Interested Article - Проклятие людей-кошек
- 2020-04-23
- 1
« Проклятие людей-кошек » ( англ. The Curse of the Cat People ) — фильм режиссёров и Роберта Уайза , вышедший на экраны в 1944 году.
Хотя фильм считается сиквелом « Людей-кошек » (1942), и в обеих картинах действует много общих персонажей, тем не менее, история, которая рассказывается в этом фильме, совершенно иная. Фильм рассказывает о шестилетней девочке с богатым воображением, которая из чувства одиночества заводит дружбу с привидением, предстающим в образе Ирены, женщины-кошки погибшей в первом фильме. Попытки отца девочки вернуть её из мира фантазий в реальный мир приводят к конфликту, который благополучно разрешается благодаря вмешательству привидения. По мнению современных критиков, эта картина не относится к жанру хоррор, как «Люди-кошки», её чаще всего называют семейной мелодрамой или относят к жанру фэнтези.
Этот фильм стал дебютной режиссёрской работой знаменитого в будущем режиссёра Роберта Уайза , который до того работал киномонтажёром.
Сюжет
Действие фильма происходит через несколько лет после смерти героини фильма «Люди-кошки» Ирены Дубровны ( Симона Симон ). Её вдовец, инженер-кораблестоитель Оливер Рид ( Кент Смит ) женился на своей коллеге Элис Мур ( Джейн Рэндолф ), и они переехали из Нью-Йорка в небольшой городок Тарритаун , у них родилась дочь Эми ( ), которой исполняется шесть лет. Эми посещает детский сад, однако не может поладить с другими детьми, ей не интересны их игры, и куда более привлекает общение с бабочками. Дети жалуются воспитательнице мисс Кэллэхэн ( ), что с Эми невозможно играть, так как она им только мешает.
На следующий день семья Ридов ждёт гостей по случаю дня рождения Эми. Готовясь к празднику, Оливер делится с Элис своими переживаниями по поводу замкнутости Эми, и того, что реальному миру она предпочитает мир собственных иллюзий, как и его первая жена Ирена. Когда приглашённые дети не приходят к назначенному сроку, Оливер пытается выяснить у их родителей, собираются ли дети на праздник. Однако оказывается, что никто из них не получал приглашения. Оливер спрашивает у Эми, где приглашения, которые они вместе составляли несколько дней назад. Та отвечает, что положила приглашения в почтовый ящик в дупло «волшебного дерева». В итоге Оливер, Элис и Эми втроём отмечают день рождения, во время которого Эми обещает родителям подружиться с соседскими детьми.
На следующий день Эми выходит на улицу и пытается подружиться с соседскими детьми, но три девочки, с которыми она хочет поиграть, убегают от неё. Эми пытается их догнать, но когда она пробегает мимо большого старого дома, какой-то красивый старческий голос из окна просит её зайти в сад. Эми подходит ближе к дому, после чего из окна вылетает кольцо на привязанном к нему платке. Эми подбирает кольцо, но в этот момент из дома выходит злая молодая женщина ( ), забирает платок и уходит обратно в дом. Вернувшись домой, Эми рассказывает отцу о том, как пыталась подружиться с другими детьми, что его искренне радует. Но когда Эми начинает говорить о голосе из окна, Оливер с грустью решает, что дочь опять предаётся своим фантазиям. Элис не согласна с Оливером, считая, что с их дочерью всё в порядке, и они начинают спорить.
Слуга Ридов, Эдвард (Сэр Ланселот), рассказывает Эми, что согласно народным поверьям, если повернуть кольцо на пальце и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Однажды днём играя в саду, Эми поворачивает на пальце кольцо и загадывает желание, чтобы у неё был друг. Внезапно с деревьев начинают падать листья, свет сверкает и меркнет, а Эми как будто начинает играть и разговаривать с невидимым другом.
Тем же вечером, узнав о кольце, мать говорит Эми, что его надо вернуть владельцам, и на следующее утро девочка отправляется в тот самый дом Фэрренов. Дверь ей открывает та же молодая женщина, которая отобрала у неё платок, как выясняется, её зовут Барбара Фэррен. Барбара запирает дверь в дом и тут же исчезает, и Эми остаётся в огромной гостиной наедине со странными и пугающими вещами. Неожиданно из-за занавески появляется Джулия Фаррен ( ), импозантная пожилая дама, бывшая актриса, которая слегка тронулась рассудком. Она не признаёт свою дочь Барбару, утверждая, что её настоящая дочь умерла в пятилетнем возрасте, а Барбара, которая выдаёт себя за дочь, попросту самозванка. Джулия проявляет свою любовь только Эми, что раздражает Барбару, которая, несмотря на все усилия сблизиться с матерью, чувствует себя в доме прислугой. Джулия как настоящая актриса читает Эми отрывок из « Легенды о Сонной лощине » про всадника без головы, что производит на девочку сильное впечатление. В этот момент появляется Эдвард, слуга семьи Ридсов ( ), и уводит Эми домой. В порыве ревности Барбара после ухода Эми клянётся при следующей встрече убить девочку. Ночью Эми снится сон о всаднике без головы, и она просит своего воображаемого друга утешить её. Вызванный призывом Эми, нежный ветер, а за ним и тень входят в комнату.
Однажды Эми находит в ящике тумбочки среди старых семейных фотографий портрет умершей Ирены, и он очаровывает девочку. Когда родители узнают, что Эми нашла фотографию Ирены, Оливер, чтобы не вызвать дополнительных проблем с женой и дочерью, сжигает всё фотографии своей первой жены в камине, оставляя себе одну совместную фотографию на память. Когда Эми выходит в сад и зовёт своего друга, он появляется в образе Ирен. Они становятся друзьями. Наступает зима, и в канун Рождества Эми выбегает из дома, чтобы подарить Ирене подарок.
Позднее, увидев фото Оливера и Ирены, Эми объявляет, что эта женщина и есть её друг. Это тревожит Оливера, который просит дочь выйти в сад и позвать своего друга. Эми указывает отцу на дерево, утверждая, что под ним стоит Ирена. Отец ничего не видит, и, решив, что Эми в очередной раз всё выдумала, наказывает ребёнка, запирая в её комнате. Когда наказанная Эми рыдает в своей комнате, появляется Ирена и говорит ей, что должна с ней попрощаться и уйти навсегда. Махнув Эми на прощанье, она исчезает.
Пока родители вместе с воспитательницей мисс Кэллэхэн в очередной раз обсуждают поведение Эми, девочка незаметно выскальзывает из дома и отправляется на поиски Ирены прямо в лес, где начинается сильный снегопад. Мисс Кэллэхэн тем временем пытается объяснить, что Оливер несправедливо наказал свою дочь за обычные детские фантазии, и убеждает его не наказывать девочку, а попытаться лучше понять её, стать ей другом. Оливер решает помириться с Эми, и поднимается в её комнату, однако с ужасом видит, что дочь пропала. Мисс Кэллэхэн срочно вызывает полицию, а родители немедленно отправляются в лес на поиски девочки.
Тем временем Эми, которая попадает в бушующую вьюгу, ложится к дереву и вспоминает историю о всаднике без головы. Ей кажется, что до неё доносится стук копыт скачущей лошади. От страха Эми съёживается, но оказывается, что за стук копыт она приняла грохот старой машины. В испуге девочка убегает, и в поисках укрытия стучится в дом Фэрренов. Дверь открывает Джулия, и чтобы Барбара не заметила девочку, намеревается спрятать её у себя на втором этаже. Однако при быстром подъёме по лестнице сердце Джулии не выдерживает, она теряет сознание, падает и умирает. В этот момент появляется Барбара, они с Эми пристально смотрят друг на друга. В какой-то момент Эми представляется, что Барбара — это Ирена. Девочка спускается вниз по лестнице и обнимает Барбару, называя её своим другом. Руки Барбары, первоначально напряжённо сжатые около головы девочки, расслабляются, и она в ответ тоже обнимает Эми.
В этот момент приезжают Оливер вместе с полицией. Некоторое время спустя Оливер обещает Эми быть её другом, и принимать её воображаемых друзей. Поняв, что она больше не нужна, Ирена исчезает.
В ролях
- Симона Симон — Ирена Рид, умершая жена Оливера
- Кент Смит — Оливер Рид
- Джейн Рэндолф — Элис Рид
- — Эми Рид
- — мисс Кэллэхэн, воспитательница Эми
- — миссис Джулия Фаррен
- — Барбара Фаррен
- — капитан полиции
- — Эдвард, дворецкий и повар Рида
Производство и прокат фильма
Вэл Льютон вошёл в историю кино как создатель нового киножанра «психологический фильм ужасов». В 1942—1946 годах на студии РКО он продюсировал первые и лучшие картины в этом жанре, среди них « Люди-кошки » (1942), « Я гуляла с зомби » (1943), « Человек-леопард » (1943), « Седьмая жертва » (1943), « Корабль-призрак » (1943) и « Похититель тел » (1945) .
В 1944 году Льютон приступил к работе над картиной, которая, как предполагалось руководством студии РКО, будет сиквелом коммерчески наиболее успешного фильма студии «Люди-кошки». При работе над фильмом Льютон вложил в него много личного, введя в историю некоторые автобиографические подробности из собственного детства, такие как приглашения на день рождения, которые «отправляются по почте», когда кладешь их в дупло дерева. Льютон провёл детство в Тарритауне , где происходит и действие фильма, и очень любил истории про привидения, такие как история про «всадника без головы» из « Легенды о Сонной лощине » Вашингтона Ирвинга , отрывок из которой фигурирует в фильме .
Производство фильма началось в павильонах студии РКО в Голливуде 26 августа и было завершено 4 октября 1943 года , дополнительные съёмки были сделаны в течение недели, начиная с 21 ноября .
В качестве режиссёра фильма дебютировал , который до того ставил лишь короткометражные фильмы. Согласно информации « Голливуд репортер », когда при работе над картиной Фрич выбился из съёмочного графика, монтажёр фильма Роберт Уайз был поставлен вместо него, также дебютировав в роли режиссёра. По официальным документам РКО, картина была завершена с опозданием от графика на девять дней и превысила бюджет с запланированных 147 до 212 тысяч долларов .
В дальнейшем фон Фрич так и остался малоизвестным режиссёром, в то время как Уайз сделал успешную карьеру. Он, в частности, поставил для Льютона в 1945 году высоко оценённый фильм ужасов « Похититель тел » (1945), после чего последовали такие успешные фильмы нуар, как « Рождённый убивать » (1947), « Подстава » (1949) и « Ставки на завтра » (1959), фантастический фильм « День, когда Земля остановилась » (1951) и фильм ужасов « Логово дьявола » (1963) . В 1942 году Уайз был номинирован на Оскар за лучший монтаж фильма « Гражданин Кейн » (1941). Впоследствии как режиссёр он номинировался на Оскар за фильм « Я хочу жить! » (1958) и получал Оскары за фильмы « Вестсайдская история » (1961) и « Звуки музыки » (1965). Два последних фильма принесли ему также Оскаров за лучший фильм как продюсеру, кроме того, как продюсер он удостоился номинации на Оскар за фильм « Песчаная галька » (1966) .
РКО пыталась воспользоваться популярностью фильма Вэла Льютона «Люди-кошки» (1942), назвав этот фильм «Проклятие людей-кошек» и пригласив Симону Симон , Кента Смита и Джейн Рэндолф , чтобы те сыграли тех же персонажей, что и первом фильме. Хотя в обоих фильмах действуют те же персонажи, по жанру «Проклятие людей-кошек» — это скорее фэнтези, чем хоррор, и люди в нём не превращаются в кошек. В одном из более поздних интервью сценарист картины , написавший сценарии обоих фильмов, утверждал, что Льютон хотел назвать картину «Эми и её друг», тем самым убрав какую-либо связь с более ранним фильмом, но студия с ним не согласилась .
Руководство студии было разочаровано, увидев режиссёрскую версию картины, и настояло на нескольких дополнительных сценах, таких как сцена в самом начале, где мальчики пугают чёрного кота, которые были досняты и вставлены в картину. Одновременно некоторые моменты, которые играли важную роль по сюжету, были удалены при повторном монтаже, чтобы вместить новые сцены .
Чтобы повысить коммерческую привлекательность фильма, РКО настаивало на том, чтобы подавать фильм так, как будто это фильм ужасов — рекламные лозунги гласили «Чёрная угроза снова бросает в дрожь!», «Странное, запретное, захватывающее», «Мягкая история ужаса!» и «Женщина-зверь снова крадётся по ночам». Кроме того, рекламный отдел РКО рекомендовал владельцам кинотеатров использовать следующие рекламные приёмы — «Нанесите следы кошачьих лап с когтями, ведущие к вашему кинотеатру», "Направьте нескольких мужчин и женщин в кошачьих масках на улицы города с карточками на спине «А кошки — люди?» и т. п. .
Однако, «как и следовало ожидать, фильм не сработал на аудиторию, подготовленную рекламой увидеть типичный фильм ужасов. Тем не менее, многие признанные кинокритики были впечатлены фильмом и даже считали его самым большим достижением Льютона» .
Оценка фильма критикой
После выхода на экраны фильм получил как отрицательные, так и сдержанно положительные отклики от критиков. Так, журнал « Variety » оценил картину как «глубоко разочаровывающую» . С другой стороны, кинокритик Босли Кроутер написал в « Нью-Йорк таймс »: «Продюсеры РКО ввели в фильм некоторые элементы хоррора и попытались сделать вид, что это сиквел „ Людей-кошек “. Однако в действительности фильм значительно отходит от обычных фильмов ужасов и предстаёт как странное и трогательное исследование работы чувствительного детского ума», далее отметив: «Очень жаль, что коммерческие соображения вынудили ввести ужасы в этот фильм, так как его лучшими моментами стали те, когда продюсеры пытаются передать душевное состояние ребёнка». Кроутер заключает, что "вся концепция и построение картины предполагает опору на фантазию и воображение. Главный же недостаток картины заключается в том, что он «проклят» налётом и некоторыми дешёвыми эффектами из «Людей-кошек» .
С годами репутация фильма выросла. Историк кино Уильям К. Эверсон обнаружил в «Проклятии людей-кошек» то же чувство красоты, что и в « Красавице и чудовище » (1946) Жана Кокто , а режиссёр Джо Данте сказал, что «качества беспокойной диснеевской сказки в фильме ошеломили поклонников хоррора на десятилетия» .
Журнал « TimeOut » написал, что это «далеко не фильм ужасов, а трогательный, чувственный и лиричный фильм о детстве, психологически проницательный, умный и иногда тревожный, в центре внимания которого находится детский взгляд на грустный и жестокий мир». Далее журнал отмечает, что как «Люди-кошки», так и этот фильм «показывают, как вина, страх и фантазии могут вырасти из одиночества и непонимания» . Деннис Шварц иронически замечает, что в фильме есть «те же актёры», что и в «Людях-кошках», но нет «ни проклятий, ни людей-кошек». По мнению Шварца, этот фильм представляет собой «скорее семейную мелодраму, чем историю ужасов», так как Льютон «сделал фильм о трудностях детства и воспитания детей, опираясь на собственный детский опыт и трудности, которые он испытывал с собственной дочерью». Критик также обращает внимание на то, что «фильм так до конца и не проясняет, было ли это привидение, которое подружилось с одиноким ребёнком или это просто был плод её воображения» . Кинокритик , назвав картину «увлекательной и бесконечно очаровательной фэнтези, рассказанной глазами ребёнка», заключил, что как «обворожительный взгляд на чудесное безграничное царство детской фантазии фильм добивается огромного успеха» .
Примечания
- (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 12 декабря 2015.
- ↑ Jeff Stafford. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 12 декабря 2015. 10 января 2016 года.
- (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 12 декабря 2015. 13 марта 2016 года.
- ↑ (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 12 декабря 2015. 23 сентября 2015 года.
- (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 12 декабря 2015.
- (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 12 декабря 2015. 5 марта 2016 года.
- (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 12 декабря 2015. 6 марта 2016 года.
- (англ.) . Variety (31 декабря 1943). Дата обращения: 12 декабря 2015. 8 ноября 2012 года.
- Bosley Crowther. (англ.) . The New York Times (4 марта 1944). Дата обращения: 12 декабря 2015. 4 октября 2015 года.
- William K. Everson. (неопр.) . — The Citadel Press, 1974. — ISBN 9780806509006 . 4 марта 2016 года.
- GA. (англ.) . TimeOut. Дата обращения: 12 декабря 2015. 9 марта 2016 года.
- Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (10 января 2007). Дата обращения: 12 декабря 2015. Архивировано из 2 мая 2017 года.
- Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 12 декабря 2015. 15 марта 2016 года.
Ссылки
- на сайте IMDB
- на сайте Allmovie
- на сайте Американского института кино
- на сайте Turner Classic Movies
- 2020-04-23
- 1