Interested Article - Амиранашвили, Шалва Ясонович

Ша́лва Ясо́нович Амиранашви́ли ( груз. შალვა იასონის ძე ამირანაშვილი ; 26 марта ( 7 апреля ) 1899 , Они Рачинского уезда Кутаисской губернии 9 февраля 1975 , Тбилиси ) — советский искусствовед , специалист по истории грузинского и иранского искусства. Член-корреспондент АН СССР с 29 сентября 1943 года по Отделению истории и философии (история искусств). Академик АН ГССР (1955).

Биография

Родился в семье учителя, окончил классическую гимназию в Поти (1917). В 1918 1922 годах учился на философском факультете Тифлисского университета у И. А. Джавахишвили , Э. С. Такаишвили , Г. Н. Чубинашвили . По окончании университета (первый выпуск), был оставлен при кафедре истории и теории искусств для подготовки к профессорскому званию. В 1923 1925 годах находился в командировке в Москве и Ленинграде , где занимался каталогизацией памятников древнерусского и византийского искусства, консультируясь с Д. В. Айналовым , Н. Я. Марром , Л. А. Мацулевичем и Б. В. Фармаковским . С 1925 года преподавал в Тифлисском (Тбилисском) университете и Академии художеств Грузии. Доктор искусствоведения, профессор (1936), заведующий кафедрой искусствоведения ТГУ. Член ВКП(б) с 1939 года . Заслуженный деятель науки ГССР (1959). Консультант редакции 3-го издания БСЭ по архитектуре и изобразительному искусству (1969—1975).

С 1928 года работал в Государственном музее искусств Грузии ; директор (1939—1975). В качестве руководителя музея внёс значительный вклад в работу по комплектованию коллекций, охране, консервации и реставрации памятников искусства Грузии; в частности, в 1936 году пригласил для копирования грузинских фресок . Руководил рядом археологических экспедиций. Был одним из организаторов VII Всесоюзной конференции византинистов , состоявшейся в 1965 году в Тбилиси.

Вместе с Э. С. Такаишвили активно содействовал возвращению в СССР художественных ценностей, попавших за рубеж после Октябрьской революции и оказавшихся под угрозой конфискации французскими властями . В 1945 году по поручению СНК СССР был командирован в Париж для возвращения произведений искусства, вывезенных из Грузинской Республики в 1921 году .

Похоронен в Дидубийском пантеоне . В 1991 году Музею искусств Грузии было присвоено имя Ш. Я. Амиранашвили.

Научная деятельность

Один из первых исследователей христианских памятников на территории Грузии и вообще Закавказья , автор свыше 100 научных публикаций. Поскольку большинство памятников средневековой грузинской архитектуры, монументальной живописи и прикладного искусства не было опубликовано, центральное место в работах Ш. Я. Амиранашвили отводилось первоначальной обработке материала: датировкам, расшифровке эпиграфики , описанию структуры сооружений, иконографической программы росписей, художественных средств выражения и живописной техники .

В изучении истории грузинского искусства Шалва Ясонович был «первопроходцем»: он мог ошибаться в отдельных деталях, датировках и атрибуциях, но именно эта его роль одного из первых исследователей огромного раздела науки бесконечно велика.

Вместе с тем учёный создал систематические обзоры истории грузинского искусства. Чрезвычайно ценными считаются его исследования специфики грузинской иконографии, в том числе об изображениях грузинских святых . В заслугу Ш. Я. Амиранашвили ставят проделанный им анализ международных контактов грузинского искусства, как с Византией, так и с Древней Русью, Ираном, восточносредиземноморскими странами .

Основные работы

  • «Образ святого Георгия из Хоби» // «Исторический вестник», 1923
  • «Убиси. Материалы по истории грузинской стенной живописи» (1929)
  • «Заметки о происхождении некоторых приёмов фресок Нередицы» (1933, на фр. яз.)
  • «Бека Опизари» (1939, 2-е изд. 1956)
  • «Иранская станковая живопись» (1940)
  • «Иранская живопись XVIII—XIX вв.» (1941)
  • «История грузинского искусства» (1944; 5-е изд. 1971)
  • «Древнейший образец грузинской рельефной скульптуры» // «Известия музея Грузии. Вып. XII» (1944)
  • «История грузинской монументальной живописи» (1957)
  • «Государственный музей искусств Грузинской ССР» (1960, составитель)
  • «Эмали Грузии» (1962, на фр. яз.)
  • «Вклад Грузии в сокровищницу художественной культуры» (1963)
  • «Грузинская миниатюра» (1966; в сер. « Памятники древнего искусства »)
  • «Миниатюры XVI—XVIII вв. к поэме „Витязь в тигровой шкуре“» (1966, совм. с Г. Д. Горделадзе)
  • «Нико Пиросманашвили» (1967, составитель)
  • «Сокровища Грузии» (1971, на чешск. яз.)
  • «Феофан Грек и Андрей Рублёв» // «Андрей Рублёв и его эпоха» (1971)
  • «Хахульский триптих» (1972)
  • «Грузинский художник Дамиане» (1974)

Многие работы Ш. Я. Амиранашвили переведены на европейские языки.

Награды

Примечания

  1. от 13 февраля 2012 на Wayback Machine в биобиблиографическом словаре «Люди и судьбы»
  2. ↑ от 10 марта 2013 на Wayback Machine в « Православной энциклопедии »
  3. ↑ от 5 января 2016 на Wayback Machine // « Византийский временник », т. 38 (63)

Литература

Ссылки

Same as Амиранашвили, Шалва Ясонович