Новачек, Карел
- 1 year ago
- 0
- 0
Карел Земан ( чеш. Karel Zeman ; 3 ноября 1910 , — 5 апреля 1989 , Злин ) — чешский режиссёр , мультипликатор и сценарист . Один из основателей чешской кукольной мультипликации .
Карел Земан родился 3 ноября 1910 года в Остромерже. Был старшим братом Борживоя Земана , также кинематографиста, режиссёра пародийного детектива « Призрак замка Моррисвилль ». С детства любил куклы и часто устраивал дома кукольные представления, даже основал свой кукольный театр, но тот просуществовал недолго. В Париже поступил в Художественно-промышленную школу. В 1942 году начал работать в киноателье в городе Злине, где сделал свой первый мультипликационный фильм « ». Затем режиссёр снимает несколько мультфильмов с постоянным персонажем паном Прокоуком. Вместе с Герминой Тырловой и Иржи Трнкой Земан становится основателем чешской кукольной мультипликации. В 1949 году художник снимает свой первый цветной мультфильм — « », в котором использовал фигурки из цветного стекла. В своём первом полнометражном мультфильме, « » (1952), Земан соединил рисованную и кукольную анимацию .
В 1955 году выходит первый полнометражный комбинированный трюковый фильм Земана — « Путешествие к началу времён », в котором режиссёр сочетает игру актёров с кукольной анимацией и объёмными макетами . Международную известность Земану принес его следующий фильм — « Губительное изобретение » (1958; в советском прокате «Тайна острова Бэк-Кап»), снятый по мотивам романа Жюля Верна « Флаг Родины ». В этом фильме окончательно оформился стиль режиссёра. Объединяя игру актёров с различными видами анимации, объёмными макетами и рисованными задниками, Карел Земан стилизует фильм под гравюры первых иллюстраторов романов французского писателя . Фильм получил Гран при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе ; критики и журналисты сравнивали режиссёра с Жоржем Мельесом . Найденного стиля художник придерживался и в последующих трюковых фильмах: в « Бароне Мюнхгаузене » (1961) отправной точкой для него стали рисунки Гюстава Доре , а в « » (1964; в советском прокате «Два мушкетёра») — гравюры XVII века . По мотивам произведений Жюля Верна Земан снял ещё два фильма — « » (1967) и « » (1970) .
В начале 1970-х годов у Земана неожиданно отказало зрение, и ему пришлось перенести тяжёлую операцию хрусталиков глаз. Ослабшее зрение не позволяло режиссёру снимать новые комбинированные фильмы, и он вернулся к «чистой» анимации. Теперь художник работает в технике плоской бумажной марионетки. В этой технике он снимает три полнометражных мультфильма: « » (1974), « Крабат — ученик колдуна » (1977) и « » (1980; последний фильм Земана) .
Карел Земан скончался 5 апреля 1989 года .
В октябре 2012 года в Праге открылся музей Карела Земана .
Карел Земан создал особый уникальный метод соединения анимации и игрового кино, который получил название «мистимация» (англ. mystimation). В отличие от других методов, в частности, от «динамации» (англ. dynamation) Рэя Харрихаузена , мистимация использует как обычную рисованную, кукольную и перекладную анимацию, так и неанимационные элементы — большие матовые картины, миниатюры, рисунки и фотографии, и всё вместе это стилизовано под произведения изобразительного искусства; при этом Земан стремится не к тому, чтобы анимация стилистически соответствовала живому действию, а, напротив, к тому, чтобы игра актёров соответствовала изобразительному стилю фильма. Творчество Земана оказало влияние на таких режиссёров, как Ян Шванкмайер , Терри Гиллиам , Тим Бёртон и Уэс Андерсон .