Interested Article - Индуистский храм

Индуи́стский храм , или манди́р ( санскр. मंदिर , IAST : mandira , букв. «обиталище, жилище»), — место поклонения для последователей индуизма , понимаемое в качестве «дома Бога» . Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности. Индуистский храм является моделью вселенной, воспроизводя своим святилищем, башней, бассейном и высаженным деревом мировые пещеру, гору, океан и древо. Традиционные каноны по их строительству, проектировке и дизайну содержатся в особом классе индуистской литературы Васту-шастрах (« » и другие), вопросам пропорции и стандарты изготовления образов храмовых божеств (мурти) и иных скульптур, живописи и другим прикладным дисциплинам посвящены Шилпа-шастры .

В ведийский период вместо храмов сооружались жертвенные столбы ( юпы ) и алтари ( ) с навесами. В дальнейшем, под влиянием движения бхакти и буддизма , появляются пещерные и иные крытые храмы . Однако, тысячи древних храмов были разрушены во время исламского господства. Особо сильно пострадала Северная Индия , находившаяся под властью мусульман в период с 1200 по 1700 год . Только в Южной Индии некоторые наиболее важные храмы сохранились до нашего времени .

Аутентичное наименование

Индуистские храмы известны под разными именами в различных частях света, в зависимости от языка, на котором говорит местное население. Слово «мандир» или «мандира» используется во многих языках, включая хинди , и происходит от санскритского слова мандира , что в переводе означает «дом» (подразумевается дом Бога). На тамильском языке храмы называются ковил ( там. கோயில் ), а также, в особенности в современной речи, алаям ( там. ஆலயம் ). Этимология данного слова: ко ( там. கோ ) означает Господь, и ил ( там. இல் ) дом, место обитания (помимо значения «дом Божий» , этот термин может также означать «царский дом» , так как ко ( там. கோ ) равным образом может означать «царь» или «Бог» ). На языке каннада храмы называют деваштхана или гуди , на телугу гуди , девалаям или ковела , на бенгали мондир , и на малаялам кшетрам или амбалам . Тямские храмы именуются каланами .

Архитектура

Элементы североиндийского храма: гарбхагриха , шикхара , антарала , мандапа .

Архитектура индуистского храма как часть индуистской архитектуры разнится в региональных стилях как в самой Индии, так и за её пределами. Основное деление проходит меж и . Но любой храм, как правило, состоит из следующих основных элементов. Важнейшая часть — кубическое святилище гарбхагриха («чрево храма»), в котором располагается алтарь с главным мурти храма; иногда под ней сооружается подземная гарбхагриха, полностью закрытая и недоступная. Над святилищем надстраивается башнеобразная округлая шикхара (на юге Индии — ярусообразная , шикхарой в этом случае именуется её шлемовидное навершие). К святилищу примыкает антарала — небольшой притвор-вестибюль между святилищем и залом для молящихся, далее расположен сам колонный зал- мандапа , прихожая- ардхамандапа и портик. Помимо основного здания храм включает дополнительные мандапы — павильоны для паломников, служащие для танцевальных представлений дэвадаси , свадебных ритуалов, размещения статуй богов и т. д. Есть примеры особых танцевальных павильонов ( ната-мандиров ), как в храме Cолнца в Конараке . Основными строительными материалами выступают кирпич и каменные блоки . Частью храма является и бассейн ( кунда ) для омовений .

На юге Индии нередки обширные храмовые комплексы, включающие дополнительные храмы и мандапы, окружённые стеной, ворота в которых увенчаны высокими, нередко колоссальными, башнями — гопурами , визуально доминирующими над самим храмом, с цветистой лепниной, статуями божеств и масками- киртимукха .

Храмовый комплекс богини Минакши ( Мадурай , Тамилнад , Индия), о котором с восхищением отзывался путешественник Марко Поло .

Внутреннее убранство

Интерьер храма Минакши ( Мадурай , Тамилнад ).

Уникальность интерьера индуистского храма, это его высочайший синтез всех искусств. Синтетичность индуистской архитектуры проистекала уже из того факта, что в прежние времена к изучению архитектуры допускались лишь те ученики, кто в ходе многолетнего обучения уже в совершенстве овладел танцем, музыкой, живописью, скульптурой и иными прикладными искусствами. Как никакие иные культовые сооружения мира индуистский храм украшается скульптурами, скульптурными рельефами, рельефами, резным орнаментом, стены обычно покрыты росписями на мифологические темы . Внутри каждого храма обязательно присутствует мурти — скульптурное изображение того или иного божества. Пол может выстилаться коврами и циновками, но часто верующие сидят просто на полу (обувь оставляется у входа). Перед храмами либо внутри них обычно устанавливаются « » — колонны-флагштоки, часто с изображением лингама , священных животных и лампами наверху. При многих храмах хранятся « », используемые для праздничных процессий.

Мурти Кришны-Гауранги и Радхи-Виноды-бихари храма в Девананда гаудия матхе ( Набадвип , Западная Бенгалия, Индия).

Мурти

Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти , которому или которым и посвящён храм. Во время обряда освящения храма, Бога в одной из Его форм или дэва приглашают «воплотиться» в каменное, металлическое или деревянное мурти и начать принимать поклонение. Храм обычно посвящается мурти одной из форм Бога или одному из дэвов . Это мурти выступает как главное божество, наряду с которым устанавливаются «второстепенные» мурти других дэвов и святых. Однако, также существует много храмов, в которых сразу несколько мурти играют роль главных божеств.

Зал-мандапа храма Амрутешвара (Амрутхапура, Карнатака ).

Управление

В Индии и многих других странах, управлением каждого храма занимается совет храма , который заведует всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и возглавляется председателем. Во многих деревнях в Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной семье. Много храмов в Индии имеющих археологическое или историческое значение, находятся под управлением Археологического управления Индии .

Социальные функции

Помимо основных ритуальных функций как место проведения пуджи , киртана , ритуальных танцев, свадеб, издавна индуистские храмы стали играть и такие социальные роли, как библиотеки, школы, больницы и общественные столовые .

Галерея

См. также

Примечания

  1. , p. 61—62.
  2. , с. 25—27.
  3. .
  4. .
  5. , с. 442—443.
  6. .
  7. .
  8. , с. 443—444.
  9. , p. 74.
  10. , с. 445.
  11. . Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 20 января 2008. 19 августа 2020 года.
  12. .
  13. , с. 28.
  14. , p. 59–60.

Литература

  • Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия = Basham A. L. The Wonder That Was India: A Survey of the Culture of the Indian Sub-Continent Before the Coming of the Muslims (1954) / Пер. с англ. Под ред. Г. Н. Бонгард-Левина . — М. : Наука ( ГРВЛ ), 1977. — 616 с. — (Культура народов Востока).
  • Вертоградова В. В. Архитектура // Культура древней Индии / Сост. и отв. ред. А. В. Герасимов. — М. : Наука ( ГРВЛ ), 1975. — С. 293—314. — 430 с.
  • Виноградова Н. А., Прокофьев О. С. // Искусство Древнего мира / Под общ. ред. А. Д. Чегодаева . — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М. : Искусство ; Академия художеств СССР , Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1956. — Т. 1. — С. 417—436. — 865 с.
  • Горбушина М. Д. Иконография индуизма // / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996. — С. 194—200. — 576 с. — 10 100 экз. ISBN 5-250-02557-9 .
  • Дубянский А. М. Храм индуистский // / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996. — С. 442—445. — 576 с. — 10 100 экз. ISBN 5-250-02557-9 .
  • . — М. : Стройиздат , 1964. — 244 с.
  • Маратхе Каумуди. Храмы Индии. Превращение камня. — М. : МК-Периодика, 2001. — 162 с. — 3000 экз. ISBN 5-93881-011-6 .
  • Прокофьев О. С. // Искусство средних веков. Кн. 2: Искусство Индии и Юго-восточной Азии / Под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского.. — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М. : Искусство ; Академия художеств СССР , Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1960. — Т. 2. — С. 173—241. — 508 с.
  • Средневековые индийские мастера о скульптуре: Из хиндуистских трактатов V—XVI вв. / Пер. // Мастера искусств об искусстве / Отв. ред. сб. И. П. Челышева. — М. , 1965. — С. 30—58.
  • Тюляев С. И. Искусство Индии: Архитектура. Изобразительное искусство. Художественное ремесло. — М. : Наука , 1968. — 344 с. — (Библиотека отечественного востоковедения). — 5200 экз.
  • Acharya P. K. . — Oxford University Press (Republished by Motilal Banarsidass), 2010. — ISBN 978-81-7536-534-6 .
  • Acharya P. K. Indian Architecture according to the Manasara Shilpa Shastra. — London, 1927. — ISBN 0300062176 .
  • . . — New Delhi: Voice of India, 1991. — Vol. 2. — ISBN 81-85990-03-4 .
  • / M. Meister, M. A. Dhaku (eds.). — Philadelphia/Delhi: University of Pennsylvania Press/Oxford University Press, 1983. — ISBN 978-0195615371 .
  • Hardy A. . — Wiley: Chichester, 2007. — 256 p. — ISBN 978-0-470-02827-8 .
  • Krishna Deva. Temples of India. — New Delhi: Aryan Books International, 1995.
  • Michell G. . — 2nd Ed. — Chicago/London: University of Chicago Press, 1988. — 192 p. — ISBN 0-226-53230-5 .
  • Shukla D. N. Vastu-Sastra: Hindu Science of Architecture. — Munshiram Manoharial Publishers, 1993. — ISBN 978-81-215-0611-3 .

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Индуистский храм