Взломщики (фильм, 1984)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Взлётная полоса» ( фр. La Jetée , вариант перевода «Терминал» ) — чёрно-белый 28-минутный фантастический фильм французского режиссёра Криса Маркера 1962 года , удостоенный премии Жана Виго . Выполнен в технике фоторомана : образный ряд состоит из сменяющих друг друга фотографий . Картина Маркера вписана в историю кино как один из самых значительных и влиятельных образцов кинофантастики .
Фильм открывает торжественная литургия Петра Гончарова «Кресту Твоему» в исполнении хора Александро-Невского собора . После термоядерного удара третьей мировой войны оставшиеся в живых парижане живут в подземных катакомбах Парижа. Они предпринимают попытки путешествий во времени в надежде найти в будущем потомков и заполучить от них еду, медикаменты и энергетические установки «во имя того, чтобы прошлое и будущее помогли настоящему».
Главный герой, являясь заключённым, вынужден согласиться на путешествие во времени. Его постоянно преследует эпизод его детства, в котором он становится свидетелем убийства в терминале аэропорта Орли . Этот эпизод используется при путешествии во времени. Путешественника забрасывают всё дальше и дальше в прошлое. Путешественник встречается и разговаривает с женщиной, которая была вместе с убитым. После успешного путешествия в прошлое экспериментаторы забрасывают главного героя в будущее.
В будущем он встречается с людьми возродившегося общества. По возвращении в настоящее героя приговаривают к смерти, но люди будущего предлагают перенести его в будущее и присоединиться к ним. Он отказывается, прося вернуть его в прошлое, в терминал аэропорта Орли. Попав назад в прошлое, он понимает, что убитый человек, которого он видел в детстве — он сам, и что он увидел собственную смерть со стороны .
«Взлётная полоса» — единственный игровой фильм знаменитого документалиста Криса Маркера и один из первых фильмов о субъективно переживаемых путешествиях во времени. Кинокритики сравнивают его с рассказами Борхеса и « Прошлым летом в Мариенбаде » напарника Маркера по документальным проектам 1950-х годов, Алена Рене . На протяжении всего своего творческого пути прустианцы Маркер и Рене оставались зачарованы всесилием и в то же время несовершенством памяти . Как пишут авторы киноэнциклопедии allmovie :
Фотомонтажная техника фильма, кажется, отражает импрессионистическую природу памяти, из фрагментов которой субъект составляет осмысленный визуальный образ. В одной из сцен возлюбленная главного героя вглядывается в камеру — и вдруг внезапно моргает. Утончённый и в то же время безотказно шокирующий фильм, «Взлётная полоса» блистательно подрывает правила создания кино, заставляя зрителей пересмотреть свои установки относительно не только кино, но и времени, памяти и того, как нами воспринимается действительность.