Коллекция Шелли
- 1 year ago
- 0
- 0
Мэ́ри Ше́лли ( англ. Mary Shelley , урождённая Мэри Уолстонкрафт Годвин англ. Mary Wollstonecraft Godwin ) ( 30 августа 1797 , Лондон — 1 февраля 1851 , там же) — английская писательница, автор готического романа « Франкенштейн, или Современный Прометей » (1818), который считается ранним примером научной фантастики . Она также редактировала и продвигала произведения своего мужа, поэта-романтика и философа Перси Биш Шелли . Ее отцом был политический философ Уильям Годвин , а матерью — философ и активистка-феминистка Мэри Уолстонкрафт .
Мать Мэри умерла менее чем через месяц после ее рождения. Ее воспитывал отец, который дал ей богатое, хотя и неформальное образование, поощряя ее придерживаться его собственных анархистских политических теорий. Когда ей было четыре года, ее отец женился на соседке Мэри Джейн Клермонт, с которой у Мэри сложились непростые отношения.
В 1814 году у Мэри завязался роман с одним из политических последователей ее отца, Перси Биши Шелли, который уже был женат. Вместе со своей сводной сестрой Клэр Клермонт Мэри и Перси уехали во Францию и путешествовали по Европе . По возвращении в Англию Мэри была беременна ребенком Перси. В течение следующих двух лет они с Перси столкнулись с остракизмом , постоянными долгами и смертью их преждевременно родившейся дочери. Они поженились в конце 1816 года, после самоубийства первой жены Перси Шелли, Харриет.
В 1816 году пара и сводная сестра Мэри, как известно, провели лето с лордом Байроном и Джоном Уильямом Полидори недалеко от Женевы , Швейцария , где Шелли задумала идею своего романа «Франкенштейн». Шелли уехали из Великобритании в 1818 году в Италию , где их второй и первый дети умерли до того, как Шелли родила своего последнего и единственного оставшегося в живых ребенка, Перси Флоренс Шелли . В 1822 году ее муж утонул, когда его парусная лодка затонула во время шторма близ Виареджо . Год спустя Шелли вернулась в Англию и с тех пор посвятила себя воспитанию сына и карьере профессионального писателя. Последнее десятилетие ее жизни преследовала болезнь, вызванная скорее всего опухолью головного мозга, которая убила ее в возрасте 53 лет.
До 1870-х годов Шелли была известна главным образом своими усилиями по публикации произведений своего мужа и своим романом «Франкенштейн», который остается широко читаемым и вдохновил множество театральных и киноадаптаций. Недавние исследования позволили получить более полное представление о достижениях Шелли. Ученые проявляют все больший интерес к ее литературным произведениям, особенно к ее романам, которые включают исторические романы «Вальперга» (1823) и «Перкин Уорбек» (1830), апокалиптический роман «Последний человек» (1826) и два ее последних романа «Лодор» (1835) и «Фолкнер» (1837). Изучение ее менее известных работ, таких как книга о путешествиях «Странствия по Германии и Италии» (1844) и биографические статьи для «Кабинетной энциклопедии» Дионисия Ларднера (1829—1846), подтверждают растущее мнение о том, что Шелли оставалась политическим радикалом на протяжении всей своей жизни. В работах Шелли часто утверждается, что сотрудничество и сочувствие, особенно те, которые практикуются женщинами в семье, были способами реформирования гражданского общества. Эта точка зрения была прямым вызовом индивидуалистическому романтическому идеалу, пропагандируемому Перси Шелли, и политическим теориям эпохи Просвещения , сформулированным ее отцом Уильямом Годвином.
Мэри Шелли родилась в Лондоне , Англия , в семье известной преподавательницы и писательницы Мэри Уолстонкрафт и не менее известного философа и журналиста Уильяма Годвина , придерживавшегося либеральных, анархистских и атеистических взглядов. Её мать умерла вскоре после родов, и отец, вынужденный опекать Мэри и её единоутробную сестру Фэнни Имлей , вскоре женился снова. Под его руководством Мэри получила великолепное образование, что было редкостью для девушек того времени.
Она встретила Перси Биша Шелли , такого же вольнодумца и радикала, как и её отец, когда Перси и его первая жена Гарриет посетили дом Годвинов в Лондоне. Летом 1814 года он и Мэри, которой тогда было только 16, полюбили друг друга. Они сбежали во Францию вместе со сводной сестрой Мэри, Кларой Клэрмонт . Это был второй побег поэта, так как он уже сбегал вместе с Гарриет тремя годами раньше. Возвратившись несколько недель спустя, молодая пара была поражена тем, что Годвин не захотел их видеть.
Утешением для Мэри стали её работы и Перси, который стал, несмотря на разочарование и трагедию, любовью всей её жизни. Перси также был более чем удовлетворён своей спутницей в первые годы. Он радовался тому, что Мэри могла «чувствовать поэзию и понимать философию» — хотя она, так же как и до неё Гарриет, отказалась от его предложения разделить её с его другом Томасом Хоггом. Таким образом Мэри поняла, что верность Перси идеалам свободной любви всегда будет конфликтовать с его внутренним стремлением к «настоящей любви», о которой он писал во многих своих стихах.
В январе 1816 г. у них родился сын Вильям; его назвали в честь отца Мэри. 30 декабря 1816 г., вскоре после того, как жена Перси покончила жизнь самоубийством , он и Мэри венчались. В сентябре 1817 г. родилась дочь Клара, умершая через год. В июне следующего года скончался Вильям, а 12 ноября родился сын Флоренс . Перси утонул в июле 1822 г., возвращаясь из Ливорно домой на шхуне «Ариэль» .
До 1870-х годов Шелли была известна главным образом своими попытками опубликовать работы своего мужа, а также своим романом «Франкенштейн», который по-прежнему популярен и вдохновил многих людей на создание театральных и кинематографических экранизаций .
Умерла Мэри Шелли 1 февраля 1851 года.
В мае 1816 года Мэри Годвин, Перси Шелли и их сын ездили в Женеву с Клэр Клэрмонт. Они собирались провести лето с поэтом лордом Байроном , результатом отношений Клэр с которым стала её беременность. Они прибыли на место 14 мая, а Байрон присоединился к ним только 25 мая вместе со своим врачом Джоном Уильямом Полидори . В это время Мэри Годвин просит обращаться к ней как к миссис Шелли. В деревне с названием , рядом с Женевским озером , Байрон снимал виллу , а Перси Шелли — более скромный дом, зато прямо на берегу. Они проводили время за творчеством, катанием на лодке и ночными беседами.
«Лето было сырым и холодным , — вспоминала впоследствии Мэри, — беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дому». Помимо многочисленных тем для разговоров, речь зашла об экспериментах философа и поэта XVIII века Эразма Дарвина . Считалось, что он занимался вопросами гальванизации (в то время термин «гальванизация» означал не создание металлических покрытий электрогальваническим способом, а процесс воздействия электрического тока, — по методу Луиджи Гальвани , — на мёртвый организм, которое вызывало сокращение мышц и видимость оживления), и осуществимости возвращения мёртвого тела или разрозненных останков обратно к жизни. Даже ходили слухи, что он всё-таки смог оживить мёртвую материю. Сидя у камина на вилле Байрона, компания развлекалась также чтением немецких рассказов о привидениях. Это натолкнуло Байрона на предложение о том, чтобы каждый из них написал «сверхъестественный» рассказ. Вскоре после этого, во сне Мэри Годвин привиделась идея о написании «Франкенштейна» :
Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нём проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца.
Мэри начала работу над произведением, которое изначально должно было быть в жанре новеллы. Под влиянием энтузиазма Перси Шелли новелла выросла до размеров романа, ставшего для неё первым и получившим название «Франкенштейн, или Современный Прометей». Этот роман был опубликован в 1818 году, первое издание было анонимным . Позже она описывала то лето в Швейцарии как период, «когда я впервые перешагнула из детства в жизнь».
Мэри Шелли была воспринята всерьёз как писатель , хотя рецензенты часто пропускали политическую направленность её работ. После её смерти, однако, она в основном запомнилась как жена Перси Биша Шелли и как автор «Франкенштейна». В записях о письмах Мэри Шелли, опубликованных в 1945 году, редактор писал: «Коллекция нынешнего размера всевозможных произведений не может быть оправдана общим качеством писем или важностью Мэри Шелли как писателя. Но тот факт, что она жена Перси Биша Шелли, вызывает у нас интерес» ( англ. «A collection of the present size could not be justified by the general quality of the letters or by Mary Shelley’s importance as a writer. It is as the wife of Percy Bysshe Shelley that she excites our interest») .
Художница и литератор Люси Мэдокс Браун написала беллетризированную биографию писательницы, представив её как своё альтер эго .
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|