Вендетта (фильм, 1962)
- 1 year ago
- 0
- 0
«V — значит вендетта» ( англ. V for Vendetta ) —англо-германо-американский художественный фильм в жанре антиутопии , экранизация одноимённого графического романа Алана Мура , осуществлённая Дж. Мактигом по сценарию братьев Вачовски , которые также выступили продюсерами. Фильм посвящён памяти оператора Адриана Биддла , который умер в декабре 2005 года. Картина должна была выйти в прокат 4 ноября 2005 года, за день до четырёхсотой ночи Гая Фокса , но релиз был отложен до 17 марта 2006 года. Премьера фильма в России состоялась 20 апреля 2006 года.
Маски из фильма стали популярным символом протестного движения в западных странах . В этом качестве они используются группой активистов « Анонимус » и некоторыми участниками движения « Захвати Уолл-стрит » .
В начале фильма показана историческая вставка — арест и казнь Гая Фокса , участника Порохового заговора в XVII веке в Британии.
Затем повествование переключается на антиутопическое альтернативное недалёкое будущее . К власти в Великобритании пришла фашистская партия Norsefire. США утратили мировое господство и страдают от свирепой гражданской войны. Другие страны не упоминаются. Британское общество сковано тоталитарными ограничениями Norsefire, обещавшей на выборах покончить со смертельным вирусом , гулявшим по стране, и вскользь упомянутой войной с США.
Во время комендантского часа поздним вечером 4 ноября неизвестного года человек, носящий маску Гая Фокса и называющий себя « V » («Ви»), спасает из рук Службы Безопасности Norsefire (в фильме её сотрудники именуются Пальцами) ассистентку британского телеканала British Television Network (BTN) Иви Хэммонд. V сообщает Иви, что он «музыкант» и приглашает её послушать его «выступление» на крышу здания около центрального уголовного суда Лондона — Олд-Бейли . С боем часов Биг Бэна и наступлением 5 ноября Иви наблюдает подрыв Олд-Бейли, сопровождающийся фейерверками и увертюрой Чайковского « 1812 год », транслируемой через городскую систему звукового оповещения.
Правительство объясняет теракт аварийным сносом здания, но V захватывает студию в телецентре BTN и запускает в эфир собственную запись, где произносит пламенную речь, объявляя, что заявления правительства — ложь, что подрыв совершил он. V призывает население восставать против существующего режима и прийти на следующее 5 ноября к Парламенту , чтобы «устроить им такое 5 ноября, которое никогда не забудется». Речь террориста являет собой образец красноречия и находит широкий, хотя и замаскированный отклик у населения.
Сотрудники полиции оперативно захватывают телецентр, но Иви, работающая там же, в критической ситуации внезапно решает помочь V спастись. Тот приносит её в Галерею теней, место, где он живёт и хранит вещи, изъятые им со склада управления по делам цензуры. V требует, чтобы она оставалась у него до следующего 5 ноября, то есть — оставшийся год. Решив сбежать из Галереи теней, Иви рассказывает V часть своей истории и предлагает свою помощь. Позже V решает с помощью переодетой под нимфетку Иви пробраться в спальню Энтони Лиллемана, архиепископа Кентерберийского , позволяющего себе педофилию .
Иви пытается раскрыть план V архиепископу, но тот не верит ей и пытается изнасиловать . При появлении V Иви нервно сбегает и отправляется к своему начальнику по BTN, Гордону Дитриху. В ответ на откровенность Иви он рассказывает ей о коллекции запрещённого искусства и литературы. После того, как Гордон против цензуры люто высмеивает Верховного Канцлера в своём развлекательном шоу, Служба Безопасности врывается домой к Гордону, избивает и без лишних формальностей арестовывает его. Иви пытается сбежать, но ей это не удаётся. Ей принудительно бреют голову , а после избивают, допрашивают и пытают несколько дней. Эти дни Иви проводит в камере-одиночке, на цементном полу, находя утешение только в записях заключённой по имени Валери, которая когда-то содержалась в этой же камере. Валери когда-то была актрисой, но потом была отправлена в тюрьму за то, что была лесбиянкой . В последней записи она осознаёт, что умирает и обращаясь к тому, кто будет читать её записи, призывает не предавать себя и не идти на соглашение с угнетателями.
В конце концов, Иви предлагают выбор — либо она сообщит необходимую информацию о V и останется в живых, либо, в противном случае, будет казнена. Она отвечает, что предпочла бы умереть, и её освобождают. Вышедшая из камеры Иви обнаруживает, что всё это время находилась в Галерее теней, а всё её заключение организовал V, который с сожалением сообщает ей, что Гордон был казнён (за хранение Корана ). Вначале Иви отказывается понимать, зачем V пошёл на такой спектакль, и ненавидит его за пережитые в фальшивой камере испытания. Затем она понимает, что полученный в «заключении» опыт помог ей преодолеть внутренний страх. Вскоре Иви оставляет V, который просит её лишь об одном — возможности увидеть её до 5 ноября. Иви соглашается. V убивает всех причастных к массовой гибели узников концлагеря при проведении опытов (создание вакцины), в которой сам же и был подопытным.
4 ноября следующего года Иви возвращается в Галерею теней. Он предлагает ей подарок, но прежде просит потанцевать с ним, во время танца Иви пытается снять с V маску, но тот отказывается, косвенно поясняя, что он серьёзно изуродован. V показывает Иви начинённый взрывчаткой поезд метро , который предназначен для подрыва здания парламента, и предоставляет ей право решить, привести план в исполнение или нет. Затем V отправляется на расправу с последними представителями верхушки тоталитарного режима — канцлером Сатлером и главой Службы Безопасности Партии Криди, главным «демоном революции». Криди, сам уже пришедший к выводу о ненужности Сатлера, пристреливает его. В короткой схватке V убивает и солдат-телохранителей, и Криди, однако сам получает тяжёлые раны. Добравшись до поезда и Иви, он сообщает Иви, что полюбил её и умирает у неё на руках.
Всё это время по следам V шёл Главный инспектор лондонской полиции ( Скотленд-Ярд не упоминается, так же как и Нос из комикса-первоисточника) Эрик Финч, который, расследуя подвиги террориста, раскрывает куда более значительные преступления партии Norsefire со времён захвата власти. Инспектор обладает способностью верно предчувствовать события (в комиксе-оригинале это было следствием приёма наркотиков) и делать из «совпадений» правильные выводы ( серендипность ), но его точные подсказки Верховному Канцлеру не находят понимания. Более того, машина государственного террора не раз намекает «состоящему в партии 27 лет» Финчу, что он тоже под наблюдением и легко может оказаться кем-то вроде врага народа. Попутно в фильме проясняются взаимосвязь V и лекарства от вируса, и мотивы его мести представителям Партии.
В тот момент, когда Иви решает отправить к Парламенту заминированный поезд, инспектор находит её, однако в итоге не препятствует запуску поезда к цели. Как и предсказывал V, посмотреть на подрыв Парламента собирается восставшее против режима население. Поскольку отсутствующие среди живых Верховный Канцлер и глава Службы Безопасности больше не отдают приказов, охраняющие подступы к Парламенту вооружённые силы , не вступая в конфликт с надвигающейся грозной лавиной демонстрантов, беспрепятственно пропускают их. Здание Парламента торжественно взрывается, как символ подавляющего прошлого, демонстранты снимают маски Гая Фокса, высланные V незадолго перед этим вагонами по всей стране.
Страна начинает жизнь «с чистого листа».
Актёр | Роль |
---|---|
Хьюго Уивинг | арестант концлагеря Ларкхилл, террорист |
Натали Портман | сотрудница BTN / соучастница V Иви Хэммонд |
Стивен Ри | главный инспектор (лондонской) полиции Эрик Финч |
Джон Хёрт | Верховный Канцлер Адам Сатлер |
Стивен Фрай | директор BTN Гордон Дитрих |
Шинейд Кьюсак | доктор концлагеря / коронер Диана Стэнтон / Делия Сэрридж |
Джон Стэндинг | епископ концлагеря / архиепископ Кентерберийский Петер Лиллиман |
Тим Пиготт-Смит | начальник службы безопасности Криди |
Руперт Грейвс | помощник главного инспектора Доминик Стоун |
актриса / арестантка концлагеря Валери Пейдж | |
Имоджен Путс | юная Валери Пейдж |
Роджер Аллам | комендант концлагеря / «Голос Лондона» Льюис Протеро |
пресс-секретарь партии Дескомб | |
Гай Фокс | |
Денис | |
Козима Шоу | Патриша |
Эдди Марсан | Этеридж |
Чад Стахелски | Сторм Саксон |
Дэвид Литч | грабитель в маске V |
V — главный герой, анархист - террорист , носящий маску Гая Фокса . Впоследствии выясняется, что он бывший узник концентрационного лагеря , единственный из группы подвергавшихся воздействию медицинских препаратов (питварина и пинедрина), который остался в живых, приобретя новую структуру мышления и достаточное время для размышлений. Из-за взрыва лагеря весь обгорел, и поэтому постоянно прячет свою кожу (носит плотный чёрный костюм, перчатки, парик и маску). Умён, интеллигентен, начитан и хитёр, но в то же время жесток и беспощаден по отношению к представителям тоталитарной власти в Англии . Организовал восстание против тоталитарного режима. Погиб физически, передав своё дело возлюбленной Иви Хаммонд согласно комиксу-первоисточнику 5 ноября 1998 года (по фильму это случилось приблизительно в 2039 году), своей смертью довершив падение тоталитарного режима.
Есть несколько принципиальных различий между фильмом и комиксом. Например, в комиксе год 1990, в то время как в фильме — между 2028 и 2038 годами: оригинальная история Алана Мура была создана как ответ на британский тэтчеризм в начале 1980-х и была установлена как конфликт между фашистским государством и анархизмом, в то время как история фильма была изменена братьями Вачовски, чтобы соответствовать современному политическому контексту. Алан Мур, однако, обвинил, что при этом история превратилась в американо-центральный конфликт между либерализмом и неоконсерватизмом, и оставляет оригинальные анархистско-фашистские темы. Мур заявляет, что «не было упоминания об анархии, насколько я видел. Я имею в виду, я думаю, что любые ссылки на расовую чистоту были удалены, тогда как фактически, фашисты хорошо разбираются в довольно расовой чистоте» . Кроме того, в оригинальной истории, Мур попытался поддержать моральную двусмысленность, а не изобразить фашистов как карикатуры. Ограничения времени фильма означали, что сюжет должен был опустить или оптимизировать некоторые детали и сюжетные линии из оригинальной истории. В основном, комикс описывает законный приход фашистов к власти и сохранение ими власти благодаря апатии общественности, тогда как фильм представляет вирус Св. Марии как биологическое оружие, спроектированное и выпущенное партией Norsefire для тайного взятия под контроль собственной страны.
Многое из графического романа претерпело существенные изменения в фильме. V характеризуется в фильме как романтичный борец за свободу, который показывает озабоченность по поводу потери невинной жизни. Однако в графическом романе он изображается как безжалостный, готовый убить любого, кто стоит на пути, человек. Преобразование Иви Хаммонд в протеже V также намного более решительное в романе, чем в фильме. В начале фильма она уже — уверенная женщина с намёком восстания в ней; в графическом романе она описывается как опасная, отчаянная молодая женщина, вынужденная заниматься проституцией. В комиксе V полюбил Иви, когда она к нему практически ничего не испытывала, в фильме описывается любовь обеих сторон. В финале графического романа она не только выполняет планы V, как она делает в фильме, но также и ясно берёт личность V. В фильме инспектор Финч сочувствует V, но в графическом романе он полон решимости остановить V и доходит до принятия ЛСД , чтобы понять преступника. В романе Гордон — мелкий преступник, который берёт Иви (а также заводит с ней отношения) к себе в дом после того как V оставил её на улице, прежде чем будет убит шотландской бригадой. В фильме, однако, Гордон — воспитанный коллега и босс Иви. Он был арестован Криди за телерадиовещание политической пародии на его телепрограмму и позже казнён за хранение Корана, найденного в его погребе.
Фильм продюсировали создатели « Матрицы » Лоуренс и Эндрю Вачовски . Вачовски — большие поклонники творчества Алана Мура. Сценарий фильма был написан в середине 1990-х , ещё до того, как братья начали работать над «Матрицей» (1999). Писатель и художник Алан Мур, крайне недовольный тем, как были экранизированы его комиксы в фильмах « Лига выдающихся джентльменов » и « Из ада », в принципе отказался от упоминания своего имени в титрах всех фильмов, которые будут сняты по его произведениям, а также отказался в пользу своих соавторов от причитающихся ему киногонораров.
Роль Иви могла достаться Скарлетт Йоханссон и Брайс Даллас Ховард , но в итоге на неё взяли Натали Портман . Для того, чтобы поставить британский акцент, Натали занималась с диалектологом , которая также работала с Гвинет Пэлтроу . Натали без всяких возражений согласилась обрить голову. По её словам, она уже давно хотела это сделать.
Роль тоталитарного лидера канцлера Сатлера исполнил Джон Хёрт , сыгравший Уинстона Смита в экранизации культовой антиутопии Джорджа Оруэлла .
Первоначально Джеймс Пьюрфой должен был исполнить роль Ви, но во время съёмочного периода он покинул проект. Его место занял Хьюго Уивинг . В некоторых сценах использованы кадры с Пьюрфоем, переозвученные голосом Уивинга .
Сцены, действие которых происходит на заброшенной линии метро, были сняты в настоящем лондонском метро, на станции Олдвич ветки « Пикадилли », закрытой ещё в 1994 году. Это позволило использовать в съёмках настоящий вагон.
Съёмочной группе разрешили проводить съёмки на Уайт-Холле и площади Парламента только с полуночи до 4:30 утра и только в течение трёх дней. Более того, они могли останавливать автомобильное движение не более чем на четыре минуты за один раз.
Первоначально премьера фильма намечалась на 5 ноября — эта дата в истории Великобритании связана с раскрытием « Порохового заговора » в 1605 году, — но была перенесена, чтобы избежать ассоциаций сюжета фильма с терактами в лондонском метро 7 июля 2005 года. Пришлось изменить и самый первый слоган картины, написанный в стихотворной форме («Remember, remember the 5th of November»), который был частью стиха о «Пороховом заговоре».
Премьерный показ фильма состоялся 11 декабря 2005 года в Остине (Техас) на кинофестивале Austin Butt-Numb-A-Thon. Фильм вышел на экраны в США 17 марта 2006 года. Одновременно показ фильма начался также в кинотеатрах стандарта IMAX .
Для рекламы фильма была разработана серия постеров, изображения которых имитируют плохую бумагу и некачественную печать, соответствующие возможностям подпольных типографий.
На декабрь 2006 года общие сборы «V — значит вендетта» составили 132 511 035 долл., из которых 70 511 035 — доход в США. В день премьеры фильм возглавил американский кинопрокат, собрав 8 742 504, и продолжал удерживать лидерство по итогам первого уикенда показа, принеся 25 642 340 долл. Лента « Любовь и прочие неприятности », ближайший соперник «V…», принесла тогда своим создателям 15 604 892 долл. «V — значит вендетта» дебютировал первым на Филиппинах, Тайване, в Сингапуре, Южной Корее и Швеции. Кроме того, в Северной Америке фильм вышел в 56 IMAX -кинотеатрах, собрав за первые три дня показа 1,36 млн долл.
Фильм был запрещён к показу в Китае, упоминания о нём и связанная информация удалялась властями из местных поисковых систем Baidu и [ источник не указан 1637 дней ] . Однако в декабре 2012 года фильм был показан по государственному каналу , что было расценено как признак либерализации внутренней политики Китая .