Антонии. Долорес посещала колледж Святого Иосифа, управляемый французскими монахинями и расположенный в Мехико.
В 1919 году тогдашняя 15-летняя Долорес увидела выступление русской балерины Анны Павловой , которое повлияло на её становление как танцовщицы. Она утвердилась в своём решении позже, когда посмотрела выступление Антонии Мерсе-и-Луке («Архентина») в Мехико — Долорес убедила мать разрешить ей брать уроки танцев у известного преподавателя Фелипиты Лопес. Однако она страдала от большой неуверенности в себе и чувствовала себя «гадким утенком». Мать Долорес заказала известному художнику Альфредо Рамосу Мартинесу, который рисовал мексиканскую аристократию, написать портрет своей дочери. Портрет помог ей преодолеть свою неуверенность .
В 1921 году, в возрасте 17 лет, Долорес была приглашена группой мексиканских женщин танцевать на благотворительном вечере в пользу местной больницы. На этой вечеринке она познакомилась с Хайме Мартинесом дель Рио-и-Виньентом, выходцем из богатой семьи. Хайме получил образование в Англии и провёл некоторое время в Европе. После двухмесячного ухаживания молодого человека пара поженилась 11 апреля 1921 года. Их медовый месяц в Европе длился два года. Хайме поддерживал тесные связи с европейскими аристократическими кругами. В Испании Долорес снова танцевала в благотворительном вечере для раненых солдат в битве при Мелилье (1921) во время Рифской войны . Монархи Испании Альфонсо XIII и Виктория Евгения горячо поблагодарили Долорес, и королева подарила ей свою фотографию. В 1924 году супруги вернулись в Мексику. Они решили жить на ранчо Хайме в Дуранго, где хлопок был основной статьёй дохода. Но после того, как хлопковый рынок пережил стремительное падение, пара оказалась на грани разорения. В то же время Долорес обнаружила, что беременна. К сожалению, у неё случился выкидыш, после которого она больше никогда не имела детей . Супруги решили поселиться в Мехико.
В начале 1925 года Долорес познакомилась с американским режиссером Эдвином Кэруи, влиятельным режиссером «Фёрст Нэшнл» (First National Pictures) , который был в Мексике на свадьбе актеров Берта Лителла и Клер Виндзор . Кэруи был очарован Долорес и добился приглашения к ней домой через художника Адольфо Беста Могарда. Вечером Долорес танцевала, а муж аккомпанировал ей на пианино. Кэруи пригласил пару работать в Голливуде и убедил Хайме, сказав, что может превратить свою жену в кинозвезду. Хайме подумал, что это предложение может быть ответом на их экономические потребности. В Голливуде он мог бы осуществить свою давнюю мечту — писать сценарии. Нарушив все каноны мексиканского общества того времени и вопреки желанию своей семьи, они отправились поездом в Соединённые Штаты Америки .
Эдвин Кэруи становится для Дель Рио агентом, менеджером, продюсером и режиссером. Её имя было сокращено до «Долорес Дель Рио» (с неправильной заглавной буквой «Д» в артикле «дель»). Кэруи организовал для неё широкую рекламу с намерением превратить её в звезду уровня Рудольфа Валентино .
В рамках рекламной кампании Кэруи появились статьи о Долорес в крупных голливудских журналах:
«Долорес Дель Рио, наследница и первая леди высшего мексиканского общества, приехала в Голливуд с грузом платков и гребней стоимостью в 50 000 долларов (говорят, что она самая богатая девушка в своей стране благодаря богатству мужа и родителей). Она дебютирует в фильме „Джоанна“ под руководством своего первооткрывателя Эдвина Кэруи» .
Она дебютировала в кино в фильме «Джоанна» (1925) режиссера Кэруи, который вышел на экраны в том же году. В фильме Дель Рио появляется всего на пять минут и играет роль Карлотты де Сильва — вампирши испано-бразильского происхождения . Продолжая свою рекламную кампанию для Дель Рио, Кэруи утвердил её на второстепенную роль в фильме «Прожигатели жизни» (High Steppers, 1926) с Мэри Астор в главной роли. Карл Леммле , глава Universal Studios , пригласил на кастинг Дель Рио, чтобы снять её в комедии «Весь город говорит» (The Whole Town’s Talking, 1926). Эти фильмы не были большими хитами, но помогли увеличить её авторитет среди кинопублики. Дель Рио получила свою первую главную роль в комедии «Прежде всего друзья» (Pals First, 1926), также снятой режиссёром Кэруи и считающейся потерянной .
Кинорежиссёр Рауль Уолш позвонил дель Рио, чтобы снять её в военной комедии « Какова цена славы? » (1926), которая имела коммерческий успех, став вторым самым кассовым фильмом года, собрав почти 2 миллиона долларов только в Соединённых Штатах Америки . В том же году, благодаря замечательному прогрессу в своей карьере, она была выбрана в качестве одной из звёзд Wampas Baby 1926 года, наряду с другими новичками: Джоан Кроуфорд, Мэри Астор, Джанет Гейнор, Фэй Рэй и другими .
Кэруи при поддержке «Юнайтед Артистс» (United Artists) снял и спродюсировал «Воскресение» (1927) по роману Льва Толстого . Дель Рио была выбрана в качестве героини, а Род Ла Рок снялся в главной роли . Благодаря успеху фильма компания Fox Film быстро приступила к съёмкам «Любовные истории Кармен» (The Loves of Carmen, 1927), также снятого режиссёром Раулем Уолшем . Fox Film позвала её сняться в фильме «Нет другой женщины» (No Other Woman, 1928) режиссёра Лу Теллегена .
Когда у актрисы Рене Адоре начали проявляться симптомы туберкулёза , Дель Рио была выбрана на главную роль в фильме MGM «След '98» (The Trail of '98", 1928) режиссёра Кларенса Брауна . Фильм имел огромный успех и принёс положительные отзывы критиков. Примерно в то же время она была нанята компанией United Artists для третьей экранизации успешного романа «Рамона» (1928) режиссера Кэруи. Успеху фильма способствовала одноименная музыкальная тема, написанная Луисом Волфом Гилбертом и записанная Дель Рио. «Рамона» была первым фильмом United Artists с синхронизированным звуком.
В конце 1928 года Голливуд озаботился переходом на звуковое кино. 29 марта в бунгало Мэри Пикфорд United Artists собрала Пикфорд, Дель Рио, Дугласа Фэрбенкса , Чарльза Чаплина , Норму Толмадж , Глорию Свенсон , Джона Бэрримора и Д. У. Гриффита , чтобы выступить на радио-шоу «Час братьев Додж (The Dodge Brothers Hour)» и показать, что они могут справиться с озвучиванием фильмов. Дель Рио удивила публику, спев «Рамону» — доказав, что она актриса, обладающая навыками звукового кино .
По мере процветания карьеры личная жизнь Долорес становилась бурной. Её брак с Хайме Мартинесом закончился в 1928 году. Разногласия между супругами возникли после того, как они обосновались в Голливуде. В Мексике она была женой Хайме Мартинеса дель Рио, но в Голливуде Хайме стал мужем кинозвезды. К семейным трудностям добавилась психологическая травма от выкидыша , и Дель Рио посоветовали не заводить детей. После недолгой разлуки Долорес подала на развод. Через полгода она получила известие, что Хайме умер в Германии. Как будто этого было недостаточно, Дель Рио пришлось страдать от непрекращающихся преследований со стороны своего первооткрывателя, Эдвина Кэруи, который не прекращал своих попыток завоевать её .
Дель Рио снялась в своём третьем фильме у Рауля Уолша «Красный танец» (The Red Dance, 1928) . Её следующим проектом стала « » (1929) — «немой» фильм United Artists, поставленный Кэруи, по эпической поэме Генри Уодсворта Лонгфелло . Кинокартина сопровождалась тематической песней, написанной Элом Джолсоном и Билли Роузом, которую исполнила Дель Рио. Как и «Рамона», фильм был выпущен с подборкой диалогов, музыки и звуковых эффектов на граммофонной пластинке « Витафон ».
Эдвин Кэруи не оставлял своих попыток жениться на Дель Рио с намерением, чтобы они стали знаменитой голливудской парой. Кэруи подготовил развод с женой Мэри Аткин и посеял ложные слухи в рекламных кампаниях своих фильмов. Во время съёмок «Евангелины» киностудия убедила Дель Рио отделиться с художественной точки зрения и профессионально от Кэруи, у которого всё ещё был эксклюзивный контракт с актрисой .
В Нью-Йорке после успешной премьеры «Евангелины» Дель Рио заявила журналистам: «Мы с мистером Кэруи просто друзья и товарищи по искусству кино. Я не выйду замуж за Мистера Кэруи» . В конце концов она расторгла с ним свой контракт. Разъярённый Кэруи подал в суд на Долорес. С помощью юристов United Artists Долорес достигла соглашения с Кэруи во внесудебном порядке. Несмотря на это соглашение, Кэруи начал кампанию против неё. Вместо озвучивания Долорес роли Катюши Масловой в «Воскресении», он заменил на Лупе Велес — ещё одну популярную мексиканскую кинозвезду и предполагаемую соперницу Дель Рио .
Окончательно порвав с Кэруи, Дель Рио была готова к съёмкам своего первого дубля: «Плохой одиночка» (The Bad One) режиссёра Джорджа Фицмориса . Фильм был выпущен в июне 1930 года с большим успехом. Критики говорили, что Дель Рио умеет говорить и петь по-английски с очаровательным акцентом. Она была подходящей звездой для звукового кино .
В 1930 году Дель Рио познакомилась с Седриком Гиббонсом , арт-директором MGM и одним из самых влиятельных людей Голливуда, на вечеринке в Херст-каслe . Пара начала роман и поженилась 6 августа 1930 года . Дель Рио и Гиббонс были одной из самых известных пар Голливуда в начале тридцатых. Они устраивали «воскресные бранчи» в своем доме в стиле ар-деко на Кингман-Авеню, 757, в Пасифик-Палисейдс. Гиббонс спроектировал интерьеры дома . Вскоре после замужества Дель Рио тяжело заболела тяжелой почечной инфекцией. Врачи рекомендовали длительный постельный режим . Когда она восстановила своё здоровье, её наняла студия RKO Pictures . Её первым фильмом со студией стала «Девушка из Рио» (Girl of the Rio, 1931) режиссера Герберта Бренона .
Продюсер Дэвид Селзник позвонил режиссёру Кингу Видору и сказал: «Я хочу, чтобы Дель Рио и Джоэл Маккри снялись в любовной истории на южных морях. У меня нет большой истории для фильма, но будь уверен, что он заканчивается тем, что юная красавица прыгает в вулкан» . «Райская птица» (Bird of Paradise, 1932) была снята на Гавайях , и Дель Рио стала прекрасной жительницей этих островов. Премьера фильма состоялась 13 сентября 1932 года в Нью-Йорке, получив восторженные отзывы. «Райская птица» вызвала скандал, когда её выпустили из-за сцены, в которой Дель Рио и Маккри плавали голышом. Этот фильм был снят до того, как производственный кодекс строго соблюдался, и поэтому некоторая степень наготы в американских фильмах была допустима .
После того как RKO Pictures получила ожидаемый результат, было принято решение, что Дель Рио снимется ещё в одном фильме — музыкальной комедии режиссера Торнтона Фриленда «Полет в Рио» (1933). В фильме Фред Астер и Джинджер Роджерс впервые появились в качестве танцевальных партнеров . В нём Дель Рио появляется с Фредом Астером в замысловатом танцевальном номере под названием «Орхидеи в лунном свете». В этом фильме Дель Рио стала первой крупной актрисой, которая надела на экране женский купальник из двух частей . Но после премьеры киностудия забеспокоились о своих экономических проблемах и решили не продлевать контракт с Дель Рио .
Джек Уорнер предложил ей главную роль в двух фильмах для Warner Bros . Первой картиной стала музыкальная комедия «Бар Вондера» (Wonder Bar, 1934) режиссера Ллойда Бэкона . Басби Беркли был хореографом, а Эл Джолсон — её партнером. Дель Рио и Джолсон постепенно крали шоу. Персонаж Дель Рио увеличивался, в то время как персонаж Кей Фрэнсис, другой женщины — звезды фильма, уменьшался. Фильм был выпущен в марте 1934 года и имел успех у Warners .
Джек Уорнер начал экранизировать «Мадам дю Барри» (1934) с Дель Рио в главной роли (режиссёр Уильям Дитерле ). Дитерле сосредоточился на её красоте с помощью необычного гардероба, разработанного Орри Келли (считавшегося одним из самых красивых и дорогих в то время) . Но «Мадам дю Барри» была главной причиной спора между студией и кодексом Хейса , прежде всего потому, что она представляла двор Людовика XV как сексуальный фарс, сосредоточенный вокруг Дель Рио. Несмотря на это, фильм считается одним из самых популярных фильмов Дель Рио в её период голливудского кино .
В том же году Дель Рио вместе с Рамоном Наварро и Лупе Велес посетили специальный показ мексиканского фильма « Да здравствует Мексика! ». Фильм был снят режиссёром Сергеем Эйзенштейном и обвинялся в пропаганде коммунизма в Калифорнии с националистическими настроениями и социалистическим подтекстом. Это был первый случай, когда в Соединённых Штатах Америки Дель Рио обвинили, что она коммунистка, — обстоятельство, которое в конечном итоге имело последствия для её карьеры в американской киноиндустрии .
Уорнер снова позвал её сниматься в другой музыкальной комедии под названием «В Кальенте» (In Caliente, 1935), где она играет знойную мексиканскую танцовщицу, у которой роман с персонажем, которого играет Пэт О’Брайен . Примерно в то же время она снялась в фильме «Я живу ради любви» (I Live for Love, 1935) с Басби Беркли в качестве режиссёра. Фильм содержал танцевальные номера, и Беркли сосредоточился на её гламуре с изысканным гардеробом. Последним фильмом, в котором она снялась на Warner Bros, был «Вдова из Монте-Карло» (The Widow from Monte Carlo, 1936), который остался незамеченным .
При поддержке Universal Studios Дель Рио снялась в фильме «Дьявольские игры» (The Devil`s Playground, 1937) с Честером Моррисом и Ричардом Диксом . Однако, несмотря на популярность трёх звёзд, фильм оказался провальным. В 1938 году она подписала контракт с 20th Century Fox на главную роль в двух фильмах с Джорджем Сандерсом . В обоих фильмах, «Шпион с моноклем» (Lancer Spy, 1937) и «Международное урегулирование» (International Settlement, 1938), Дель Рио играет роль соблазнительного шпиона. Оба фильма оказались кассовыми неудачами .
Седрик Гиббонс использовал своё влияние на MGM и добился для дель Рио главной женской роли в фильме «Человек из Дакоты» (The Man From Dakota, 1940). Но, несмотря на своё положение в студии, Гиббонс никогда не мог помочь своей жене на своем рабочем месте, где ведущими фигурами были Грета Гарбо , Норма Ширер , Джоан Кроуфорд и Джин Харлоу . Руководители MGM восхищались красотой Дель Рио, но её карьера не интересовала их в то время, тогда у латиноамериканских звезд было мало возможностей блистать на этой студии. Она была внесена в список 12 актеров и актрис под названием «Кассовый яд / Box Office Poison» (наряду с такими звёздами, как Джоан Кроуфорд, Грета Гарбо, Кэтрин Хепберн , Марлен Дитрих , Мэй Уэст и др.), который был представлен 3 мая 1938 года в Hollywood Repoter в статье Гарри Брандта, президента Независимой ассоциации владельцев кинотеатров (ITOA), суть которой заключалась в том, что фильмы с участием этих кинозвёзд больше не привлекают достаточного количества зрителей, чтобы оправдать их большие гонорары .
На фоне упадка своей карьеры в 1940 году Долорес познакомилась с актёром и режиссёром Орсоном Уэллсом на вечеринке, организованной Дэррилом Зануком . Пара почувствовала взаимное влечение и начала тайный роман, который стал причиной развода Дель Рио и Гиббонса . В поисках путей возобновления своей карьеры Дель Рио сопровождала Орсона Уэллса в его шоу по всей территории Соединенных Штатов, на радио и выступлениях в театре «Меркурий» (независимая репертуарная театральная компания, основанная в Нью-Йорке в 1937 году Орсоном Уэллсом и продюсером Джоном Хаусманом ). Она была рядом с ним во время съемок и споров « Гражданина Кейна » (1941). Фильм, считающийся сегодня шедевром, вызвал скандал в СМИ, направив открытую критику в адрес медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста , который начал бойкотировать проекты Уэллса .
В начале 1942 года она начала работать над « Путешествием в страх » (1943) с Норманом Фостером в качестве режиссера и Уэллсом в качестве продюсера. Её отношения с Уэллсом в разгар скандала с «Гражданином Кейном» каким-то образом повлияли на неё и её персонаж в фильме был резко уменьшен. Нельсон Рокфеллер , ответственный за политику добрососедства (а также связанный с RKO через свои семейные инвестиции), нанял Уэллса посетить Южную Америку в качестве посла доброй воли для противодействия фашистской пропаганде об американцах. Уэллс покинул фильм четыре дня спустя и отправился в Рио-де-Жанейро в свой тур доброй воли. Уэллс, участвовавший в съемках карнавала в Рио-де-Жанейро , имел множество сексуальных связей, и новость вскоре дошла до Соединенных Штатов. Оскорбленная и возмущенная, Дель Рио решила прекратить свои отношения с Уэллсом посредством телеграммы, на которую он так и не ответил . Несколько недель спустя её отец умер в Мексике. На фоне этих личных и профессиональных кризисов она решила вернуться в Мексику, комментируя:
Снова развелась, но уже без участия моего отца. Фильм, в котором я почти не появлялась, указал мой путь в искусстве. Я захотела идти путем искусства. Перестать быть звездой и стать актрисой — я могла сделать это только в Мексике. Я хочу сама выбирать сюжеты, своего режиссера и оператора. Я лучше справлюсь с этим в Мексике. Я хотела вернуться в Мексику, страну, которая была моей и которую я не знала. Я почувствовала необходимость вернуться в свою страну .
Она искала мексиканских режиссеров с конца 1930-х годов, но экономические обстоятельства не благоприятствовали появлению Дель Рио в мексиканском кино . Она дружила с мексиканскими художниками (такими как Диего Ривера и Фрида Кало ) и поддерживала связи с мексиканским обществом и кинематографом. После разрыва отношений с Уэллсом дель Рио вернулась в Мексику .
Как только она вернулась в свою страну, мексиканский режиссер Эмилио «Эль Индио» Фернандес пригласил её сняться в фильме «Флор Сильвестр» (1943). Фернандес был её большим поклонником и страстно желал снимать её. Это был первый фильм дель Рио на испанском языке. Фильм собирает успешную съемочную группу, состоящую из Фернандеса, оператора Габриэля Фигероа , сценариста Маурисио Магдалено, а также дель Рио и Педро Армендариса в качестве звезд. Впоследствии они сняли «Марию Канделарию», первый мексиканский фильм, который был показан на Каннском международном кинофестивале , где он получил Гран-при (ныне известный как « Золотая пальмовая ветвь »), став первым латиноамериканским фильмом, сделавшим это . Фернандес сказал, что написал оригинальную версию сюжета на 13 салфетках, сидя в ресторане. Он беспокоился, потому что был влюблён в дель Рио и не мог позволить себе купить ей подарок на день рождения .
Её третий фильм с Фернандесом «Брошенные» (Las Abandonadas, 1944) был спорным фильмом, где дель Рио играет женщину, которая бросает своего сына и попадает в мир проституции. Она получила серебряную « Ариэль » (мексиканская премия «Оскар») как лучшая актриса за роль в фильме. «Бугамбилия» (Bugambilia, 1944) — четвертый фильм режиссера Фернандеса. Поскольку дель Рио не соответствовала представлениям режиссера о любви, съемки «Бугамбилии» стали пыткой как для обоих, так и для остальной команды, которой приходилось терпеть перепады настроения режиссера и постоянные угрозы ухода дель Рио из фильма. Картина была закончена в январе 1945 года и дель Рио объявила, что никогда больше не будет работать с «Эль Индио» Фернандесом .
Дель Рио снялась в фильме «Огненная сельва» (La selva de fuego, 1945) режиссера Фернандо де Фуэнтеса. Сценарий этого фильма пришел к ней по ошибке, из-за путаницы почтовых сообщений. Фильм был специально создан для Марии Феликс — еще одной американской кинозвезды того времени. Феликс тем временем получила сценарий фильма «Головокружение» (Dizziness/ Vertigo, 1946), первоначально созданного для дель Рио. Когда две звезды поняли ошибку, они отказались вернуть сценарии. Дель Рио была очарована игрой другого персонажа, который также привлекал её во время сцен — мексиканский актер Артуро де Кордова. С этого времени пресса начала спекулировать на сильном соперничестве между дель Рио и Феликс . Дель Рио сыграла сестер-близнецов в фильме «Другая» (La Otra, 1946) режиссера Роберто Гавальдона . «Другая» является вдохновением для « Двойник » (Dead Ringer, 1964) с Бетт Дэвис в главной роли . Сценарии к этим фильмам 1946 и 1964 годов принадлежат Warner Bros.
В фильме «Беглец» (1947) дель Рио играет туземку, которая помогает беглому священнику ( Генри Фонда ) . Она была приглашена кинорежиссером Джоном Фордом сыграть роль в экранизации романа Грэма Грина «Власть и слава». Эмилио Фернандес также работал помощником продюсера, а Габриэль Фигероа был оператором. Фильм был снят в Мексике. В тот же период она отправилась в Аргентину , чтобы снять фильм «История плохой женщины» (Historia de una mala mujer, 1948), экранизацию романа Оскара Уайльда « Веер леди Уиндермир » режиссера Луиса Саславски.
Дель Рио снова работала с Эмилио Фернандес и её съемочной группой в фильме «Нелюбимая/ La malquerida» (1949). Фильм снят по роману испанского писателя Хасинто Бенавенте . Дель Рио получила хорошие отзывы за то, что изобразила Раймунду, женщину, столкнувшуюся с собственной дочерью из-за любви к мужчине. Роль её дочери исполняла актриса Колумба Домингес . Дель Рио была снова снята Роберто Гавальдоном в двух фильмах: «Маленький домик» (La casa chica, 1950) и «Желанная» (Deseada, 1951). В том же году двоюродная сестра дель Рио, активистка Мария Асунсоло, попросила её подписать документ для «Конференции за мир во всем мире». Дель Рио и представить себе не могла, что упомянутый документ снова укажет на неё как на сторонницу международного коммунизма . В этом году она также встретилась в Акапулько с американским миллионером Льюисом Райли. Райли был известен в голливудском кино в 1940-х годах как член Hollywood Canteen — организации, созданной кинозвездами для поддержки усилий по оказанию помощи во время Второй мировой войны. В то время у Райли был бурный роман с Бетт Дэвис . У дель Рио и Райли начались романтические отношения.
Дель Рио снялась в фильме «Донья Перфекта» (Doña Perfecta, 1951) по роману Бенито Переса Гальдоса . За эту работу она получила свою вторую серебряную премию «Ариэль» за лучшую женскую роль. Гавальдон снова снял её в фильме «Мальчик и туман» (El niño y la niebla, 1953). Её изображение чрезмерно заботливой матери с психической нестабильностью привлекло внимание критиков, и она была удостоена своей третьей серебряной премии «Ариэль» .
В 1954 году дель Рио должна была появиться в роли жены персонажа Спенсера Трейси в фильме 20th Century Fox «Сломанное копье» (Broken Lance). Правительство США отказало ей в разрешении работать в Соединенных Штатах, обвинив её в симпатиях к международному коммунизму. Документ, подписанный ею в поддержку мира во всем мире, а также её связи с фигурами, открыто коммунистическими (как Диего Ривера и Фрида Кало) и её прошлые отношения с Орсоном Уэллсом, были истолкованы в Соединенных Штатах как симпатии к коммунизму . Её заменила в фильме Кэти Хурадо . Долорес отреагировала, отправив письмо правительству США, в котором говорилось:
«Я верю, что после всего этого мне не в чем себя упрекнуть. Я женщина, которая хочет жить только в мире с Богом и с мужчинами ».
Пока её положение исправлялось в Соединенных Штатах, дель Рио приняла предложение сняться в Испании еще одну экранизацию романа Бенавенте «Сеньора Ама» (Lady of the House/ Señora Ama, 1955) от двоюродного брата — режиссера Хулио Брачо. К сожалению, преобладающая цензура в испанском кинематографе привела к тому, что фильм был серьезно урезан во время монтажа .
В 1956 году её политическая ситуация в Соединённых Штатах была разрешена. Она с интересом стала прислушиваться к театральным предложениям. Дель Рио уже думала о том, что пьеса «Анастасия» (Anastacia) Марсель Моретт будет хорошим выбором для её дебюта . Чтобы подготовиться к этому новому аспекту своей карьеры, она прибегла к услугам Стеллы Адлер в качестве своего актерского тренера. Дель Рио успешно дебютировала в театре Falmouth Playhouse в Массачусетсе 6 июля 1956 года и продолжила гастроли в семи других театрах по всей Новой Англии . Она воспользовалась своим возвращением в Соединенные Штаты и дала интервью Луэлле Парсонс , чтобы прояснить свою политическую позицию: «В Мексике мы беспокоимся и боремся против коммунизма». В 1957 году она была выбрана вице-президентом жюри Каннского кинофестиваля. Она была первой женщиной, которая сидела в жюри .
Мексиканский режиссер Исмаэль Родригес объединил дель Рио и Марию Феликс в фильме «Кукарача» (La Cucaracha, 1959). Встреча двух актрис, считающихся главными женщинами — звездами мексиканского кино, имела успех в прокате.
В том же году Долорес вышла замуж за Льюиса Райли в Нью-Йорке после десяти лет отношений. Они оставались вместе до самой её смерти в 1983 году .
В 1957 году она дебютировала на телевидении в роли испанской дамы в американском телесериале Schlitz Playhouse of Stars с Сизаром Ромеро . Дель Рио и ее муж основали собственную продюсерскую компанию под названием Producciones Visuales . Они создали множество театральных проектов с участием дель Рио. Мексиканский писатель Сальвадор Ново стал переводчиком ее пьес. Ее первой постановкой в Мехико стал фильм Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир», в котором она снялась в Аргентине десять лет назад. Она гастролировала в Мексике с пьесой, которая была как финансово, так и критически успешной, и позже она взяла ее в Буэнос-Айрес . Другими ее успешными театральными проектами были «Дорога в Рим» (1958), «Призраки» (1962), «Дорогой лжец: Комедия писем» (1963), «Провидица» (La Voyante, 1964), «Королева и мятежники» (1967) и «Дама с камелиями» (1968) .
Дель Рио вернулась в Голливуд через 18 лет. Она была нанята Фоксом на роль матери персонажа Элвиса Пресли в фильме «Пылающая звезда» (1960) режиссера Дона Сигела .
Она появилась в фильме Джона Форда «Осень шайеннов», вышедшем в 1964 году . Ее последний мексиканский фильм «Дом женщины» (Casa de mujeres, 1967). Примерно в то же время итальянский режиссер Франческо Рози пригласил ее сняться в фильме «Больше, чем чудо» (More Than a Miracle, 1967) с Софи Лорен и Омаром Шарифом . Она играла мать персонажа Шарифа.
Она также появилась в телешоу «Шоу Дины Шор» (The Dinah Shore Chevy Show, 1960), телефильме «Человек, который купил рай» (The Man Who Bought Paradise, 1965), «Я — шпион» (I Spy) и «Клейменный» (Branded, 1966). В 1968 году дель Рио впервые выступила на мексиканском телевидении в автобиографическом документальном фильме, рассказанном ею. Ее последнее появление на телевидении было в 1970 году в эпизоде «Маркус Уэлби, доктор медицины» (Marcus Welby, M.D) .
Последним фильмом дель Рио стал фильм «Дети Санчеса» (The Children of Sanchez, 1978) режиссера Холла Бартлетта с Энтони Куинном в главной роли. Он исполнила маленькую роль бабушки.
В 1978 году ей поставили диагноз остеомиелит , а в 1981 году — гепатит В , которым она заразилась после инъекции витаминов .Она также страдала от артрита . В 1982 году дель Рио была госпитализирован в Scripps Hospital в Ла-Хойе, штат Калифорния, где гепатит привел к циррозу печени .
11 апреля 1983 года Долорес дель Рио умерла от печеночной недостаточности в возрасте 78 лет в Ньюпорт-Бич , штат Калифорния . Говорят, что в день ее смерти ей прислали приглашение на церемонию вручения « Оскара » . После смерти она была кремирована, а ее прах перевезен из Соединенных Штатов в Мексику, и захоронен в Пантеон-де-Долорес (Panteón de Dolores) — ротонде выдающихся деятелей (The Rotunda of Illustrious Persons) в Мехико .
Дель Рио всегда излучала особую элегантность своей красотой, больше, чем просто «Латинская бомба», как другие актрисы, такие как Лупе Велес. Врожденная элегантность дель Рио была очевидна даже на экране . Дель Рио прочно отождествляла себя со своим мексиканским наследием, несмотря на растущую известность и переход к «современности». Она также сильно переживала из-за того, что может играть мексиканские роли, и огорчалась их отсутствию. Она никогда не отказывалась от своего мексиканского гражданства и сказала в 1929 году (на пике своей популярности), что хочет «сыграть мексиканку и показать, что такое жизнь в Мексике на самом деле. Никто не показал ни художественной стороны, ни социальной» .
Дель Рио считалась одним из прототипов женской красоты в 1930-е годы. В 1933 году американский киножурнал Photoplay провел поиск «самой совершенной женской фигуры в Голливуде», используя в качестве судей критерии врачей, художников и дизайнеров. «Единогласным выбором» этих избранных арбитров женской красоты была дель Рио. Вопрос, поставленный поиском журнала, и методология, используемая для поиска «самой совершенной женской фигуры», раскрывают ряд параметров, определяющих женственность и женскую красоту в тот конкретный момент истории США . Ларри Карр (автор книги «Более сказочные лица») сказал, что появление дель Рио в начале 1930-х годов повлияло на Голливуд. Женщины подражали ей в одежде и макияже. Появился новый вид красоты, и Дель Рио стала его предтечей . Она также считается пионером купальника из двух частей .
По словам австрийско-американского режиссера Йозефа фон Штернберга , такие звезды, как дель Рио, Марлен Дитрих, Кэрол Ломбард и Рита Хейворт , помогли ему определить свою концепцию гламура в Голливуде .
Когда дель Рио вернулась в Мексику, она радикально изменила свой имидж. В Голливуде она потеряла почву под ногами из-за современности лиц. В Мексике у нее было огромное состояние, которое режиссер Эмилио Фернандес подчеркивал мексиканскими коренными чертами. Она приехала в Мексику не как голливудская «латиноамериканская бомба», трансформирующая свой макияж, чтобы подчеркнуть ее коренные черты. Дель Рио так определила перемену, произошедшую с ее внешностью в родной стране: «Я сняла меха и бриллианты, атласные туфли и жемчужные ожерелья; все это было заменено шалью и босыми ногами» .
Современники дель Рио комментируют ее образ:
Американская актриса Джоан Кроуфорд: «Долорес стала и остается одной из самых красивых звезд в мире» .
Немецко-американская актриса и певица Марлен Дитрих: «Долорес дель Рио была самой красивой женщиной, когда-либо ступавшей в Голливуд».
Ирландско-британский драматург Джордж Бернард Шоу : «Две самые красивые вещи в мире — это Тадж-Махал и Долорес дель Рио» .
Модельер Эльза Скиапарелли : «Я видела здесь много красивых женщин, но ни одна из них не была такой совершенной, как Долорес дель Рио!».
Мексиканский художник Диего Ривера: «Самая красивая, самая великолепная женщина запада, востока, севера и юга. Я влюблен в нее, как 40 миллионов мексиканцев и 120 миллионов американцев, которые не могут ошибаться» .
Мексиканский писатель Карлос Фуэнтес : «Гарбо и Дитрих были женщинами, превратившимися в богинь. Дель Рио была женщиной-богиней» .
Американский фотограф Джером Зербе: «Долорес дель Рио и Марлен Дитрих — самые красивые женщины, которых я когда-либо фотографировал» .
Австрало-американский художник по костюмам Орри-Келли : «Я задрапировал ее обнаженное тело в джерси. Она не хотела, чтобы подкладка портила линию тела. Когда я закончил драпировать ее, она превратилась в греческую богиню, подошла к зеркалу и сказала: „Это прекрасно“. Глядясь в зеркало, она сказала полушепотом: „Боже, я прекрасна“. Самовлюбленная? Возможно, да, но она была права. Она выглядела прекрасно» .
Мексиканский оператор Габриэль Фигероа: «Перед моей камерой были замечательные красавицы. Но лицевые кости Долорес дель Рио несравнимы. Это было сказано много раз. Чего не было сказано, так это то, что у нее была привилегированная гладкая кожа, красивый коричневый цвет и действительно совершенное тело» .
Американский актер и режиссер Орсон Уэллс: "Дель Рио представляла собой высший эротический идеал своей игрой в фильме «Райская птица» .
Сама дель Рио так прокомментировала свое лицо и образ: «Позаботьтесь о своей внутренней красоте, о своей духовной красоте, и это отразится на вашем лице. У нас есть лицо, которое мы создали за эти годы. Каждый плохой поступок, каждая плохая ошибка отразится на вашем лице. Бог может дать нам красоту, и гены могут дать нам наши черты, но останется ли эта красота или изменится, определяется нашими мыслями и поступками» .
В 1952 году она была удостоена премии Neiman Marcus Fashion Award и была названа «самой хорошо одетой женщиной Америки» (Neiman Marcus — американская сеть универмагов, продающих товары роскоши).
Несмотря на то, что она была замужем в разное время своей жизни, она была романтически связана с актером Эрролом Флинном , режиссером Джоном Фэрроу , писателем Эрихом Марией Ремарком , кинопродюсером Арчибальдо Бернсом и актером Тито Хунчо .
Ее отношения с Орсоном Уэллсом (1939—1943) закончились через четыре года в основном из-за его измен. Ребекка Уэллс — дочь Уэллса и Риты Хейворт — выразила желание поехать в Мексику, чтобы встретиться с Долорес. В 1954 году Долорес приняла ее в своем доме в Акапулько . После их встречи Ребекка сказала: «Мой отец считал Долорес сильной любовью всей своей жизни. Она — живая легенда в истории моей семьи». По словам Ребекки, до конца своей жизни Уэллс испытывал к дель Рио своего рода навязчивую идею .
Мексиканский режиссер Эмилио Фернандес был одним из ее поклонников. Он сказал, что снялся в качестве статиста в нескольких фильмах о Долорес в Голливуде только для того, чтобы быть рядом с ней. Красота и элегантность дель Рио произвели на него глубокое впечатление. Фернандес сказал: «Я влюбился в нее, но она всегда игнорировала меня. Я обожал ее… я действительно обожал ее».
Дом дель Рио в Койоакане назывался «Ла Эскондида», она также проводила свои дни в Акапулько. Оба дома стали местом встречи таких личностей, как Диего Ривера, Фрида Кало, Мария Феликс, Мерл Оберон , Джон Уэйн , Эдгар Невилл, Бегум ом Хабибех Ага Хан, Нельсон Рокфеллер, герцог Виндзорский и Уоллис Симпсон , принцесса Сорайя Иранская и многие другие .
В СМИ ходили слухи о сильном соперничестве между Дель Рио и Марией Феликс, еще одной дивой мексиканского кино . Феликс сказала в своей автобиографии: «C Долорес у меня не было никакого соперничества. Наоборот. Мы были друзьями и всегда относились друг к другу с большим уважением. Мы были совершенно разными. Она [была] утонченной, интересной, сговорчивой, а я более энергичной, высокомерной и властной». Феликс сказала в другом интервью: «Долорес дель Рио была великой леди. Она вела себя как принцесса. Очень умная и очень веселая женщина. Я очень ценю ее, и у меня остались о ней прекрасные воспоминания» .
В конце 1950-х годов она стала главным промоутером международного киносмотра в Акапулько, неоднократно выступая в качестве ведущей . В 1966 году дель Рио была соучредителем Общества защиты художественных сокровищ Мексики вместе с филантропом Фелипе Гарсией Берасой. Общество отвечало за охрану зданий, картин и других произведений искусства и культуры в Мексике .
8 января 1970 года она в сотрудничестве с другими известными мексиканскими актрисами основала профсоюзную группу «Роза мексикано», которая предоставила ясли для детей членов мексиканской Актерской гильдии. Дель Рио отвечала за различные мероприятия по сбору средств для проекта и обучалась современным методам преподавания . Она занимала пост президента с момента его основания до 1981 года. После ее смерти детский сад принял официальное название Estancia Infantil Dolores del Río (детский сад Долорес дель Рио) и сегодня продолжает существовать .
В 1972 году она помогла основать культурный фестиваль «Сервантино» в Гуанахуато. Ухудшение здоровья привело ее к отмене двух телевизионных проектов в 1975 году. Американский телесериал «Кто увидит детей?» (Who’ll See the Children?) и мексиканская теленовелла Ven Amigo . В своей работе по поддержке детей она становится пресс-секретарем ЮНИСЕФ в Латинской Америке и записывает серию телевизионных рекламных роликов для этой организации . В 1976 году она была председателем жюри кинофестиваля в Сан-Себастьяне .
В 1978 году мексиканско-Американский институт культурных связей и Белый дом вручили Долорес диплом и серебряную доску за ее работу в кино в качестве посла культуры Мексики в Соединенных Штатах. Во время церемонии ее вспоминали как жертву маккартизма .
В возрасте 76 лет дель Рио появилась на сцене театра Дворца изящных искусств (Palace of Fine Arts theater) вечером 11 октября 1981 года на 25-м Международном кинофестивале в Сан-Франциско, где ей была принесена дань уважения за заслуги в киноискусстве . Во время церемонии выступили кинематографисты Фрэнсис Форд Коппола , Мервин Лерой и Джордж Кьюкор , причем Кьюкор объявил дель Рио «первой леди американского кино» . Это было ее последнее известное публичное выступление . В 1982 году она была удостоена премии Джорджа Истмена (основатель компании Eastman Kodak), присуждаемой George Eastman House за выдающийся вклад в искусство кино .
Дель Рио была первой мексиканской актрисой, добившейся успеха в Голливуде. Другими были Лупе Велес, Кэти Хурадо, а в последние годы Сальма Хайек и Люпита Ньонго . Ее карьера оказала большое влияние на траектории латиноамериканцев в Голливуде, которые последовали за ней. Звезды, включая Хайек, Дженнифер Лопес, Софию Вергару и Пенелопу Крус, следуют по стопам Долорес дель Рио.
Физические особенности дель Рио делали ее фигурой, достойной почитания даже после смерти. С юных лет дель Рио обладала достаточным интеллектом и окружала себя личностями из этой среды, став одной из женщин, связанных с ренессансом мексиканской культуры и обычаев.
Лицо дель Рио было также объектом поколения для многих художников, которые сохранили ее образ на своих полотнах. В 1916 году, когда дель Рио было 11 лет, ее впервые изобразил Альфредо Рамос Мартинес, очень популярный художник среди мексиканского высшего общества. В 1920-е годы дель Рио был также воплощена на полотнах мексиканских художников Роберто Монтенегро и Анхеля Зарраги. В 1938 году актрису изобразил ее близкий друг, знаменитый мексиканский художник Диего Ривера. Портрет был сделан в Нью-Йорке. Это был любимый портрет дель Рио, занимавший особое место в его доме в Мексике. Ривера также запечатлел образ Долорес в некоторых своих картинах и фресках: «Продавщица цветов» (La vendedora de flores, 1949), «Юбка» (La pollera) и «Создание» (La Creacion, 1922). На последней фреске, расположенной в Колехио-де-Сан-Ильдефонсо в Мехико, актриса представляет «правосудие».
В 1941 году дель Рио также был изображена знаменитым мексиканским художником-монументалистом Хосе Клементе Ороско . Портрет был сделан по просьбе Орсона Уэллса. К сожалению, когда художник писал портрет, он уже терял зрение. дель Рио сказала: «Он нарисовал свою трагедию на моем лице!» Хотя портрет не нравился актрисе, он занимал очень важное место в ее доме. Другими художниками, запечатлевшими ее образ в своих картинах, были Мигель Коваррубиас , Роза Роланда, Антониета Фигероа, Фрэнсис Гонер Гошман, Адольфо Бест Могард и Джон Кэрролл .
В 1970 году Национальный институт искусств и литературы Мексики, Гильдия киноактеров Мексики, Гуманное общество художественных сокровищ Мексики и Американская ассоциация экспорта кинофильмов отдали ей дань уважения под названием «Долорес дель Рио в искусстве», в которой были выставлены ее главные портреты и скульптура Франсиско Суньиги (Francisco Zúñiga) .
В своем завещании дель Рио оговорила, что все ее произведения будут переданы в дар Национальному институту изящных искусств и литературы Мексики для экспонирования в различных музеях Мехико, включая Национальный музей искусств, Музей искусств Карильо Хиль и домашнюю студию Диего Риверы и Фриды Кало .
Дель Рио стала моделью статуи Евангелины, героини романтических стихов Лонгфелло, расположенной в Сент-Мартинвилле, штат Луизиана. Статуя была подарена дель Рио, сыгравшей эту девушку в фильме 1929 года .
Поэт Сальвадор Ново написал ей сонет и перевел все ее пьесы. Она вдохновила Хайме Торреса Боде на роман «Звезда дня» (La Estrella de Dia/ Star of the Day), опубликованный в 1933 году, в котором рассказывается о жизни актрисы по имени «Пьедад». Висенте Леньеро был вдохновлен дель Рио на написание книги «Сеньора». Карлос Пеллисер также написал ей стихотворение в 1967 году . В 1982 году дель Рио и Мария Феликс были спародированы в романе «Орхидеи в лунном свете: мексиканская комедия» Карлоса Фуэнтеса . Другими авторами, написавшими ей стихи, были Ксавье Вильяуррутия, Селестино Горостиса и Пита Амор. Карлос Монсивайс и Хорхе Айала Бланко также сделали о ней книгу по случаю Иберо-американского кинофестиваля в Уэльве в 1983 году. Книга содержит эссе Монсивайса под названием «Обязанности лица».
После смерти Долорес ее фотоархив был передан Льюисом Райли Центру изучения истории Мексики (CARSO).
У нее есть звезда на Голливудской «Аллее славы» на Вайн-стрит, 1630 в знак признания ее вклада в киноиндустрию.
У Долорес дель Рио также есть статуя на бульваре Голливуд-Ла-Бреа в Лос-Анджелесе, спроектированная Кэтрин Хардвик, построенная в честь многонациональных ведущих дам кино вместе с Мэй Уэст, Дороти Дандридж и Анной Мэй Вонг.
Дель Рио также имеет фреску, написанную на восточной стороне Гудзон-Авеню к северу от Голливудского бульвара мексиканско-американским художником Альфредо де Батуком .
Дель Рио — одна из артистов, изображенных на фреске «Портрет Голливуда» (Portrait of Hollywood), выполненной в 2002 году художником Элоем Торресом в голливудской средней школе (Hollywood High School) .
Память о дель Рио запечатлена в трех памятниках в Мехико. Первый — статуя, расположенная во второй части парка Чапультепек . Два других — бюсты. Один находится в парке Хундидо , а другой — в детском саде, носящим ее имя.
В мексиканском штате Дуранго, в ее родном городе, в ее честь названы проспект и бульвар .
С 1983 года общество Periodistas Cinematograficos de México (мексиканские киножурналисты) (PESIME) присуждает премию «Серебряные богини» (Diosa de Plata) в честь Долорес дель Рио за лучшее драматическое женское исполнение.
В 1995 году британский модельер Джон Гальяно , вдохновившись творчеством дель Рио, создал осенне-зимнюю коллекцию «Долорес» .
В 2005 году, когда, как считалось, исполнилось сто лет со дня ее рождения (на самом деле она родилась в 1904 году), ее останки были перенесены в Ротонда-де-лас-Персонас-Илустрес в Мехико .
3 августа 2017 года, в 113-ю годовщину ее рождения, Google выпустила дудл, созданный художницей компании Софией Диао в честь дель Рио .
После ее смерти актер Винсент Прайс обычно подписывал этот автограф как «Долорес дель Рио». Когда его спросили почему, актер ответил: «Я обещал Долорес на ее смертном одре, что не позволю людям забыть о ней» .
Честер Гулд, создатель Дика Трейси, вдохновился Долорес дель Рио вдохновение для создания Текси Гарсии, одного из главных врагов Трейси .
Она появилась в винтажных кадрах в фильме Вуди Аллена « Зелиг » (Zelig, 1983).
Ее сыграла актриса Люси Коху в телевизионном фильме « » (RKO 281, 1999).
Дель Рио — одна из мексиканских знаменитостей, удостоенная камео в анимационном фильме Disney-Pixar « Тайна Коко » (Coco, 2017) .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1925 | ф | Joanna | Карлотта де Сильва | |
1927 | ф | Resurrection | Катюша Маслова | |
1930 | ф | The Bad One | Лита | |
1932 | ф | Bird of Paradise | Луана | |
1933 | ф | Полёт в Рио | Flying Down to Rio | Белинда де Ризенде |
1935 | ф | In Caliente | Рита Гомес | |
1940 | ф | Человек из Дакоты | The Man from Dakota | Евгения «Йенни» Стэнфорд |
1943 | ф | Дикий цветок | Flor silvestre | Эсперанса |
1943 | ф | Мария Канделария | María Candelaria | Мария Канделария |
1943 | ф | Путешествие в страх | Journey into Fear | Жозетт Мартель |
1947 | ф | Беглец | The Fugitive | индианка |
1949 | ф | Нелюбимая | La malquerida | Раймунда |
1960 | ф | Пылающая звезда | Flaming Star | Недди Бертон |
1964 | ф | Осень шайеннов | Cheyenne Autumn | испанка |
1965 | тф | The Man Who Bought Paradise | Мона | |
1967 | ф | C’era una volta | королева-мать | |
1978 | ф | The Children of Sanchez | бабушка Пакита |