Interested Article - Машина времени (фильм, 1960)

«Машина времени» ( англ. The Time Machine ) — американский художественный фильм, поставленный режиссёром Джорджем Палом по мотивам одноимённого романа Герберта Уэллса . Джин Уоррен и Тим Баар получили премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты за замедленные фотографические эффекты , которые показывают, как мир быстро меняется по мере того, как путешественник во времени перемещается в будущее .

Сюжет

Рождество 1899 года. Изобретатель Джордж накануне нового века демонстрирует своим друзьям своё изобретение — машину времени. Его теорию о «четвёртом измерении» коллеги встречают скептически, поскольку не верят в путешествия во времени. Лишь лучший друг детства Дэвид Филби, сентиментальный, религиозный семьянин и владелец соседнего магазина одежды, от души сочувствует Джорджу, напоминая ему, однако, о греховности его смелых замыслов.

Когда друзья расходятся по домам праздновать приход нового года, Джордж садится за рычаги своего изобретения, с целью подтвердить свою теорию. Так начинается его путешествие, которое окажется приключением целой жизни…

Сначала машина переносит изобретателя из 1899-го в 1917 год. Он выходит на улицу, замечая, что его дом пуст и заколочен, а на ограде висит доска, указывающая, что это частное владение, вход в которое посторонним запрещён. На улице Джордж видит незнакомые ему автомобили и замечает у соседнего здания молодого сына Дэвида Филби Джеймса в военной форме. По ошибке приняв его за отца, он горячо здоровается с ним, но тут же узнаёт, что Дэвид погиб на фронте, поскольку идет Первая мировая война . Джеймс сообщает изобретателю, что после таинственного исчезновения последнего отец стал опекуном всего его имущества и, искренне веря в возвращение друга, распорядился сохранить его дом, так и не позволив выставить его на торги.

Путешественник огорчается и возвращается к своей машине. Следующая его остановка происходит во время Второй мировой войны , он видит вспышки зенитных залпов, заградительные аэростаты и самолёты , и понимает, что это уже новое кровопролитие. Внезапно в его жилище попадает немецкая бомба , и он едва успевает нажать на рычаги, чудом избегнув гибели. Остановив машину в 1966 году, он снова встречает Джеймса, сильно постаревшего. Но поговорить они не успевают, поскольку тот, одев защитный костюм, спешит в бомбоубежище, как и все кругом, под пронзительный звук сирены . Начинается ядерная бомбардировка , которая вызывает вулканическое извержение , и город погибает…

Напуганный Джордж снова едва успевает запустить свою машину. Он наблюдает, как проходит новый каменный век и ждёт, когда он закончится. Когда, наконец, он останавливается, на табло высвечивается 802 701 год. Джордж решается выйти наружу и изучить мир, в котором очутился. Он предусмотрительно вытаскивает из машины рычаг и оставляет её возле возвышающейся над входом в подземелье статуей белого сфинкса . Вдалеке он видит полуразрушенное здание заброшенного музея и направляется к нему. Поднявшись по ступенькам, он видит столы с фруктами, но не находит ни единой живой души. Продравшись сквозь густые заросли экзотических растений и прекрасных, но незнакомых цветов, он выходит к реке, где, наконец, находит людей.

Выясняется, что в эту отдалённую эпоху Земля населена пассивными элоями , которые, подобно растениям или домашним животным, ведут беззаботное существование, завися во всём от мрачных подземных существ с горящими глазами — морлоков . Беспечные элои не проявляют к путешественнику никакого интереса. Более того, когда одна из девушек, красавица Уина, начинает тонуть в реке, никто не откликается на её просьбы о помощи, и Джорджу приходится броситься в стремнину самому. Вытащив Уину, он тщетно пытается расспросить её о жизни элоев, и даже когда она ведёт его в вышеназванное здание и они усаживаются за трапезу, никто из присутствующих не может сказать ему ничего вразумительного.

Услышав про книги, один их мужчин-элоев отводит Джорджа в бывшую библиотеку , но все фолианты там давно истлели и обратились в пыль. Расположенная к изобретателю Уина показывает ему странные звукозаписывающие устройства — «говорящие кольца» — на которых сохранились радиосообщения прошедших времён, в том числе эпохи ядерной войны . Из них Джордж узнаёт, что после последней часть людей, спасаясь от радиации , осталась жить под землёй, ослепнув и одичав, а другая осталась на очистившейся, в конце концов, поверхности, деградировав умственно. Это наталкивает Джорджа на грустные мысли, и он спешно возвращается к месту, где оставил свою машину. Однако последняя исчезла, и Джордж приходит в ужас. Начинает темнеть, в близлежащих кустах он слышит шорохи. Джордж смело подходит и обнаруживает там свою подругу Уину, разведя костёр, который та явно видит впервые в жизни. Из кустов появляются отвратительные существа и хватают девушку, но изобретателю удаётся отбить её с помощью зажжённых спичек.

Наутро путешественник во времени собирается через вентиляционную шахту спуститься в подземелье, где обитают морлоки. Когда он начинает спускаться, попрощавшись с Уиной и пообещав вернуться, слышится неистово громкий сигнал, похожий на сирену, который гипнотизирует всех элоев. Они, как по команде, направляются к статуе белого сфинкса, под которым открываются двери, принимающие «гостей». Джордж, отложив свой спуск, пытается остановить элоев, но не успевает спасти свою подругу, и двери под пьедесталом закрываются. Тогда он возвращается к шахте и проникает через неё в подземелье. Спустившись, Джордж находит залежи человеческих останков и делает страшное открытие. Обеспечивающие элоев всем необходимым морлоки периодически заманивают их под землю с помощью сирены, а затем поедают их , как домашний скот. Он обнаруживает работающие машины и видит ужасных морлоков, которые хлыстами гонят элоев в одно из помещений.

Джордж выхватывает из толпы Уину, вступив в неравную схватку с морлоками. Он пытается отпугнуть их огнём, которого они сильно боятся, но противников слишком много, и один из морлоков начинает его душить. Наконец, в одном из загипнотизированных мужчин-элоев просыпаются человеческие инстинкты, и он, что-то вспомнив, сжимает пальцы в кулак, бьёт морлока по голове и спасает этим путешественника. В бой ввязываются и другие элои, которые устраивают в подземелье пожар, а сами спасаются, вылезая через шахту. Поднявшись на поверхность, элои по совету Джорджа бросают в шахту ветки сухих деревьев, чтобы поддержать горение, а потом отходят подальше. Происходят взрывы, всё рушится, и элои ликуют, празднуя победу над каннибалами.

Сидя у реки, Джордж разговаривает с Уиной, как вдруг его отвлекают, и он замечает в распахнувшемся под сфинксом входе свою машину времени. Радуясь, он зовёт с собой Уину. Однако, после того, как Джордж входит в подземелье, двери закрываются, и оставшиеся в живых морлоки пытаются его убить. Он слышит крики оставшейся снаружи Уины. Путешественнику удаётся отбиться от врагов и запустить свою машину, после чего он вновь отправляется в будущее. Но, наблюдая за быстрым разложением лежавшего перед машиной времени трупа морлока, Джордж решает, что пора возвращаться домой. После запуска машины в обратном направлении он оказывается, наконец, на том же месте, где начал своё путешествие, только на несколько дней позже и на несколько метров дальше, за пределами разрушившейся стены дома во дворе.

За столом Джордж рассказывает друзьям о своём путешествии, но они относятся к его рассказу скептически. В качестве доказательства он показывает сведущему в ботанике Дэвиду неизвестный науке цветок, который Уина подарила ему в далёком будущем. Он провожает друзей и вновь запускает свою машину, чтобы вернуться к девушке, которую полюбил. Филби замечает, что Джордж пытается снова пуститься в путешествие во времени, но не успевает его остановить. Он лишь замечает следы полозьев от машины на снегу. Экономка Джорджа миссис Уотчетт замечает, что Джордж забрал с собой из шкафа всего три книги. Филби сообщает ей, что его друга, вероятно, ждут в будущем нерешённые важные дела и задаётся вопросом, какие книги взяла бы вместо него миссис Уотчет, а затем уходит…

В ролях

Актёр Роль
Род Тейлор Джордж Джордж
Алан Янг Дэвид Филби, Джеймс Филби Дэвид Филби, Джеймс Филби
Иветт Мимо Уина Уина
(англ.) Филипп Хайлер доктор Филипп Хайлер
Том Хелмор Энтони Брайдуэлл Энтони Брайдуэлл
Уит Бисселл Уолтер Кемп Уолтер Кемп
Дорис Ллойд Миссис Уотчетт Миссис Уотчетт

Производство

В 1955 году продюсер и режиссёр Джордж Пал , который ранее снял фильм по роману Герберта Уэллса « Война миров » , обратился к писателю (англ.) , предложив ему написать сценарий для фильма по другому роману Уэллса — « Машина времени » . Дункан выполнил заказ, существенно дополнив сюжет книги дополнительными приключениями героя в будущем . В его сценарии отразились как научные представления, так и ведущие социальные идеи конца 1950-х годов, а также сложившаяся в условиях холодной войны неблагоприятная международная обстановка.

Главную роль в фильме исполнил Род Тейлор , который также читал текст за кадром .

Премии и номинации

Примечания

  1. The E.J. Mannix ledger (англ.) / The Margaret Herrick Library. — Los Angeles, 1962. — (Howard Strickling papers).
  2. (англ.) — 1990.
  3. . web.archive.org (14 сентября 2018). Дата обращения: 10 июня 2022. Архивировано 14 сентября 2018 года.
  4. Lee Pfeiffer. . film by Pal [1960] (англ.) . Encyclopedia Britannica (26 июня 2019). Дата обращения: 4 декабря 2021. 3 февраля 2022 года.
  5. (англ.) на сайте American Film Institute Catalog
  6. . 1961 (англ.) . Oscars.org . Academy of Motion Picture Arts and Sciences . Дата обращения: 4 декабря 2021. 14 сентября 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Машина времени (фильм, 1960)