Interested Article - Эйкман, Роберт

Ро́берт Э́йкман ( англ. Robert Fordyce Aickman , 27 июня 1914 26 февраля 1981 ) — английский писатель, известный сборниками рассказов в жанре хоррора или историй с привидениями ( ghost stories ). Сам Эйкман, однако, был против такой строгой жанровой классификации и предпочитал называть свои произведения «странными рассказами» ( strange stories ).

Биография

Роберт Фордайс Эйкман родился в Лондоне , в семье архитектора Уильяма Артура Эйкмана. Его дед по материнской линии, Бернард Хелдманн, был плодовитым писателем, известным под псевдонимом Ричард Марш ( англ. ), автором нашумевшего в своё время мистического романа «Жук» ( The Beetle , 1897 ).

На мировоззрение и характер Эйкмана повлияли сложные и конфликтные взаимоотношения родителей, а также общий упадок в обществе и среднем классе ( upper middle class ) в период между двумя мировыми войнами. Уже в молодости Эйкман придерживался строго консервативных взглядов и до конца жизни оставался убеждён, что цивилизованное человеческое общество прекратило своё существование в 1914 году .

На эстетические взгляды Эйкмана заметное влияние оказало раннее увлечение театром, которое сохранилось на всю жизнь, и музыкой, прежде всего оперой. Кроме того, Эйкман был убеждённым поклонником и последователем Фрейда , что также проявилось в его творчестве. О своём отце сам Эйкман говорил так: самый странный из людей, которых я когда-либо встречал .

Эйкман закончил не слишком престижную частную школу и отказался от намерения поступить в Оксфорд , чтобы не напрягать скудные финансовые ресурсы отца. Его юность прошла в обстановке бедности, часто граничившей с нищетой [ источник не указан 5038 дней ] . В 1941 году он получил по наследству от отца небольшой ежегодный доход. Во время войны Эйкман женился на Эдит Рэй Грегорсон ( англ. Edith Ray Gregorson ), также писательнице, авторе нескольких детских книг. Совместно с женой они открыли небольшое литературное агентство. В эти же годы мать Эйкмана погибла в Лондоне во время немецкой бомбёжки [ источник не указан 5038 дней ] .

В 1946 году Роберт и Эдит Эйкман, а также Том Ролт и его жена Анжела организовали благотворительное общество Ассоциация внутренних водных путей . Задачей ассоциации было содействие в сохранении и восстановлении английских рек и каналов. Ассоциация добилась серьёзных успехов на этом поприще, и Эйкман приобрёл определённую известность как общественный деятель. В 1957 году брак с Эдит распался. О ней известно, что она стала монахиней англиканского монастыря в Оксфорде . О последующей личной жизни самого Эйкмана информации практически нет.

Роберт Эйкман скончался 26 февраля 1981 года от рака .

Творчество

В 40-е годы Эйкман много сотрудничает с рядом изданий как кино- и театральный критик. Первой книгой Эйкмана был массивный трактат «Панацея», оставшийся неопубликованным; в нём Эйкман предлагал своё решение всех основных проблем XX века . Рукопись книги хранится в архиве Эйкмана в университете штата Огайо , США .

В 1951 году Эйкман совместно с Элизабет Джейн Говард выпустил сборник «Сумрак нас зовёт» ( We Are for the Dark ; название — цитата из «Антония и Клеопатры»). Книга состояла из шести рассказов, авторство которых не было обозначено; только много лет спустя стало известно, что три принадлежали перу Эйкмана, и три — его соавтору. Сборник считается [ кем? ] ныне важной вехой в развитии жанра, обозначившей переход от сдержанных, классических образцов викторианской и эдвардианской мистики к современному литературному хоррору с его ярко выраженными иррациональными и сюрреалистическими элементами [ источник не указан 5038 дней ] . Книга открывалась рассказом Эйкмана «Поезда» ( The Trains ), одним из самых известных и в некотором смысле программным для автора.

В 1966 году Эйкман издал автобиографическую книгу «Попытка спасения» ( The Attempted Rescue ), которая в большей степени рассказывает о воспитании чувств и формировании характера, чем о событиях личной жизни, и описывает события вплоть до начала Второй мировой войны .

Второй сборник рассказов Эйкмана, «Тёмные записки» ( Dark Entries ) вышел в 1964 году . За ним последовали сборники «Сила тьмы» ( Powers of Darkness , 1966 ), «Таинство» ( Sub Rosa , 1968 ), «Холодная рука в моей руке» ( Cold Hand in Mine , 1975 ), «Истории о любви и смерти» ( Tales of Love and Death , 1977 ), «Вторжения» ( Intrusions , 1980 ) и «Ночные голоса» ( Night Voices , 1985 ).

Вышедший в США сборник «Черти на полотне» ( Painted Devils , 1979 ) содержал переработанные автором версии некоторых более ранних рассказов.

Помимо рассказов, у Эйкмана есть также два изданных романа — «Поздние завтраки» ( The Late Breakfasters , 1964 ) и «Макет» ( The Model , 1987 ). После смерти Эйкмана осталось большое количество неизданных произведений, в том числе пьес для театра. С 1964 по 1972 год Эйкман выпустил в издательстве Fontana восемь томов The Fontana Book of Great Ghost Stories , которые в сумме образуют наиболее полную и представительную антологию жанра ghost story . Ко всем томам, кроме шестого, Эйкман написал предисловия, которые могут служить своего рода авторским комментарием к его собственному творчеству.

Авторский стиль

Рассказы Эйкмана, за единичными исключениями, никогда не были основаны на традиционных для жанра мифологиях (вампиры, чудовища, призраки умерших и т. д.) Вместо этого он черпал вдохновение в тех свойствах мира, которые считал основополагающими: зыбкость, непознаваемость, враждебность по отношению к человеку. Некоторые его рассказы построены вокруг какого-либо аспекта бытия (как, например, красота, сон, детство, старость, путешествие, и т. п.) таким образом, что минимальный, аллюзивный сюжет раскрывает незнакомые, аномальные и пугающие стороны затронутого явления. При этом автор никогда не предлагает читателю завершённую картину и логичное закругление сюжетных линий. Эйкман с лёгкостью опускает любые элементы повествования, будь то завязка, кульминация или развязка, нисколько не теряя при этом — и даже выигрывая — в эффектности и эмоциональном воздействии. Он блистательно использует типично английский приём недоговорённости ( understatement ) для того, чтобы поставить под сомнение рациональную организацию вселенной. Вместо того, чтобы играть на конкретных и привычных страхах, Эйкман виртуозно подводит читателя к внезапному ощущению незнакомства с миром и его повседневными объектами, ощущению того, что он называет the fundamental wrongness of things around us . И хотя некоторые критики упрекали Эйкмана в чрезмерной размытости и загадочности финалов, его тексты никогда не были произвольно туманными: за всеми недоговорённостями, всеми оборванными линиями стоят авторская воля и убеждённость, которые не дают повествованию скатиться к бледным абстракциям.

Рассказы Эйкмана настолько своеобразны, что любые попытки подражать ему, как правило, были неудачными. Отчасти, возможно, это объясняется тем, что его смелый отказ от рациональной картины мира сочетается с крайне элегантным, ровным, классическим литературным стилем, характерным для уже ушедшей литературной эпохи. Из-за невозможности классификации его рассказов, а также из-за специфики короткого жанра, Эйкман добился при жизни известности лишь в относительно узком кругу читателей. Большинство его текстов остаются сегодня относительно труднодоступными, и его репутация является скорее культовой. Но при всей своей оригинальности, Эйкман не обособлен от развития литературы: его творчество укладывается в своего рода трансцендентную литературную традицию, в которой его предшественниками являются Уолтер де ла Мар и , а последователями (в той или иной степени) — такие авторы, как , , Джонатан Кэрролл .

Примечания

  1. Robert Aickman. The Attempted Rescue. — The Tartarus Press, 2001.

Ссылки

Источник —

Same as Эйкман, Роберт