Тяжёлое детство в трущобах
Мехико
. Злые подростки грабят самых беззащитных жителей квартала — слепого уличного музыканта и безногого продавца папирос. Их кумир по прозвищу Плут (
исп.
El Jaibo
), сбежав из тюрьмы, желает отомстить за донос Хулиану. Тот завязал с преступной компанией, работает на стройке и содержит отца-алкоголика. Во время выяснения отношений Плут хитростью убивает «предателя». Единственный свидетель преступления — юный Педро — должен держать язык за зубами из страха быть обвинённым в соучастии.
Доведённый до отчаяния устало-равнодушным отношением матери, Педро пытается встать на путь исправления и поступает работать в кузницу. Однажды туда забредает Плут и во время разговора с мальчиком крадёт дорогостоящий нож. Педро обвиняют в хищении и отправляют в колонию для несовершеннолетних. Ободрённый доверием со стороны директора колонии, Педро вновь попадает в лапы Плута. Он преследует негодяя и в пылу потасовки прилюдно обвиняет его в убийстве Хулиана. Случившийся рядом слепец вызывает полицию…
По словам самого Бунюэля, фильм был вдохновлен картиной «
Шуша
» (1946)
Витторио Де Сики
и в более общем смысле — итальянским
неореализмом
. «Забытые» стали первым крупным международным хитом Бунюэля, вернув его имя из долгого забвения. Хотя некоторые сцены напрямую цитируют всем известную историю
Оливера Твиста
, продюсерам этот нескончаемый круговорот нищеты и преступности показался слишком мрачным. Чтобы «подсластить» горькую пилюлю для мексиканских зрителей, в начало вставили рассуждения о контрастах современных мегаполисов, а закончить его предполагалось
хэппи-эндом
. (Сцена счастливой развязки «всплыла» в одном из киноархивов только в 2002 году).
Если верить воспоминаниям режиссёра, «Забытые» вызвали ярость мексиканских
профсоюзов
, которые потребовали выслать Бунюэля из страны за «клевету на светлую действительность»
. В прокате фильм продержался всего четыре дня
. Однако когда фильму присудили несколько призов на
Каннском фестивале
(в том числе за лучшую режиссуру), а
Жак Превер
опубликовал стихи «Los olvidados — дети, которых никто не любил, дети-убийцы, которых наш мир убил…», картина вернулась в мексиканские кинотеатры, а также была приобретена для показа в других странах.
Мнения и отзывы
Всеволод Пудовкин
: «Фильм повествует о трагической судьбе безнадзорных нищих детей в Мексике. Автор фильма бесспорно художник. И материал, к которому он обращается, оживает у него в руках. Однако, к сожалению, Бунюэль теряет чувство меры, когда показывает страшный мир преступности, в который погружаются безнадзорные дети»
.
Джим Хоберман
: «Этот низкобюджетный рассказ о ребятах с улиц Мехико, основанный на реальных происшествиях и на впечатлениях Бунюэля от своей новой родины, — шедевр социального сюрреализма и прототип киноужасов о трущобах стран „
третьего мира
“. Слабые охотятся на более слабых, собаки наряжены как люди, люди же умирают как собаки. В самом названии читается ирония: раз посмотрев этот фильм, забыть его невозможно»
.
Allmovie
: «В мире Бунюэля мамаши поворачиваются спиной к сыновьям и спят с их приятелями, слепые бродяги заводят нескромные игры с девочками, богачи делают непристойные предложения мальчикам, а калеки брызжут таким ядом, что нам трудно сочувствовать, когда их бьют»
.
Дэйв Кер
: «Очевидное отсутствие жалости к малолетним преступникам со стороны режиссёра — именно то, что превращает фильм в столь мощный социальный документ и образец будоражащей драмы. Здесь нет места ни сочувствию, ни сентиментальности»
.
Time Out
: «Фильм открывает убийцу внутри каждого из нас. Персонажи поступают дурно не оттого, что их природа зла, а по причине бедности, страха, отсутствия любви. Пускай в основе лежат реальные улицы и неореалистическая наблюдательность, неизменный сюрреализм Бунюэля уводит нас в глубины внутренней жизни героев. Особенно примечательна замедленная, выбивающая из колеи сцена сновидения, в которой соединились все
эдиповские опасения
Педро»
.
Пудовкин В.
О себе и своих фильмах. Кинокритика и публицистика. Собрание сочинений в трёх томах / Сост. и авт. примеч. Т. Запасник и А. Петрович. Вступит, статья М. Власова. —
М.
: Искусство, 1975. — Т. 2. — 479 с.